Характеристики материальных потоков

В 1960-х гг. в Лондонской школе экономики для мо-

делирования экономических процессов использовались

гидравлические модели, где потоки воды имитировали по-

токи денег и товаров. Отдельные резервуары отождествля-

лись экспериментаторами с такими категориями, как «объ-

ем промышленного производства», «налоговое обложение»,

«личное потребление» и т.д., при этом соединяющие эти

резервуары трубки позволяли регулировать потоки воды.

Задавая те или иные условия экономического развития,

можно было моделировать динамику капиталовложений,

покупательского спроса, личных доходов и т.д. путем про-

пускания пропорциональных объемов жидкости в соответ-

ствующие резервуары.

Разумеется, сегодня использование компьютеров для

моделирования подобных процессов дает значительно

большие возможности, однако понятие потока использует-

ся еще с тех пор.

В многочисленных работах по логистике в качестве

главной категории называется именно поток. С этим нель-

зя не согласиться, но следует сделать существенное до-

бавление: главными категориями логистики являются по-

ток и запас, которые друг без друга существовать просто

не могут.

Поток представляет собой совокупность объектов, вос-

принимаемую как единое целое, существующую как про-


3.1. Материальные потоки



цесс на некотором временном интервале и измеряемую

м абсолютных единицах за определенный период. Параме-

тры потока — это параметры, характеризующие происходя-

щий процесс.

Запас — категория, характеризующая число объектов,

имеющихся в наличии в некоторый конкретный момент

времени и измеряемая в абсолютных единицах.

Между статическими параметрами запасов и динамиче-

скими параметрами потоков существует тесная взаимосвязь.

Поток (П) характеризует процесс изменения запаса (3):

Запас отражает результат изменения и накопления по-

тока:

h

3 = Jn dt.

Категории потока и запаса широко используются в ма-

кроэкономических моделях, правда без столь глубокой

и детализированной проработки, которая необходима в ло-

гистике. Так, Э. Дж. Долан и Д. Линдсей, рассматривая

проблему кругооборота доходов и продуктов в экономиче-

ской системе, определяют ее как модель, которая описывает

поток товаров и услуг, которыми обеспечиваются фирмы

и семейные хозяйства, сбалансированный контрпотоком

денежных платежей, совершаемых при этом обмене [21].

Рассматривая важнейшие макроэкономические показате-

ли, Н. Мэнкью отмечает: «Когда мы разрабатываем тео-

ретические основы анализа каких-либо переменных, мы

часто сталкиваемся с зависимостью между запасом и по-

током...При изучении экономических показателей часто

бывает необходимо определить, к какой категории они от-

носятся — запас это или поток, и есть ли между ними за-

висимость» [60].

Широко использует категории потоков и запасов

Л. Харрис при построении собственной концепции денеж-

ной теории [88], а также анализируя теории денег других

авторов. Так, характеризуя чистую теорию спроса на деньги

п=�. п=�.



Глава 3. Основные категории логистики


М. Фридмена, Харрис отмечает тот факт, что в этой теории

денежные остатки рассматриваются как актив, сопостави-

мый с другими видами активов, а это, по его мнению, сви-

детельствует «что теория Фридмена выражена в значениях

запасов, а не потоков» [88]. Для Харриса этот вывод явля-

ется принципиальным.

Сравнение двух различных теорий процента, предпо-

чтения ликвидности и денежную теорию ссудных фондов

Харрис начинает так: «Первый вопрос — о соответствии

этих теорий концепциям потока и запаса. В теории пред-

почтения ликвидности спрос на деньги представляет собой

желаемый запас денег, а предложение денег — существую-

щий их запас. С другой стороны, теория ссудных фондов

имеет дело со спросом и предложением ссудных фондов

или облигаций за определенный период времени. Это —

теория потока. Даже в той ее части, где речь идет о спросе

и предложении денег, имеются в виду потоки — изменения

в планируемом фактическом запасе денег за период. Следо-

вательно, проблема сводится к тому, идентичны ли в содер-

жательном плане концепции запаса и потока» [88].

Интегральный анализ приводит Харриса к выводу, что

«модель может быть сформулирована как в терминах по-

тока, так и в терминах запаса. Положение, согласно кото-

рому хозяйственные субъекты ориентируются в своем вы-

боре на потоки за определенный период, можно заменить

формально эквивалентным положением; это они озабочены

созданием определенного запаса на конец периода, т.е., ина-

че говоря, любая модель может быть записана как в терми-

нах потока, так и терминах запаса» [88].

Из вышеуказанного можно сделать следующие выводы:

поток и запас — не локальные логистические категории,

они имеют общеэкономический характер. Потоки и запасы

в логистике — частный случай подобных обобщенных эко-

номических категорий, впрочем, также как логистические

закономерности — частное проявление общеэкономических

законов. В ряде экономических исследований различие

между потоком и запасом далеко не очевидно.

Специфику размерностей запаса и потока можно пред-

ставить на примере. Пусть коммерческая фирма для осу-

ществления своей деятельности (поставки продукции

потребителям) располагает определенным запасом матери-

альных ресурсов. Объем материальных ресурсов, которым

владеет фирма, — переменная запаса. В момент времени t


3.1. Материальные потоки



фирма располагает ресурсами объем которых в момент

t + і может изменяться и стать равным � Не имеет

смысла утверждение о том, что фирма располагает М ресур-

сами в год (и в час — величина временного отрезка не имеет

значения); можно лишь констатировать наличие у фирмы

М ресурсов в какой-то момент времени. С другой стороны,

поставки ресурсов потребителям представляют собой пере-

менную потока, который можно измерить только за опреде-

ленный временной период (час, день, месяц, год). Объем

поставок измеряется как объем материальных ресурсов, от-

пущенных потребителю за год.

Однако может возникнуть некоторая неясность, ибо

временные периоды вполне закономерно вклиниваются

в анализ запасов, а определенные моменты времени могут

использоваться при рассмотрении потоков. Так, когда мы

анализируем запас, то в случае отсутствия поставок и рас-

ходов, можем сказать, что фирма располагает запасом М

в течение года. Это не означает, что рассматриваемый пе-

риод влияет на оценку запаса у денной фирмы. Речь идет

лишь о том, что материальный запас М принадлежит фирме

в каждый момент времени в течение года. Запас М был бы

таким же, если бы в нашем случае (отсутствие поставок

и расходов), ограничились хоть полугодом, хоть днем.

Другое дело, когда мы рассматриваем потоки. Если по-

ставки фирмы составляют величину П в год, то, в случае их

равномерного характера, за полгода объем поставок соста-

вит 0,5 П, в квартал — 0,25 П и т.д. Таким образом, главное

различие между запасом и потоком состоит в том, что поток

не может быть измерен без учета соответствующего времен-

ного периода, тогда как запас — может.

Рассматривая общее равновесие по Л. Вальрасу, М. Блауг

утверждает, что Вальрас был первым, кто отчетливо сформу-

лировал фундаментальное различие между запасами ресур-

сов и производимыми с их помощью потоками услуг и до-

ходов, л. Вальрас определил все имеющиеся ресурсы как

«основной капитал или капитал как таковой», т.е. все фор-

мы общественного богатства, которые не расходуются во-

обще или расходуются через какой-либо промежуток време-

ни. «Оборотный капитал или доход» он определял как «все

блага недлительного пользования, все формы общественного

богатства, которые расходуются мгновенно» [8].

В экономике нашла широкое применение теория запа-

сов (theory of inventory) — раздел исследования операций,



Глава 3. Основные категории логистики


изучающий закономерности образования и расходования

запасов и вырабатывающий рекомендации по оптималь-

ному управлению ими. В любом предпринимательском,

коммерческом процессе создаются запасы, выполняющие

функцию своеобразного демпфера, сглаживающего нерав-

номерности спроса, производства и снабжения. Теория за-

пасов основывается на методах теории вероятностей и тео-

рии случайных процессов.

Материальные запасы представляют собой находящиеся

на различных стадиях производства и обращения продук-

цию производственно-технического назначения, предме-

ты потребления и другие товары, ожидающие вступления

в процесс производственного или личного потребления.

Основные параметры, характеризующие поток, следую-

щие: начальный и конечный пункты его, геометрия пути

(траектория), длина пути (мера траектории), скорость и вре-

мя движения, промежуточные пункты, интенсивность.

Для описания потоков и работы с ними необходима

хотя бы самая простая классификация, которую целесоо-

бразно осуществлять по следующим признакам:

1) по отношению к рассматриваемой системе:

· внутренние потоки — циркулируют внутри системы:

р G 5,

где р — поток; S — рассматриваемая система;

· внешние потоки — поступают в систему извне и (или)

покидают ее пределы: < S;p2> S;

2) по степени непрерывности:

· непрерывные потоки — в каждый момент времени по

траектории потока перемещается определенное количество

объектов:

Р = |/(0 dt;

· дискретные потоки — образуются объектами, переме-

щаемыми с интервалами:

п

p=YuPi�

/=1


at Материальные потоки



3) по степени регулярности:

· детерминированные потоки — характеризуются опре-

деленностью параметров на каждый момент времени:

P = f(ty,

· стохастические потоки — характеризуются случайным

характером параметров, которые в каждый момент времени

принимают определенное значение с известной степенью

вероятности:

І=1

где Р — вероятность состояния потока;

4) по степени стабильности:

· стабильные потоки — характеризуются постоянством

значений параметров в течение определенного промежутка

времени:

Р =/(0 = const,

t�<t< ц

· нестабильные потоки — характеризуются флуктуаци-

онным характером изменения параметров потока:

Р -f(f) � const;

5) по степени изменчивости:

· стационарные потоки — характерны для установив-

шегося процесса, их интенсивность является величиной

постоянной:

Х= — = const,

t

где X — интенсивность потока; п — количество прошедших

единиц; t — период.

· нестационарные потоки — характерны для неустано-

вившегося процесса, их интенсивность меняется в течение

определенного периода:



Глава 3. Основные категории логистики


X -f{t) Ф cons�;

6) по характеру перемещения элементов потока:

· равномерные потоки — характеризуются постоянной

скоростью V перемещения объектов: в одинаковые отрезки

времени / объекты проходят одинаковый путь 5; интервалы

начала и завершения движения объектов также равны:

S = vt\

· неравномерные потоки — характеризуются измене-

нием скорости перемещения, возможностью ускорения, за-

медления, остановок в пути, изменения интервалов отправ-

ления и прибытия:

S = vi, при V Ф const;

7) по степени периодичности:

· периодические потоки — характеризуются постоян-

ством параметров или постоянством характера их измене-

ния через определенный период Г:

р=/(7);

· непериодические потоки — характеризуются отсут-

ствием закономерности изменения параметров потока:

р =/(7) при г.Г;

8) по степени соответствия изменения параметров пото-

ка заранее заданному ритму:

· ритмичные потоки;

· неритмичные потоки;

9) по степени сложности:

· простые (дифференцированные) потоки состоят из

объектов одного вида:

V

· сложные (интегрированные) потоки — объединяют

разнородные объекты:

п

p=\Jpi-

Ы\


3.1. Материальные потоки



10) по степени управляемости:

· управляемые потоки — адекватно реагирующие на

управляющее воздействие г со стороны управляющей си-

стемы:

р=/({ф'

· неуправляемые потоки — не реагирующие на управ-

ляющее воздействие г.:

И) по степени упорядоченности элементов потока:

· ламинарные потоки — в них взаимное перемещение

составляющих элементов отсутствует либо носит целена-

правленный, управляемый характер; они имеют регулярный

характер и способны меняться во времени лишь при изме-

нении внешних условий или управляющих воздействий;

· турбулентные потоки — характеризуются хаотически-

ми взаимными перемещениями элементов потока, вызыва-

ющими флуктуационные изменения практически всех по-

казателей потока и существенно затрудняющими процесс

управления потоком.

По характеру образующих объектов выделяются следую-

щие виды потоков: материальные, транспортные, энергети-

ческие, денежных средств, информационные, людские, кос-

мические, военные и др. Такая классификация, безусловно,

может иметь место, но для логистики экономической сфе-

ры из перечисленных нужны не все, оставшиеся же требуют

более пристального анализа.

Рассматривая этапы становления логистики, мы указыва-

ли на стремление к комплексному управлению перемещени-

ем материальных объектов в рамках предпринимательской

фирмы еще на первых этапах развития логистики. Имен-

но тогда был введен термин «рохрематика» для характе-

ристики системы, включающей весь материальный поток

целиком. Рохрематика — это наука об управлении мате-

риальным потоком, рассматривающая основные функции

производства и распределения в качестве интегрированной

системы и изучающая наиболее эффективные комбинации

таких подфункций, как перемещение, обработка, хранение

и распределение товаров.

Сравнивая логистику и рохрематику, мы видим, что

их нельзя считать идентичными: во-первых, потому что



Глава 3. Основные категории логистики


рохрематика оперирует только материальными потоками,

в то время как логистика имеет в виду совокупность пото-

ков, присущую фирме как системе; во-вторых, рохрематика

ограничивается границами фирмы, системой «производ-

ство — сбыт», логистика же ориентирована на значительно

больший интервал: от первичного производства ресурсов

до реализации конечной продукции. Таким образом, рохре-

матика не этап становления логистики, а ее составляющая

часть.

Наиболее распространенными параметрами материаль-

ных потоков являются:

— количество ресурсов, их номенклатура и ассортимент

(для продукции черной металлургии — сортамент; для лесной

и деревообрабатывающей промышленности — сортимент);

— габаритные характеристики (длина, ширина, высота,

площадь, объем);

— весовые характеристики (масса, вес брутто, вес нетто);

— физико-химические характеристики груза (агрегат-

ное состояние);

— характеристика тары (упаковки) и товароносителя;

— характеристика транспортного средства (грузоподъ-

емность, тип двигателя, отношение собственности);

— условия договора купли-продажи (передача во владе-

ние, в пользование в полную собственность, поставка);

— условия договора транспортировки и страхования;

— финансовые характеристики.

Современная логистика часто оперирует следующими

категориями потоков:

1) материальный поток (material flow) — продукция

(в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей),

рассматриваемая в процессе приложения к ней различных

логистических (транспортировка, складирование и др.)

и (или) технологических (механообработка, сборка и др.)

операций и отнесенная к определенному временному интер-

валу, Выделяют следующие виды материальных потоков:

— внешний (external material flow) — материальный по-

ток, протекающий во внешней по отношению к логистиче-

ской системе среде;

— внутренний (internal material flow) — материальный

поток внутри данной логистической системы;

— входной (inbound material flow) — внешний матери-

альный поток, поступающий в данную логистическую си-

стему из внешней среды;


3.1. Материальные потоки



— выходной (outbound material flow) — внешний мате-

риальный поток, поступающий из данной логистической

системы во внешнюю для нее среду;

2) грузовой поток (freight traffic) — количество грузов,

перевезенных отдельными видами транспорта в определен-

ном направлении от пункта отправления до пункта назна-

чения за определенный период (обычно за год);

3) информационный поток (information flow) — со-

вокупность циркулирующих в логистической системе,

между логистической системой и внешней средой сообще-

ний, необходимых для управления и контроля логистиче-

ских операций. В логистике различают горизонтальный,

вертикальный, внешний, внутренний, входной, выходной

информационные потоки. Межгосударственный информа-

ционный поток (transborder data flow) — информационный

поток между двумя или несколькими странами, играет по-

ложительную роль во внешней торговле, в международном

разделении труда, позволяет оперативно перераспреде-

лять неликвидные запасы средств производства;

4) поток однородных событий (flow of homogenous

random events) — случайная последовательность событий,

упорядоченных по не убыванию моментов времени (среди

которых возможны совпадающие). Понятие возникло в ма-

тематике как отражение различных физических явлений

(грузового потока, потока клиентов и т.д.). Любая фикси-

рованная последовательность моментов событий представ-

ляет собой реализацию потока;

5) выходящий поток (outbound flow) — поток однород-

ных событий, каждое из которых состоит в выходе из си-

стемы массового обслуживания обслуженного требования.

При последовательном обслуживании выходящий поток

одной системы оказывается входящим потоком другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: