Логистика предполагает рассматривать систему обра-
щения во всей ее сложности и многообразии, так как ис-
следование развития и функционирования больших систем
требует только системного подхода.
2.4. Сущность логистического подхода
Можно сказать, что логистический подход — это си-
(к'мный подход к исследованию социально-экономических
и ч сѵювеко-машинных систем. Особенность его применения
состоит в том, что каждое состояние исследуемого объекта
и их совокупность рассматриваются во взаимосвязи, пре-
гмственности и развитии, в переходе к качественно ново-
му состоянию. Сложные объекты при этом исследуются
как иерархически построенное единство открытых систем,
иричем любые обоснованные решения должны учитывать
их влияние на смежные элементы и связи.
Применение логистического подхода к проектированию
развития экономических систем предполагает решение сле-
луюш.их задач:
— постановка целей развития и нахождение их опти-
мального сочетания;
— определение путей и средств достижения этих целей
через выявление связей и исследование взаимодействия
учитываемых факторов и рассматриваемых объектов в ко-
.Дичественной форме;
— взаимоувязка целей и средств их достижения с потреб-
ностью в ресурсах, учитывая ограниченность последних.
Главные инструменты логистического подхода — анализ
и синтез исследуемой системы. Анализ системы позволяет
выявить ее наиболее существенные составляющие, дать им
характеристику, а также количественную оценку взаимо-
действия друг с другом, определяет их влияние на параме-
тры исследуемой системы. Синтез используется в процессе
разработки и функционирования формализованной дина-
мической модели параметров системы.
Логистика позволяет комплексно, с системных позиций
охватить все этапы комплекса: «снабжение — производ-
ство — хранение — распределение — транспорт — спрос —
потребление». Ранее целевая функция этого комплекса
L(C) ориентировалась на минимум издержек в каждом
из звеньев и рассчитывалась по формуле
� с П X P T'
где С�, Cp, — затраты соответственно на снабжение,
производство, хранение (складирование), распределение,
транспортировку.
Логистический подход ориентирован на отказ от изо-
лированного рассмотрения издержек и использует крите-
|
Глава 2. Научные и методологические основы логистики
рий минимума суммы указанных затрат, базирующийся на
оптимальном значении каждого из слагаемых. С точки зре-
ния логистики целевая функция комплекса: «снабжение —
производство — хранение — распределение — транспорт —
спрос — потребление» рассчитывается так:
1(C) = min (optC� + optCj� + optCjj + optCp + optC�).
Оптимизация основывается на определенной совокуп-
ности исходных положений:
— исходная логистическая структура рассматривается
как сложная система, имеющая ряд подсистем;
— каждая подсистема обладает собственным критерием
оптимальности, отражающим ее внутренние (имманент-
ные) интересы;
— функционирование структуры представляет собой
процесс взаимодействия этих подсистем;
— взаимодействие подсистем осуществляется посред-
ством особой логистической системы, т.е. является эко-
номическим взаимодействием, цель которого — наилуч-
шее сочетание интересов отдельных подсистем и системы
в целом.
В логистике применяется критерий оптимальности
В. Парето, который позволяет проверить, улучшает ли
предложенное решение по конкретному объекту общее со-
стояние системы. Сущность логистической оптимизации
по Парето заключается в следующем. Пусть в логистиче-
ской системе выделяется ш подсистем. Введем следующие
обозначения:
k - \у7п — совокупность подсистем логистической си-
стемы;
— вариант экономического поведения �-й подси-
стемы;
lk = fipc� — целевая функция k-vL подсистемы;
х= (х�,..., х�) — вариант экономического поведения логи-
стической системы как композиция типов подсистем;
с = (с�,..., с�) — вектор значений целевых функций под-
систем;
— множество допустимых значении вариантов эконо-
мического поведения k-й подсистемы;
X — множество допустимых вариантов экономического
поведения логистической системы в целом, состоящих из
2.4. Сущность логистического подхода
композиции допустимых вариантов подсистем и удовлет-
іюряющих дополнительным общим ограничениям логисти-
ческой системы.
Из совокупности моделей подсистем можно составить
.іздачу векторной оптимизации на множестве допустимых
нариантов поведения подсистем и логистической системы
н целом с целевой функцией
L(x) = [I, (х,),/„ (л:�)]
L(x) -> min;
x = xJzX.
Решение этой задачи позволяет находить эффектив-
ные варианты экономического поведения логистической
системы, оптимизированные по Парето. Допустимое ре-
шение х* = (хрX*), которому соответствует вектор с* =
= (c�* с*), является эффективным, если не существует
другого допустимого решения х = (х�, которому от-
нечает вектор с = (с�,с�) такой, что:
< С��для всех k =
и
т т
k=i k=i
Эффективное решение X совокупности подсистем — это
такое допустимое экономическое поведение логистиче-
ской системы (минимум суммарных затрат), при котором
ни одна из подсистем не может улучшить свое положение
(минимизировать свои локальные издержки), не ухудшая
положения хотя бы одной из остальных подсистем. Ины-
ми словами, понятие оптимальности по Парето выражает
такое экономическое поведение, согласно которому хорошо
делать так, чтобы кому-нибудь стало лучше, если при этом
никому другому не становится хуже.
Пример оптимизации по Парето для системы, состоящей
из двух подсистем, изображен на рис. 2.2.
Глава 2. Научные и методологические основы логистики
Рис, 22. Граница оптимальных решении по Парето
Здесь линия АВ отображает множество значений це-
левых функций. Величины С� — значения целевых
функций подсистем при их изолированном функциониро-
вании, Подсистемы логистической системы заинтересова-
ны в таком совместном функционировании, чтобы в итоге
получить значения итоговых целевых функций не хуже,
чем Cj и Отсюда следует, что решение необходимо
искать на участке DE. Для подсистемы I неприемлемы
все решения, лежаш;ие левее для подсистемы П —
ниже С�Е.
Практически это означает, что логистика ведет к отказу
от проведения отдельных мероприятий по рационализации
материально-технического обеспечения и перевозок, она
нацелена на рационализацию всей сферы обращения и про-
изводства в совокупности.
Очевидно, что использование всех преимуш;еств логи-
стического подхода возможно лишь в условиях развитого
рыночного хозяйства. Это объясняется в первую очередь
тем, что дефицит (превышение спроса над предложением)
позволяет поставщику диктовать условия поставок. Про-
давец заинтересован в условиях, которые позволяют лично
ему минимизировать издержки и обеспечить широкий круг
потенциальных потребителей. Превышение же предложе-
ния над спросом дает потребителю возможность выбирать
поставщика. Продавать продукцию в этом случае могут
только те поставщики, которые в состоянии выполнить все
требования потребителей. При этом логистика позволяет
2�. Правила и показатели логистики
.»к()іюмически сильным фирмам перераспределить запасы
піким образом, чтобы снять с себя издержки, связанные
г хранением материальных ресурсов, и не подвергаться ри-
ску оказаться без резервных запасов.