Транспортировка грузов - изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется.
Транспортная логистика решает следующие задачи:
- создание транспортных систем;
- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- выбор способа транспортировки и транспортного средства;
- определение рациональных маршрутов доставки.
По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения – сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку.
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Существуют следующие виды транспорта:
- железнодорожный;
- морской;
- внутренний водный (речной);
- автомобильный;
- воздушный;
- трубопроводный.
Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:
|
|
- время доставки,
- частота отправлений груза,
- надежность соблюдения графика доставки,
- способность перевозить разные грузы,
- способность доставить груз в любую точку территории,
- стоимость перевозки.
Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота.
Грузопоток - объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени.
(Мощность грузовых потоков измеряется в т или м3в единицу времени.)
Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления).
Внутренние грузопотоки – это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия.
Грузооборот – основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости.
Планово-экономический расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного грузооборота Qсут с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле:
где
Qг – годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т;
Д – число рабочих дней в году;
Kн – коэффициент неравномерности перевозок (Kн = (1,1 - 3,0).
Грузопотоки оформляются в виде эпюр и схем. Эпюры характеризуют общее перемещение грузов на предприятии, напряженность грузопотоков, их направление. Они помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.
|
|
Построение эпюры, как это показано на рис. 2.5.1, начинается с грузопотока, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт (в нашем случае вначале откладывается количество груза, следующего из А в Г, затем из Б в Г и т.д.).
Количество транспортных средств Kтс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле:
где
Q – грузооборот за расчетный период, т;
qч – часовая производительность транспортного средства в течение расчетного периода, ч;
ТТ – время работы транспортного средства в течение планового периода.
Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле
где
qн – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;
Kгр – коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;
Ттр – транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.
Организация и планирование перевозок
Организация работы внутреннего транспорта включает:
- выбор системы планирования перевозок,
- осуществление соответствующих подготовительных работ,
- установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.
Две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам
Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.
При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами.
При веерном маршруте – перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько.
Кольцевой маршрут применяется при последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов.
Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.
При разработке графика работы транспортных средств предусматривают выполнение подготовительных работ:
- порядок обеспечения тарой;
- оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации;
- закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.
Планирование перевозок состоит из трех этапов:
- технико-экономическое планирование;
- календарное планирование;
- диспетчирование.