Как неоднократно указывалось ранее, логистика как
паука и практическая деятельность представляет собой
в функциональном плане комплекс активностей по управ-
лению системой материальных и адекватных им сопутству-
ющих (финансовых, информационных и прочих) потоков
во времени и пространстве от первичного источника до ко-
нечного потребителя.
Рассмотренные нами этапы становления и развития
логистики, эволюция конкурентной политики фирмы по-
зволяют сделать вывод об определенной очередности вос-
требования различных категорий потоков. Основным объ-
ектом в логистике всегда был материальный поток. Именно
в целях оптимизации процесса управления им стали ши-
роко применяться информационный и финансовый пото-
ки, а позднее, в рамках сервисной экономики, и сервисные
потоки. В определенных условиях может оказаться эффек-
тивным управление правовыми потоками (скажем, в тамо-
женной и околотаможенной сферах), потоками трудовых
ресурсов, энергетическими потоками.
Количество и сложность управления могут в значитель-
ной степени перераспределяться между видами потоков
в зависимости от специфики бизнес-процессов. Так, в слу-
чае управления операцией купли-продажи целесообразно
сосредоточиться на выполнении условий поставки в ее
материальном исполнении, используя информационные
и финансовые потоки лишь как инструментарий. 
Глава 3. Основные категории логистики
В логистике лизинга (см. рис. 3.2), при всей сложности
лизинговой сделки, материальный поток всего один — от-
ражающий процесс поставки имущества от поставщика
(производителя — лизингополучателю). Но для надлежа-
щей реализации этого потока существует сложная система
сопутствующих (финансовых и правовых) потоков, связы-
вающих лизингодателя, лизингополучателя, поставщика
(продавца) имущества между собой, а также с коммерче-
скими банки и другими финансовыми институтами, а так-
же страховыми компаниями.
-► Финансовые потоки
.>· Материальный поток
>· Правовые потоки
Рис. 32. Материальный и сопутствующие потоки
в логистике лизинга
|
Z2. Сопутствующие потоки
Каждому материальному потоку соответствует опреде-
.Денный информационный (финансовый, правовой и пр.)
поток (потоки), но это состояние не является изоморфным,
ч го вносит существенную специфику в логистический ме-
неджмент. Изоморфизм характеризует системы объектов
с заданными в них операциями или отношениями (в логи-
стических системах — функциями и операциями). Изучение
свойств одной из изоморфных реальных систем в значи-
тельной степени (а абстрактно-математических систем —
полностью) сводится к изучению свойств другой системы.
Как покажет дальнейшее изложение, структуры мате-
риальных подсистем логистических систем неизоморфны
информационным, финансовым и пр. подсистемам. Раз-
личия в структуре, периодичности и характере управления
в материальной, информационной, финансовой и прочих
подсистемах логистических систем требуют их самостоя-
тельного изучения и функционального проектирования.
Завершенное воплощение неизоморфность составляющих
логистических потоков находит в программных продуктах
информационного обеспечения логистических систем.
В реальной практике изоморфность основных и сопут-
ствующих потоков также отсутствует: движение материаль-
ных ресурсов и готовой продукции не является синхронным
(не совпадает во времени и пространстве) с адекватными
им потоками информации и денежных средств. Так, инфор-
мация об отгрузке и отправке товара поступает к получате-
лю раньше самого товара. В случае предоплаты процессы
купли-продажи и оказания логистических услуг не совпада-
ют с моментом получения самого товара. Проблемы неизо-
морфности материальных и сопутствующих потоков в си-
стеме единого логистического потока являются объектами
постоянного внимания менеджеров по логистике.
Исходя из трактовки понятия потока как системы пере-
мещающихся объектов, воспринимаемой как единое целое,
положение о неизоморфности потоков в прагматическом
плане будем понимать как принципиальную несводимость
управления потоком к сумме управляющих воздействий
на его отдельные составляющие.






