В 1960-х гг. в Лондонской школе экономики для мо-
делирования экономических процессов использовались
гидравлические модели, где потоки воды имитировали по-
токи денег и товаров. Отдельные резервуары отождествля-
лись экспериментаторами с такими категориями, как «объ-
ем промышленного производства», «налоговое обложение»,
«личное потребление» и т.д., при этом соединяющие эти
резервуары трубки позволяли регулировать потоки воды.
Задавая те или иные условия экономического развития,
можно было моделировать динамику капиталовложений,
покупательского спроса, личных доходов и т.д. путем про-
пускания пропорциональных объемов жидкости в соответ-
ствующие резервуары.
Разумеется, сегодня использование компьютеров для
моделирования подобных процессов дает значительно
большие возможности, однако понятие потока использует-
ся еще с тех пор.
В многочисленных работах по логистике в качестве
главной категории называется именно поток. С этим нель-
зя не согласиться, но следует сделать существенное до-
|
|
бавление: главными категориями логистики являются по-
ток и запас, которые друг без друга существовать просто
не могут.
Поток представляет собой совокупность объектов, вос-
принимаемую как единое целое, существующую как про-
3.1. Материальные потоки
цесс на некотором временном интервале и измеряемую
м абсолютных единицах за определенный период. Параме-
тры потока — это параметры, характеризующие происходя-
щий процесс.
Запас — категория, характеризующая число объектов,
имеющихся в наличии в некоторый конкретный момент
времени и измеряемая в абсолютных единицах.
Между статическими параметрами запасов и динамиче-
скими параметрами потоков существует тесная взаимосвязь.
Поток (П) характеризует процесс изменения запаса (3):
(к
Запас отражает результат изменения и накопления по-
тока:
h
3 = Jn dt.
Категории потока и запаса широко используются в ма-
кроэкономических моделях, правда без столь глубокой
и детализированной проработки, которая необходима в ло-
гистике. Так, Э. Дж. Долан и Д. Линдсей, рассматривая
проблему кругооборота доходов и продуктов в экономиче-
ской системе, определяют ее как модель, которая описывает
поток товаров и услуг, которыми обеспечиваются фирмы
и семейные хозяйства, сбалансированный контрпотоком
денежных платежей, совершаемых при этом обмене [21].
Рассматривая важнейшие макроэкономические показате-
ли, Н. Мэнкью отмечает: «Когда мы разрабатываем тео-
ретические основы анализа каких-либо переменных, мы
часто сталкиваемся с зависимостью между запасом и по-
|
|
током...При изучении экономических показателей часто
бывает необходимо определить, к какой категории они от-
носятся — запас это или поток, и есть ли между ними за-
висимость» [60].
Широко использует категории потоков и запасов
Л. Харрис при построении собственной концепции денеж-
ной теории [88], а также анализируя теории денег других
авторов. Так, характеризуя чистую теорию спроса на деньги
|
Глава 3. Основные категории логистики
М. Фридмена, Харрис отмечает тот факт, что в этой теории
денежные остатки рассматриваются как актив, сопостави-
мый с другими видами активов, а это, по его мнению, сви-
детельствует «что теория Фридмена выражена в значениях
запасов, а не потоков» [88]. Для Харриса этот вывод явля-
ется принципиальным.
Сравнение двух различных теорий процента, предпо-
чтения ликвидности и денежную теорию ссудных фондов
Харрис начинает так: «Первый вопрос — о соответствии
этих теорий концепциям потока и запаса. В теории пред-
почтения ликвидности спрос на деньги представляет собой
желаемый запас денег, а предложение денег — существую-
щий их запас. С другой стороны, теория ссудных фондов
имеет дело со спросом и предложением ссудных фондов
или облигаций за определенный период времени. Это —
теория потока. Даже в той ее части, где речь идет о спросе
и предложении денег, имеются в виду потоки — изменения
в планируемом фактическом запасе денег за период. Следо-
вательно, проблема сводится к тому, идентичны ли в содер-
жательном плане концепции запаса и потока» [88].
Интегральный анализ приводит Харриса к выводу, что
«модель может быть сформулирована как в терминах по-
тока, так и в терминах запаса. Положение, согласно кото-
рому хозяйственные субъекты ориентируются в своем вы-
боре на потоки за определенный период, можно заменить
формально эквивалентным положением; это они озабочены
созданием определенного запаса на конец периода, т.е., ина-
че говоря, любая модель может быть записана как в терми-
нах потока, так и терминах запаса» [88].
Из вышеуказанного можно сделать следующие выводы:
поток и запас — не локальные логистические категории,
они имеют общеэкономический характер. Потоки и запасы
в логистике — частный случай подобных обобщенных эко-
номических категорий, впрочем, также как логистические
закономерности — частное проявление общеэкономических
законов. В ряде экономических исследований различие
между потоком и запасом далеко не очевидно.
Специфику размерностей запаса и потока можно пред-
ставить на примере. Пусть коммерческая фирма для осу-
ществления своей деятельности (поставки продукции
потребителям) располагает определенным запасом матери-
альных ресурсов. Объем материальных ресурсов, которым
владеет фирма, — переменная запаса. В момент времени t
3.1. Материальные потоки
фирма располагает ресурсами объем которых в момент
t + і может изменяться и стать равным � Не имеет
смысла утверждение о том, что фирма располагает М ресур-
сами в год (и в час — величина временного отрезка не имеет
значения); можно лишь констатировать наличие у фирмы
М ресурсов в какой-то момент времени. С другой стороны,
поставки ресурсов потребителям представляют собой пере-
менную потока, который можно измерить только за опреде-
ленный временной период (час, день, месяц, год). Объем
поставок измеряется как объем материальных ресурсов, от-
пущенных потребителю за год.
Однако может возникнуть некоторая неясность, ибо
временные периоды вполне закономерно вклиниваются
в анализ запасов, а определенные моменты времени могут
использоваться при рассмотрении потоков. Так, когда мы
|
|
анализируем запас, то в случае отсутствия поставок и рас-
ходов, можем сказать, что фирма располагает запасом М
в течение года. Это не означает, что рассматриваемый пе-
риод влияет на оценку запаса у денной фирмы. Речь идет
лишь о том, что материальный запас М принадлежит фирме
в каждый момент времени в течение года. Запас М был бы
таким же, если бы в нашем случае (отсутствие поставок
и расходов), ограничились хоть полугодом, хоть днем.
Другое дело, когда мы рассматриваем потоки. Если по-
ставки фирмы составляют величину П в год, то, в случае их
равномерного характера, за полгода объем поставок соста-
вит 0,5 П, в квартал — 0,25 П и т.д. Таким образом, главное
различие между запасом и потоком состоит в том, что поток
не может быть измерен без учета соответствующего времен-
ного периода, тогда как запас — может.
Рассматривая общее равновесие по Л. Вальрасу, М. Блауг
утверждает, что Вальрас был первым, кто отчетливо сформу-
лировал фундаментальное различие между запасами ресур-
сов и производимыми с их помощью потоками услуг и до-
ходов, л. Вальрас определил все имеющиеся ресурсы как
«основной капитал или капитал как таковой», т.е. все фор-
мы общественного богатства, которые не расходуются во-
обще или расходуются через какой-либо промежуток време-
ни. «Оборотный капитал или доход» он определял как «все
блага недлительного пользования, все формы общественного
богатства, которые расходуются мгновенно» [8].
В экономике нашла широкое применение теория запа-
сов (theory of inventory) — раздел исследования операций,
Глава 3. Основные категории логистики
изучающий закономерности образования и расходования
запасов и вырабатывающий рекомендации по оптималь-
ному управлению ими. В любом предпринимательском,
коммерческом процессе создаются запасы, выполняющие
функцию своеобразного демпфера, сглаживающего нерав-
номерности спроса, производства и снабжения. Теория за-
пасов основывается на методах теории вероятностей и тео-
рии случайных процессов.
|
|
Материальные запасы представляют собой находящиеся
на различных стадиях производства и обращения продук-
цию производственно-технического назначения, предме-
ты потребления и другие товары, ожидающие вступления
в процесс производственного или личного потребления.
Основные параметры, характеризующие поток, следую-
щие: начальный и конечный пункты его, геометрия пути
(траектория), длина пути (мера траектории), скорость и вре-
мя движения, промежуточные пункты, интенсивность.
Для описания потоков и работы с ними необходима
хотя бы самая простая классификация, которую целесоо-
бразно осуществлять по следующим признакам:
1) по отношению к рассматриваемой системе:
· внутренние потоки — циркулируют внутри системы:
р G 5,
где р — поток; S — рассматриваемая система;
· внешние потоки — поступают в систему извне и (или)
покидают ее пределы: < S;p2> S;
2) по степени непрерывности:
· непрерывные потоки — в каждый момент времени по
траектории потока перемещается определенное количество
объектов:
Р = |/(0 dt;
· дискретные потоки — образуются объектами, переме-
щаемыми с интервалами:
п
p=YuPi�
/=1
at Материальные потоки
3) по степени регулярности:
· детерминированные потоки — характеризуются опре-
деленностью параметров на каждый момент времени:
P = f(ty,
· стохастические потоки — характеризуются случайным
характером параметров, которые в каждый момент времени
принимают определенное значение с известной степенью
вероятности:
І=1
где Р — вероятность состояния потока;
4) по степени стабильности:
· стабильные потоки — характеризуются постоянством
значений параметров в течение определенного промежутка
времени:
Р =/(0 = const,
t�<t< ц
· нестабильные потоки — характеризуются флуктуаци-
онным характером изменения параметров потока:
Р -f(f) � const;
5) по степени изменчивости:
· стационарные потоки — характерны для установив-
шегося процесса, их интенсивность является величиной
постоянной:
Х= — = const,
t
где X — интенсивность потока; п — количество прошедших
единиц; t — период.
· нестационарные потоки — характерны для неустано-
вившегося процесса, их интенсивность меняется в течение
определенного периода:
Глава 3. Основные категории логистики
X -f{t) Ф cons�;
6) по характеру перемещения элементов потока:
· равномерные потоки — характеризуются постоянной
скоростью V перемещения объектов: в одинаковые отрезки
времени / объекты проходят одинаковый путь 5; интервалы
начала и завершения движения объектов также равны:
S = vt\
· неравномерные потоки — характеризуются измене-
нием скорости перемещения, возможностью ускорения, за-
медления, остановок в пути, изменения интервалов отправ-
ления и прибытия:
S = vi, при V Ф const;
7) по степени периодичности:
· периодические потоки — характеризуются постоян-
ством параметров или постоянством характера их измене-
ния через определенный период Г:
р=/(7);
· непериодические потоки — характеризуются отсут-
ствием закономерности изменения параметров потока:
р =/(7) при г.Г;
8) по степени соответствия изменения параметров пото-
ка заранее заданному ритму:
· ритмичные потоки;
· неритмичные потоки;
9) по степени сложности:
· простые (дифференцированные) потоки состоят из
объектов одного вида:
V
· сложные (интегрированные) потоки — объединяют
разнородные объекты:
п
p=\Jpi-
Ы\
3.1. Материальные потоки
10) по степени управляемости:
· управляемые потоки — адекватно реагирующие на
управляющее воздействие г со стороны управляющей си-
стемы:
р=/({ф'
· неуправляемые потоки — не реагирующие на управ-
ляющее воздействие г.:
И) по степени упорядоченности элементов потока:
· ламинарные потоки — в них взаимное перемещение
составляющих элементов отсутствует либо носит целена-
правленный, управляемый характер; они имеют регулярный
характер и способны меняться во времени лишь при изме-
нении внешних условий или управляющих воздействий;
· турбулентные потоки — характеризуются хаотически-
ми взаимными перемещениями элементов потока, вызыва-
ющими флуктуационные изменения практически всех по-
казателей потока и существенно затрудняющими процесс
управления потоком.
По характеру образующих объектов выделяются следую-
щие виды потоков: материальные, транспортные, энергети-
ческие, денежных средств, информационные, людские, кос-
мические, военные и др. Такая классификация, безусловно,
может иметь место, но для логистики экономической сфе-
ры из перечисленных нужны не все, оставшиеся же требуют
более пристального анализа.
Рассматривая этапы становления логистики, мы указыва-
ли на стремление к комплексному управлению перемещени-
ем материальных объектов в рамках предпринимательской
фирмы еще на первых этапах развития логистики. Имен-
но тогда был введен термин «рохрематика» для характе-
ристики системы, включающей весь материальный поток
целиком. Рохрематика — это наука об управлении мате-
риальным потоком, рассматривающая основные функции
производства и распределения в качестве интегрированной
системы и изучающая наиболее эффективные комбинации
таких подфункций, как перемещение, обработка, хранение
и распределение товаров.
Сравнивая логистику и рохрематику, мы видим, что
их нельзя считать идентичными: во-первых, потому что
Глава 3. Основные категории логистики
рохрематика оперирует только материальными потоками,
в то время как логистика имеет в виду совокупность пото-
ков, присущую фирме как системе; во-вторых, рохрематика
ограничивается границами фирмы, системой «производ-
ство — сбыт», логистика же ориентирована на значительно
больший интервал: от первичного производства ресурсов
до реализации конечной продукции. Таким образом, рохре-
матика не этап становления логистики, а ее составляющая
часть.
Наиболее распространенными параметрами материаль-
ных потоков являются:
— количество ресурсов, их номенклатура и ассортимент
(для продукции черной металлургии — сортамент; для лесной
и деревообрабатывающей промышленности — сортимент);
— габаритные характеристики (длина, ширина, высота,
площадь, объем);
— весовые характеристики (масса, вес брутто, вес нетто);
— физико-химические характеристики груза (агрегат-
ное состояние);
— характеристика тары (упаковки) и товароносителя;
— характеристика транспортного средства (грузоподъ-
емность, тип двигателя, отношение собственности);
— условия договора купли-продажи (передача во владе-
ние, в пользование в полную собственность, поставка);
— условия договора транспортировки и страхования;
— финансовые характеристики.
Современная логистика часто оперирует следующими
категориями потоков:
1) материальный поток (material flow) — продукция
(в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей),
рассматриваемая в процессе приложения к ней различных
логистических (транспортировка, складирование и др.)
и (или) технологических (механообработка, сборка и др.)
операций и отнесенная к определенному временному интер-
валу, Выделяют следующие виды материальных потоков:
— внешний (external material flow) — материальный по-
ток, протекающий во внешней по отношению к логистиче-
ской системе среде;
— внутренний (internal material flow) — материальный
поток внутри данной логистической системы;
— входной (inbound material flow) — внешний матери-
альный поток, поступающий в данную логистическую си-
стему из внешней среды;
3.1. Материальные потоки
— выходной (outbound material flow) — внешний мате-
риальный поток, поступающий из данной логистической
системы во внешнюю для нее среду;
2) грузовой поток (freight traffic) — количество грузов,
перевезенных отдельными видами транспорта в определен-
ном направлении от пункта отправления до пункта назна-
чения за определенный период (обычно за год);
3) информационный поток (information flow) — со-
вокупность циркулирующих в логистической системе,
между логистической системой и внешней средой сообще-
ний, необходимых для управления и контроля логистиче-
ских операций. В логистике различают горизонтальный,
вертикальный, внешний, внутренний, входной, выходной
информационные потоки. Межгосударственный информа-
ционный поток (transborder data flow) — информационный
поток между двумя или несколькими странами, играет по-
ложительную роль во внешней торговле, в международном
разделении труда, позволяет оперативно перераспреде-
лять неликвидные запасы средств производства;
4) поток однородных событий (flow of homogenous
random events) — случайная последовательность событий,
упорядоченных по не убыванию моментов времени (среди
которых возможны совпадающие). Понятие возникло в ма-
тематике как отражение различных физических явлений
(грузового потока, потока клиентов и т.д.). Любая фикси-
рованная последовательность моментов событий представ-
ляет собой реализацию потока;
5) выходящий поток (outbound flow) — поток однород-
ных событий, каждое из которых состоит в выходе из си-
стемы массового обслуживания обслуженного требования.
При последовательном обслуживании выходящий поток
одной системы оказывается входящим потоком другой.