Труд и художественное творчество

Однако образное мышление — еще не искусство. Искусством оно становится лишь тогда, когда объективируется, материализуясь в тех или иных доступных человеку средствах — в слове и телодвижениях, в камне и звуке. Искусство — это звено процесса

общения, в котором оно выступает как посредник между теми, кто создает художественные ценности, и теми, к кому они обращены, кто должен воспринимать и воссоздавать заключенную в них специфическую информацию. Художественное творчество есть поэтому и образное сознание, и практическое созидание произведений искусства как реальных носителей художественной информации. А этот процесс стал возможен постольку, поскольку труд предоставлял человеку орудия и средства материального воплощения художественных идей.

Действительно, именно труд подарил первобытному художнику рубило, которым он высекал на поверхности скалы контуры зверя, и именно в труде выработалось его умение обращаться с рубилом, подчиняя его движения своей воле. Именно труд был технической базой для художественного творчества в области архитектуры и прикладных искусств, и именно он дал человеку руку, способную придавать созидаемым вещам и сооружениям эстетически значимую форму. Продуктом труда оказалась и речь, порожденная необходимостью общения людей в коллективных производственных действиях и ставшая затем материалом искусства слова. А в длительном историческом процессе овладения звуковой речью преобразовалась, разработалась и усовершенствовалась человеческая гортань со сложным механизмом голосовых связок; благодаря этому искусство музыки получило один из первых своих великолепных инструментов, способный извлекать звучания определенной частоты и строить из них необходимые певцу интонационные и ритмические образования. И тот же труд подарил музыке все другие ее орудия: предком струнно-щипковых инструментов был охотничий лук, предками духовых инструментов — охотничий рог и пастушеская дудка, а предками барабанов, бубнов и тамтамов — применявшиеся в охоте средства ударной сигнализации.

Наряду с рукой и гортанью все человеческое тело выковывалось и развивалось в трудовых действиях. Только благодаря этому человек обрел такую гибкость телодвижений и такое умение управлять каждым жестом, которые позволили ему выражать свои душевные состояния языком танца. И лишь научившись в процессе охоты маскироваться в звериную шкуру и подражать движениям и повадкам зверя, первобытный человек открыл в себе актерские способности, овладел способами образного перевоплощения.

Такова величайшая роль, которую сыграл труд в происхождении искусства. Если формирование образного сознания обусловило возможность художественного освоения мира, то именно труд позволил этой возможности стать действительностью.

Остается выяснить, какая же социальная потребность породила это удивительное изобретение человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: