Понятие производственной логистики

Сущностью логистики производственных процессов является упорядочивание движения материальных потоков на стадии производства продукции.

Главная задача производственной логистики это обеспечение производства продукции необходимого качества в установленные сроки и обеспечение непрерывного движения предметов труда и непрерывная занятость рабочих мест.

Объектом производственной логистики являются потоковые и материальные процессы (материальный поток, материальные услуги). Характерная черта объектов изучения в производственной логистике их территориальная компактность.

Материальный поток в производственной системе - это движение материальных ресурсов в пространстве и во времени между стадиями производственного процесса. Упорядочением такого движения, его рациональной организацией занимается производственная логистика.

Цель производственной логистики заключается в обеспечении своевременного, ритмичного и экономичного движения материальных ресурсов между стадиями и рабочими местами основного производства в соответствии с планами производства и реализации готовой продукции или заказами потребителей.

3.2 Типы организации производства

Под производственным процессом понимается определенным образом упорядоченный в пространстве и во времени комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление продукции необходимого назначения, в определенном количестве и качестве, в заданные сроки.

Производственный процесс по своей структуре неоднороден, он состоит из множества взаимосвязанных подпроцессов, в ходе которых создаются отдельные детали, узлы, а их соединение путем сборки позволяет получить необходимое изделие.

Обычно все производственные процессы подразделяются по функциональному признаку на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем.

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

- отказ от избыточных запасов;

- отказ от завышенного времени на выполнение вспомогательных и транспортно-складских операций;

- отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказов покупателей;

- устранение простоев оборудования;

- обязательное устранение брака;

- устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

- превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

Концепция Микрологистические системы (методы)
  “Точно в срок” (JIT) - тянущие системы Япония 50-е годы KANBAN
  “Планирования потребностей/ресурсов” (RP) - толкающие системы США, СССР 50-е годы MRP – I., MRP – II DRP – I., DRP - II
  “Реагирования на спрос” (DDT) Европейские страны 80-е годы Метод определения точки заказа (перезаказа) (ROP) Метод быстрого реагирования Метод непрерывного пополнения Метод автоматического пополнения запасов
  “Тощее производство” (LP) Западные страны 90-е годы Система LP (KANBAN + MRP)

Карточка заказа

Карточка отбора
  С
1
ОЦ 2
  В
  В
ОЦ 1
  А

 
  С
  В
  В
  А

  С
2
ОЦ 2
  В
  В
ОЦ 1
  А
РИС..3

  С
  С
  В
  В
  А

  С
3
ОЦ 2
  В
  В
ОЦ 1
  А

  С
  С
  В
  А

       
   
 
 
 


Все современные организации производства делятся на 2 типа: “Толкающие” и “Тянущие”.

Характеристика традиционного (толкающего) подхода: изготовление деталей в соответствии с графиком (детали поступают по мере готовности с предыдущей операции на последующую).

Тянущая система заключается в том, что последующий участок заказывает и изымает детали, сборочные единицы и т.п. с предыдущего участка на последующий. Тянущая система задумана с целью уменьшения запасов.Рисунки 3.1 и 3.2.

Рисунок 3.1 - «Толкающий» («Выталкивающий») подход к организации производства

 
 


Рисунок 3.2 - «Тянущий» («Вытягивающий») подход к организации производства

В таблице 3.1 представлено сравнение двух систем.


Таблица 3.1 -Сравнение толкающей и тянущей систем.

Характеристики Тянущая Толкающая
1. Закупочная стратегия (снабжение) Ориентирована на небольшое число поставщиков, поставки частые, небольшими партиями, строго по графику Ориентация на значительное число поставщиков, поставки в основном нерегулярные, крупными партиями
2. Производственная стратегия Ориентация производства на изменение спроса, заказов Ориентация на максимальную загрузку производственных мощностей. Реализация концепции непрерывного производства
2.1. Планирование производства Начинается со стадии сборки или распределения Планирование под производственные мощности
2.2. Оперативное управление производством Децентрализовано. Производственные графики составляются только для стадии сборки. За выполнением графиков других стадий наблюдает руководство цехов Централизованное. Графики составляются для всех цехов. Контроль осуществляется специальными отделами (плановыми, диспетчерскими бюро)
2.3 Использование оборудования и его размещение Универсальное оборудование, которое размещено по кольцевому или линейному принципу Специализированное оборудование, размещенное по участкам, а также частично универсальное оборудование, расположенное линейно
2.4. Кадры Высоко квалифицированные рабочие-многостаночники (универсалы) Узко специализированные рабочие, но есть и рабочие-многостаночники
3. Контроль качества Поставка качественных материальных ресурсов, компонентов, изделий. Сплошной контроль качества осуществляет поставщик Сплошной или выборочный контроль на всех стадиях производства, что удлиняет производственный процесс
4. Стратегия управление запасами Запасы в виде незадействованных мощностей (станков) Запасы в виде излишков материальных ресурсов (сырье)
4.1 Управление страховыми запасами Наличие страховых запасов говорит о сбое в производственном процессе т.к. складские площади почти не предусмотрены Страховой запас постоянно поддерживается на определенном уровне
4.2 Управление операционными заделами (запасы на рабочих местах) Операционный задел минимален за счет синхронизации производства Операционный задел не всегда минимален из-за несинхронности смежных операций, различной пропускной способности оборудования, его плохой расстановки, неэффективного выполнения транспортно-складских работ
4.3 Управление запасами готовой продукции Запасы практически отсутствуют из-за быстрой отправки готовой продукции заказчику. Излишних запасов не бывает, т.к. размер партии готовых изделий сориентирован на заказ Запасы могут быть больше из-за: - несвоевременности изготовления продукции - несвоевременности отправки готовой продукции - размер партии готовых изделий сориентирован на годовую программу без учета колебаний спроса
5. Распределительная стратегия Размер партии готовых изделий равен размеру заказа. Ориентация на конкретного потребителя. Изготовление с учетом специфических требований заказчика Организация послепродажного обслуживания Размер партии готовой продукции соответствует плановому выпуску. Ориентация на “усредненного потребителя”. Организация послепродажного обслуживания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: