Порядок проведения XYZ-анализа следующий

1. Формулирование цели анализа.

2. Определение коэффициентов вариации по отдельным позициям анализируемого множества.

3. Группировка объектов множества в порядке возрастания ко­эффициента вариации

4. Построение кривой XYZ.

5. Разделение множества анализируемых объектов на три группы – группа X, группа У и группа Z.

Предлагается разделять ассортимент товаров на группы в соответствии с тем, в какой интервал попадает коэффициент вариации на данной позиции. Для данной задачи предлагаются следующие диапазоны групп (см. табл. 9).

Таблица 9

Границы интервалов

для разделения ассортимента по группам

Группа Интервал, %
X 0 ≤ υ ≤ 10
Y 10 ≤ υ ≤ 25
Z 25 ≤ υ ≤ ∞

В общем случае выбор алгоритма распределения рекомендуетcя осуществлять исходя из того, что указанные границы интервала могут не отражать специфики конкретного множества. Поэтому, так же как и для АВС-анализа, предлагается построить кри­вую, а затем определять разделение на группы, руководствуясь участками кривой, между которыми происходит резкое изменение радиуса ее кривизны.

В решаемой задаче цель XYZ-анализа – распределение позиций ассортимента по группам в зависимости от степени неравно­мерности спроса по каждой ассортиментной позиции. То есть необ­ходимо определить:

- позиции ассортимента, объемы реализации по которым прак­тически неизменны во времени (группа X);

- позиции ассортимента, объемы реализации по которым меняются во времени, но не очень значительно и/или достаточно предсказуемо (группа У);

- позиции ассортимента, объемы реализации по которым ме­няются во времени значительно и практически непредсказуемо (группа Z).

Исходя из этого, объект анализа – данные по реализации то­варных запасов (в денежном выражении) по ассортиментным по­зициям, а признак анализа – степень неравномерности реализа­ции ассортиментных позиций с течением времени.

Следовательно, для проведения анализа рассчитаем коэффицие­нт вариации для каждой позиции ассортимента (графа 3 табл. 15). Коэффициент вариации рассчитывается по формуле (4).

Затем выстроим ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Упорядоченный список размещен в графе 4 – 7 табл. 10

Таблица 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: