Сущность логистического подхода

Логистика предполагает рассматривать систему обра-

щения во всей ее сложности и многообразии, так как ис-

следование развития и функционирования больших систем

требует только системного подхода.


2.4. Сущность логистического подхода



Можно сказать, что логистический подход — это си-

(к'мный подход к исследованию социально-экономических

и ч сѵювеко-машинных систем. Особенность его применения

состоит в том, что каждое состояние исследуемого объекта

и их совокупность рассматриваются во взаимосвязи, пре-

гмственности и развитии, в переходе к качественно ново-

му состоянию. Сложные объекты при этом исследуются

как иерархически построенное единство открытых систем,

иричем любые обоснованные решения должны учитывать

их влияние на смежные элементы и связи.

Применение логистического подхода к проектированию

развития экономических систем предполагает решение сле-

луюш.их задач:

— постановка целей развития и нахождение их опти-

мального сочетания;

— определение путей и средств достижения этих целей

через выявление связей и исследование взаимодействия

учитываемых факторов и рассматриваемых объектов в ко-

.Дичественной форме;

— взаимоувязка целей и средств их достижения с потреб-

ностью в ресурсах, учитывая ограниченность последних.

Главные инструменты логистического подхода — анализ

и синтез исследуемой системы. Анализ системы позволяет

выявить ее наиболее существенные составляющие, дать им

характеристику, а также количественную оценку взаимо-

действия друг с другом, определяет их влияние на параме-

тры исследуемой системы. Синтез используется в процессе

разработки и функционирования формализованной дина-

мической модели параметров системы.

Логистика позволяет комплексно, с системных позиций

охватить все этапы комплекса: «снабжение — производ-

ство — хранение — распределение — транспорт — спрос —

потребление». Ранее целевая функция этого комплекса

L(C) ориентировалась на минимум издержек в каждом

из звеньев и рассчитывалась по формуле

� с П X P T'

где С�, Cp, — затраты соответственно на снабжение,

производство, хранение (складирование), распределение,

транспортировку.

Логистический подход ориентирован на отказ от изо-

лированного рассмотрения издержек и использует крите-

L(C) = minC + minC + minC + minC + minC, L(C) = minC + minC + minC + minC + minC,



Глава 2. Научные и методологические основы логистики


рий минимума суммы указанных затрат, базирующийся на

оптимальном значении каждого из слагаемых. С точки зре-

ния логистики целевая функция комплекса: «снабжение —

производство — хранение — распределение — транспорт —

спрос — потребление» рассчитывается так:

1(C) = min (optC� + optCj� + optCjj + optCp + optC�).

Оптимизация основывается на определенной совокуп-

ности исходных положений:

— исходная логистическая структура рассматривается

как сложная система, имеющая ряд подсистем;

— каждая подсистема обладает собственным критерием

оптимальности, отражающим ее внутренние (имманент-

ные) интересы;

— функционирование структуры представляет собой

процесс взаимодействия этих подсистем;

— взаимодействие подсистем осуществляется посред-

ством особой логистической системы, т.е. является эко-

номическим взаимодействием, цель которого — наилуч-

шее сочетание интересов отдельных подсистем и системы

в целом.

В логистике применяется критерий оптимальности

В. Парето, который позволяет проверить, улучшает ли

предложенное решение по конкретному объекту общее со-

стояние системы. Сущность логистической оптимизации

по Парето заключается в следующем. Пусть в логистиче-

ской системе выделяется ш подсистем. Введем следующие

обозначения:

k - \у7п — совокупность подсистем логистической си-

стемы;

— вариант экономического поведения �-й подси-

стемы;

lk = fipc� — целевая функция k-vL подсистемы;

х= (х�,..., х�) — вариант экономического поведения логи-

стической системы как композиция типов подсистем;

с = (с�,..., с�) — вектор значений целевых функций под-

систем;

— множество допустимых значении вариантов эконо-

мического поведения k-й подсистемы;

X — множество допустимых вариантов экономического

поведения логистической системы в целом, состоящих из


2.4. Сущность логистического подхода



композиции допустимых вариантов подсистем и удовлет-

іюряющих дополнительным общим ограничениям логисти-

ческой системы.

Из совокупности моделей подсистем можно составить

.іздачу векторной оптимизации на множестве допустимых

нариантов поведения подсистем и логистической системы

н целом с целевой функцией

L(x) = [I, (х,),/„ (л:�)]

L(x) -> min;

x = xJzX.

Решение этой задачи позволяет находить эффектив-

ные варианты экономического поведения логистической

системы, оптимизированные по Парето. Допустимое ре-

шение х* = (хрX*), которому соответствует вектор с* =

= (c�* с*), является эффективным, если не существует

другого допустимого решения х = (х�, которому от-

нечает вектор с = (с�,с�) такой, что:

< С��для всех k =

и

т т

k=i k=i

Эффективное решение X совокупности подсистем — это

такое допустимое экономическое поведение логистиче-

ской системы (минимум суммарных затрат), при котором

ни одна из подсистем не может улучшить свое положение

(минимизировать свои локальные издержки), не ухудшая

положения хотя бы одной из остальных подсистем. Ины-

ми словами, понятие оптимальности по Парето выражает

такое экономическое поведение, согласно которому хорошо

делать так, чтобы кому-нибудь стало лучше, если при этом

никому другому не становится хуже.

Пример оптимизации по Парето для системы, состоящей

из двух подсистем, изображен на рис. 2.2.



Глава 2. Научные и методологические основы логистики


Рис, 22. Граница оптимальных решении по Парето

Здесь линия АВ отображает множество значений це-

левых функций. Величины С� — значения целевых

функций подсистем при их изолированном функциониро-

вании, Подсистемы логистической системы заинтересова-

ны в таком совместном функционировании, чтобы в итоге

получить значения итоговых целевых функций не хуже,

чем Cj и Отсюда следует, что решение необходимо

искать на участке DE. Для подсистемы I неприемлемы

все решения, лежаш;ие левее для подсистемы П —

ниже С�Е.

Практически это означает, что логистика ведет к отказу

от проведения отдельных мероприятий по рационализации

материально-технического обеспечения и перевозок, она

нацелена на рационализацию всей сферы обращения и про-

изводства в совокупности.

Очевидно, что использование всех преимуш;еств логи-

стического подхода возможно лишь в условиях развитого

рыночного хозяйства. Это объясняется в первую очередь

тем, что дефицит (превышение спроса над предложением)

позволяет поставщику диктовать условия поставок. Про-

давец заинтересован в условиях, которые позволяют лично

ему минимизировать издержки и обеспечить широкий круг

потенциальных потребителей. Превышение же предложе-

ния над спросом дает потребителю возможность выбирать

поставщика. Продавать продукцию в этом случае могут

только те поставщики, которые в состоянии выполнить все

требования потребителей. При этом логистика позволяет


2�. Правила и показатели логистики



.»к()іюмически сильным фирмам перераспределить запасы

піким образом, чтобы снять с себя издержки, связанные

г хранением материальных ресурсов, и не подвергаться ри-

ску оказаться без резервных запасов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: