Информационные потоки в логистической системе

В основе процесса управления материальным потоком лежит обработка информации, циркулирующей в логистических информа­ционных системах. Поэтому ключевым понятием логистики являет­ся информационный поток.

Информационный поток (ИП) в логистике — это совокупность циркулирующих в логистической системе или между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управле­ния логистическими операциями. Информационный поток соответ­ствует материальному и может существовать в виде бумажных и элек­тронных документов.

В логистике выделяют виды ИП в зависимости:

■ от вида связываемых потоком систем — горизонтальный и вер­тикальный;

■ от места прохождения — внешний и внутренний;

■ от направления по отношению к логистической системе — входной и выходной.

Информационный поток может опережать материальный, сле­довать одновременно с ним или после него. При этом информацион­ный поток может быть направлен в одну сторону с материальным или в противоположную:

■ опережающий ИП во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

■ опережающий И П в прямом направлении — это предваритель­ные сообщения о предстоящем прибытии груза;

■ одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о его количественных и качественных параметрах;

■ вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Информационный поток характеризуется:

■ источником возникновения;

■ направлением движения;

■ скоростью передачи и приема;

■ интенсивностью.

Управлять информационным потоком можно следующим образом:

■ изменяя направление потока;

■ ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;

■ ограничивая объем потока до величины пропускной способ­ности отдельного узла или участка пути.

Помимо логистических операций в экономических системах осу­ществляются и иные операции, также сопровождающиеся возникно­вением и передачей потоков информации.

Информация является не только элементом системы, но и сама является системой, состоящей из подсистем (элементов). Наиболее часто информационные системы включают в себя две основные под­системы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач для осущест­вления определенных целей фирмы. Обеспечивающая: техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информации; информационное обеспечение в виде справочников, классификаторов, средств формализованного описания данных; математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач.

Логистические информационные системы (ЛИС) подразделя­ются на три группы:

1) плановые;

2) диспозитивные;

3) исполнительные.

Плановые ЛИС создаются на административном уровне управ­ления и служат для принятия долгосрочных решений стратегическо­го характера.

Диспозитивные ЛИСсоздаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логисти­ческих систем.

Исполнительные ЛИС создаются на уровне административно­го или оперативного управления. Этими системами могут решаться различные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлени­ем перемещениями и т.д.

Разработка ЛИС должна начинаться с выяснения информаци­онных потребностей и анализа затрат и результатов. Существуют раз­личные уровни информационных потребностей, которые в опреде­ленном смысле отражают иерархию принятия решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: