Логистика как наука имеет эмпирическую природу и от-
носительно короткую историю. В силу этого специфические
законы логистики — необходимые, существенные, устойчи-
иые, повторяющиеся отношения между явлениями — нахо-
дятся в состоянии становления. Функцию целеполагания
и значительной мере осуществляют «шесть правил» логи-
стики, формулируемые так: «Предоставить:
1) необходимое количество
2) нужного товара
3) заданного качества
4) в нужное время
5) к установленному сроку
6) за согласованную цену».
Заметим, что приведенные здесь «шесть правил» ло-
гистики представляют собой необходимое и достаточное
условие для экономико-математического моделирования
формализованных логистических процессов. Появление
в литературе «седьмого» и последующих правил с этой точ-
ки зрения является избыточным, но допустимо в опреде-
ленных условиях (подробнее мы затронем этот вопрос при
рассмотрении логистического сервиса).
Обращаем внимание на применимость этих правил
|
|
не только к сырью, материалам, покупным полуфабрикатам
(оборотным фондам), но и к основным фондам, и к трудо-
вым ресурсам. Эти проблемы решаются в рамках аутсор-
синга и аутстаффинга.
Логистика как наука и как сфера профессиональной дея-
тельности в силу своей конкретной направленности не мо-
жет не иметь четких критериальных измерений, которые
находят отражение в определенных показателях. Безуслов-
но, принимая во внимание многообразие технологий в ло-
гистике, можно привести чрезвычайно большое количество
показателей, так или иначе имеющих отношение к логисти-
ке. Задача оптимизации числа и содержания логистических
показателей традиционна: для полноты информации требу-
Глава 2. Научные и методологические основы логистики
ется возможная максимизация показателей, для удобства
работы с ними — их минимизация.
В качестве основных логистических показателей чаще
всего называют следующие:
— частота оборачиваемости всех запасов, определяемая
как отношение товарооборота к объему складских запасов;
— общие затраты на материально-техническое обеспече-
ние, приходящиеся на единицу товарооборота;
— степень готовности поставщика (в процентах), рас-
считываемая как частное от деления объема удовлетворен-
ных потребностей в указанный срок на общий объем по-
требностей;
— затраты на логистику (в процентах от общих рас-
ходов);
— период оборота материальных ресурсов для отдель-
ных складов (сутки);
— расходы на отправленную единицу продукции;
— расходы на тонно-километр перевозимых грузов;
— загрузка склада и парка транспортных средств;
|
|
— степень риска, связанная с содержанием запасов.
Сюда же отнесем показатели поставок, ритмичности
и работы склада, дополняющие вышеперечисленные в ча-
сти оценки отдельных сторон логистического процесса.
Показатели поставок (producer goods delivery indices) ха-
рактеризуют объем, структуру, ритмичность поставок. Вы-
полнение обязательств по физическому объему поставок
рассчитывают путем сопоставления объема фактически по-
ставленной в счет договорных обязательств продукции с ее
объемом, предусмотренным в договорах поставки. Выпол-
нение обязательств по ассортименту поставленной продук-
ции определяют путем сопоставления фактического объема
поставленной продукции и предусмотренного в договорах
ассортимента.
Показатели ритмичности (variability indices) — это отно-
шение суммы фактически произведенной продукции в пре-
делах планового задания за каждый отрезок времени изучае-
мого периода к общему объему задания на период в целом.
Показатели работы склада (warehousing indices) — тех-
нико-экономические показатели, используемые для ком-
плексного анализа различных направлений работы складов.
Система этих показателей может быть представлена тремя
укрупненными группами:
25» Правила и показатели логистики
1) показатели интенсивности работы складов (грузообо-
рот, удельный грузооборот, коэффициент неравномерности
:»афузки, суммарная работа склада, интенсивность прохож-
дения грузов);
2) показатели эффективности использования складских
площадей (вместимость, полезная площадь, коэффициент
использования, грузонапряженность склада);
3) показатели уровня сохранности грузов и финансовые
показатели (число случаев не сохранности грузов, расходы
складов, себестоимость хранения, доходы, производитель-
ность труда работников склада).
В Германии путем опроса были получены 23 наиболее
часто применяемых показателя логистики. Критерием яви-
лось то, что они были названы представителями более чем
70% опрошенных фирм. К этим показателям относятся:
1) отношение числа заказов к выбранному периоду вре-
мени;
2) потребность в материалах, отнесенная к периоду вре-
мени;
3) затраты на персонал, отнесенные к периоду;
4) численность персонала;
5) количество пропусков по болезни;
6) доля запасов по отношению к обороту;
7) стоимость заказов к периоду;
8) среднее наличие на складе;
9) различие в показателях инвентаризации к количеству
инвентаризаций;
10) количество отсутствующих на работе;
11) стоимость наличия на складах, отнесенная к связан-
ному капиталу;
12) число складских позиций;
13) продолжительность оборота склада;
14) среднее время восстановления запаса;
15) количество (частота) оборотов;
16) стоимостное выражение различий инвентаризации
к числу инвентаризаций;
17) уровень готовности к поставкам;
18) доля запасов в обороте;
19) доля стоимости материалов, отнесенная к стоимости
изготовления (материалоемкость);
20) число позиций заказов за период;
21) средняя продолжительность хранения на складе;
Глава 2. Научные и методологические основы логистики
22) отношение затрат на складирование к площади
склада;
23) доля сторонних организаций в обороте. Хотя пере-
чень показателей, используемых на предприятиях Герма-
нии, весьма обширен, относиться к ним, по нашему мнению,
следует критически: некоторые из них (п. 5, 10) логистиче-
скими, в строгом смысле слова, не являются, так как это
показатели, отражающие некоторые стороны функциони-
рования предприятий и подразделений, осуществляющих
логистическую деятельность, характеризующие фирму как
предпринимательскую структуру.
Эффективность применения логистики оценивается
не столько ее конкретными показателями и тенденцией их
|
|
изменения, сколько ее влиянием на изменение экономиче-
ских и финансовых результатов деятельности фирмы: уве-
личение размера прибыли, повышение производительности
труда и т.д.
Если же необходимо оценить саму технологию логисти-
ки, качество логистики как системы физического распре-
деления, то об этом целесообразнее судить по следующим
показателям:
— скорость доставки;
— надежность сроков поставки;
— способность системы к немедленному удовлетворе-
нию спроса.
Контрольные вопросы и задания