Операционно-технологические карты - это перечень операций обслуживания, составленный в технологической последовательности, по агрегатам, узлам и системам трактора, комбайна или автомобиля (двигатель, сцепление, коробка передач, системы питания, смазочная и т. д.).
Она позволяют правильно организовать работу исполнителя и качественно провести технологические операции. Кроме того, технологическая карта позволяет осуществить обучение рабочего персонала рациональной последовательности выполнения операций. В них также дается справочный материал по диагностическим и регулировочным параметрам машины.
В таблице 13.1 представлен перечень типовых операций ТО и осуществлено их нормирование.
Таблица 13.1 - Перечень операций технического обслуживания
Наименование операций | Количество обслуживания | Трудо-емкость, чел.-ч | Оборудование, приспособление, инструмент | Технологические требования и указания |
1. Установить автомобиль на пост | 0,6 | - | Автомобиль зафиксировать противооткатными упорами. | |
2. Определить ход штока тормозной камеры переднего левого колеса | 1,2 | Линейка измерительная ГОСТ 427-75 | Ход штоков при давлении в пневмосистеме тормозов не менее 0,6 МПа должен быть 25…35 мм. | |
………………. | ……… | ……… | ………….. | ……………….. |
Общая трудоемкость – 12 чел. мин. Исполнитель – слесарь 4-го разряда.
|
|
Постовые технологические карты включают перечень работ на каждое рабочее место, выполняемых на данном месте.
На основании операционно-технологической карты составляется технологическая карта на рабочее место. Она содержит перечень операций в их технологической последовательности, выполняемых данным рабочим (исполнителем), инструментов, оборудования, описание места выполнения (сверху, снизу, сбоку), количество одноименных мест обслуживания, норму времени и технические условия.
Для обеспечения удобного доступа к машине сверху, сбоку и снизу при проведении техобслуживания используются смотровые канавы, подъемники, эстакады и др. Наибольшее распространение на станциях технического обслуживания получили осмотровые канавы и электромеханические подъемники различных типов.
При проведении технического обслуживания на станциях технического обслуживания широко применяется диагностирование технического состояния машины.
Для диагностирования технического состояния агрегатов и узлов машины широко применяют различные стенды и приборы, с помощью которых можно оценить техническое состояние перед проведением операций технического обслуживания и проконтролировать качество выполненных работ.
Пример операционно-технологической карты диагностирования сцепления автомобиля КамАЗ-53212 представлен в приложении Г.