Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие содержит материал, посвященный логистике — науке об управлении потоковыми процессами в рыночной экономике. «Логистика» как дисциплина входит в состав образовательного стандарта специальностей «Менеджмент организации» и «Экономика и управление на предприятии» и наряду с другими дисциплинами образует основу теоретической подготовки экономистов-менеджеров.
Пособие включает 11 разделов. Последовательность изложения материала отражает структуру дисциплины и позволяет сформировать представление об основных функциональных областях логистики; логистических методах управления в сфере транспорта, запасов, производства, складирования и ценообразования. Новизна логистического подхода заключается в том, что все эти объекты экономики объединяются в общую материалопроводящую систему. Появляется реальная возможность создавать «сквозное» управление материальными потоками хозяйствующего субъекта в условиях быстро меняющихся приоритетов покупателя.
|
|
Объекты логистики — материальный, финансовый и информационный потоки на всем пути движения — от первичного источника сырья до конечного потребителя.
Главным в планировании логистических систем является создание новых бизнес-возможностей, обеспечивающих выживаемость организации (предприятия). При этом идет постоянный поиск оптимальной стратегии развития и формируется специальный механизм реализации этой стратегии.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины — на базе анализа современных подходов к теории и практике добиться всестороннего и глубокого пони-
мания сущности, природы и методологии логистического познания предприятий как сложных систем и научиться использовать полученные знания для оптимизации потоковых процессов, происходящих в этих системах, поскольку логистические взаимосвязи — один из определяющих факторов повышения эффективности работы предприятий региона.
Основные задачи дисциплины:
■ изучение понятийного аппарата логистики;
■ усвоение принципов и методов логистического познания предприятий как сложных искусственных систем;
■ рассмотрение практического применения теории и методологии логистики на предприятиях.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Ознакомившись с курсом дисциплины обучающийся должен: знать:
■ место и роль логистики в становлении и развитии новой экономической теории;
■ основы теории и методологии логистики предприятия;
■ логистическую сущность экономической эффективности процессов производства и распределения материальных благ;
|
|
■ основные функциональные области логистики и их роль в экономике предприятия;
■ методы оптимизации движения и использования материальных и информационных потоков на предприятии;
■ требования логистики к традиционной системе управления предприятием;
уметь:
■ выявлять недостатки современной теории и практики управления предприятием исходя из логистической концепции управления;
■ применять логистические принципы и методы управления потоковыми процессами на предприятии;
владеть:
■ навыками самостоятельного усвоения новых знаний в области теории логистики;
■ методами анализа функционирования звеньев логистической цепи — «закупка», «производство», «запасы», «складирование», «транспорт», «распределение и сбыт», «сервис», «информация»;
■ методами оценки резервов экономии от оптимизации движения и использования материального и других потоков на предприятии.
Логистика как дисциплина в системе подготовки экономистов-менеджеров и менеджеров связана со следующими дисциплинами учебного плана:
■ философией, экономической теорией, менеджментом, теорией организации, разработкой управленческих решений — в теоретико-методологическом аспекте;
■ экономикой предприятия, маркетингом, статистикой, информатикой — в методическом аспекте.
ФОРМА КОНТРОЛЯ И САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
После изучения каждого раздела данного учебного пособия, а также специальной литературы нужно самостоятельно выполнить тест и решить задачи. Затем перейти к итоговому тесту и перечню экзаменационных вопросов, на которые необходимо ответить при подготовке к итоговому контролю (экзамену) после изучения всего курса. Для лучшего усвоения материала целесообразно выучить термины, приведенные в начале каждого раздела.