Принципы построения транспортных тарифов в условиях рыночной экономики

Транспортные издержки и тарифы по видам транспорта.

ЛЕКЦИЯ 8

Тариф (цена на транспортную продукцию) — это система ставок, по которым взимается плата за транспортные услуги, заранее объявленная для всех грузовладельцев и действующая в течение длительного времени. Транспортные тарифы формируют доходы транспорта и являются при этом транспортными издержками потребителя транспортных услуг. Разница между доходами (тарифом) и расходами транспорта составляет прибыль транспортных предприятий, которая входит в противоречие с целями потребителя и транспорта. Это противоречие можно ликвидировать лишь на основе согласования их интересов, объективного учета конъюнктурных факторов и общественно-необходимых затрат труда на разных видах транспорта. В этой связи очевидно, что при любой системе ценообразования себестоимость перевозок по существу является исходной базой для определения цены (тарифа), причем в рыночной экономике себестоимость транспортных услуг может часто рассматриваться как нижняя граница цены на транспортные услуги.

Издержки транспортного предприятия в его производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности определяются прежде всего затратами на приобретение различных ресурсов (топлива, оборудования, материалов и пр.) для выполнения транспортного процесса и управления этим процессом. Кроме того, необходимы расходы на реализацию продукции, содержание инфраструктуры, налоги, взносы и т. д. Транспортные издержки состоят из затрат на движенческие операции, перегрузочные работы, складирование, а также услуги, повышающие качество перевозок. При построении тарифов, как правило, учитывают эту дифференциацию затрат. Естественно, что эти затраты прежде всего должны учитываться в себестоимости транспортной продукции.

На формирование тарифов на транспорте оказывают влияние степень использования и тип транспортного средства, время перевозочных операций, скорости доставки грузов, формы организации транспортного процесса, расстояния перевозки, а также структура грузов, качество дорог, уровень организации дорожного движения и др. От перечисленных факторов зависит и доля транспортных издержек в окончательной стоимости товара.

Особенности формирования транспортных тарифов проявляются в дифференциации их по ряду признаков. Транспортные тарифы делятся на государственные, регулируемые федеральными органами; местные или региональные, устанавливаемые по согласованию с региональными органами; отраслевые, устанавливаемые отраслевыми транспортными органами; свободные и договорные, устанавливаемые по договору с потребителями транспортных услуг (за рубежом применяют термин "контактные") на единичную или долговременную перевозку.

Тарифы делятся по виду перевозок на грузовые и пассажирские. Кроме этого, тарифы подразделяются на общие (основные на каждом виде транспорта для основной номенклатуры перевозимых грузов), исключительные (для определенных грузов или условий перевозки), специальные (для специфических услуг), дифференциальные (зависящие от вида операций), повременные (зависящие от времени использования транспортных средств) и другие, применяемые в особых случаях.

Грузовые и пассажирские тарифы на всех видах транспорта различают также по видам сообщений (городское, пригородное, междугородное, международное, местное, каботажное и др.); скорости движения (высокоскоростное, скорое, экспрессное и др.); видам отправки (повагонные, маршрутные, контейнерные и т. д.); типу подвижного состава (универсальный, специализированный и т. п.) и мест в них (купейные, общие и др.); расстоянию перевозки; родам груза и степени использования грузоподъемности транспортного средства; качеству транспортного обслуживания.

Ценовая (тарифная) политика должна обеспечивать возмещение транспортным предприятиям общественно-необходимых издержек и необходимую финансовую поддержку для сохранения и укрепления транспортного потенциала страны и сокращения транспортных затрат в конечной цене произведенной продукции.

Различают два принципа ценообразования — затратный и маржиналистский (от англ. marginal — предельный). Согласно первому принципу, в основе которого лежит трудовая теория стоимости, цена есть денежное выражение стоимости услуг (товара). До экономической реформы в стране по этому принципу строились все транспортные тарифы, в основу которых закладывалась средняя себестоимость перевозок и определенный уровень рентабельности. Переход страны к рыночным условиям хозяйствования потребовал изменения подхода к построению транспортных тарифов. Затратный механизм предполагает административное ценообразование, что подтверждается долгим использованием его в советской экономике. Такая концепция механизма формирования транспортных тарифов может осуществляться при дотационной поддержке со стороны государственного бюджета и в условиях рынка.

В маржиналистской (противозатратной, или рыночной) теории ценообразования основой формирования цен являются предложение и спрос, где предложение — это количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени; спрос — это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Эта теория базируется на идее предельных состояний основных рыночных переменных (производительности, дохода, издержек, полезности, спроса, предложения), а принцип маржинализма заключается в нахождении такого предела указанных переменных, и, прежде всего, цены, за чертой которого фирме становится невыгодным увеличивать объем производства, а потребителям невыгодно увеличивать объем потребления.

Государство регулирует цены на транспортные услуги на отдельных территориях (районы Крайнего Севера, Дальнего Востока), видах транспорта, т.к. транспортные тарифы влияют на размещение производства, использование отдельных видов транспорта, ценообразование в отраслях народного хозяйства. Государство регулирует тарифы в области пассажирских перевозок из-за монополии отдельных видов транспорта при низкой платежеспособности населения.

Необходимо соблюдение методологического единства принципа формирования и дифференциации тарифов на разных видах транспорта, единства методов определения нормативных затрат и накоплений, учета ценообразующих факторов, а также условий применения тарифных санкций и стимулов.

Тарифы должны строиться на базе транспортных признаков, влияющих на уровень затрат на перевозку (вида отправки, свойств грузов в совокупности со способами их упаковки, типов подвижного состава, сроков доставки, условий перевозки) и предусматривать поощрение эффективных вариантов транспортировки. Окончательная цена устанавливается рынком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: