к категории материальных запасов тесно примыкает
такая экономическая категория, как материальные потоки.
Важнейшей количественной характеристикой потока явля-
ется его интенсивность, определяемая как количество (объ-
ем) материального ресурса (продукта), проходящее через
3.3. Запасы и их специфические свойства
логистическую систему (узел, цепь, звено) за определенный
период времени. Если материальный поток рассматривать
по состоянию на конкретный момент времени, то он будет
выступать уже в форме транспортного запаса — одного
из видов материального запаса.
В теории запасов выделяют следующие их виды: про-
изводственные, запасы незавершенного производства, то-
варные и транспортные. Последний из указанных видов
запасов как раз и является материальным потоком в клас-
сической трактовке этого понятия. Материальный запас
можно рассматривать как частный случай материально-
го потока, при котором скорость его перемещения равна
нулю.
С другой стороны, объекты материального потока, как
|
|
правило, проходят и через стадию запаса — производствен-
ного, незавершенного производства и товарного. Такое
положение характерно для всех форм организации дви-
жения материального потока и любых систем управления
им. Любой материальный поток в современной экономи-
ке возникает из запаса (на начальной стадии — это запасы
природных ресурсов) и заканчивает свое движение также
в форме запаса (для конечных продуктов: потребительских
товаров — это запасы домашних хозяйств; инвестиционных
товаров — это могут быть, например, запасы неустановлен-
ного оборудования или резервы производственных мощно-
стей).
Таким образом, запас можно рассматривать как матери-
альный поток с нулевой скоростью перемещения, а матери-
альный поток — как транспортный запас. В этом противо-
речии и заключается единство двух важнейших категорий
логистики.
Определим категорию «материального запаса» с пози-
ций логистики.
Материальные запасы — это одна из форм движения ма-
териального потока при скорости его перемещения в про-
странстве, равной нулю, образующаяся в логистических си-
стемах (узлах, цепях, звеньях) вследствие несинхронности
входного (входящего) и выходного (выходящего) потоков
или неравенства их интенсивностей, находящегося в про-
цессе приложения к нему ограниченного состава логисти-
ческих операций.
Основным видом логистических операций, совершае-
мых с материальными запасами, будут: хранение, склади-
Глава 3. Основные категории логистики
рование, грузопереработка и др. Поэтому, строго говоря,
|
|
материальный запас может оставаться запасом и при усло-
вии его перемещения внутри логистической системы при
выполнении отдельных логистических или производствен-
ных операций.
Противоречие, порождаемое единством и противопо-
ложностью материального потока и запаса, разрешается
путем соблюдения формальных условий построения логи-
стических цепей (систем, узлов, звеньев), которые можно
сформулировать так:
— величина запаса не может измениться без наличия
входного или выходного материального потока;
— для взаимодействия двух запасов необходимо суще-
ствование хотя бы одного материального потока между
ними;
— для существования материального потока необходи-
мо наличие хотя бы двух запасов;
— изменение всех параметров потока невозможно без
взаимодействия его на своем пути хотя бы с одним запасом;
— изменение отдельных параметров материального по-
тока (например, направления, скорости движения и др.)
может быть объяснено как пересечение им запаса, величина
которого равна нулю.
Представленные условия в практической деятельности
могут быть описаны уравнением балансового типа
S н -\-Р вх =S к +Р ВЫХ (3.1)
или более точно:
5+Р=5+РВЫХ -S пот' (3.2)
где: — размер запаса на начало периода или начальный
переходящий запас; — размер запаса на конец периода
или выходной переходящий запас; — интенсивность
входного материального потока или количество продукта,
поступившего в запас за период; Р���� — интенсивность вы-
ходного материального потока или количество продукта,
израсходованного (потребленного, выданного, отгруженно-
го, проданного и пр.) из запаса за период; — величина
потерь запаса от хранения за период.
Переходящие запасы (residual inventory; final stock) —
это остатки продукта в запасе на конец планово-отчетного
|
3.3. Запасы и их специфические свойства
периода (и, соответственно, на начало следующего перио-
да), которые служат для обеспечения непрерывности про-
цесса потребления в следующем за отчетном периоде до
очередного пополнения запаса.
Потери от хранения (damage and shrinkage while in
storage; storage loss) — это утрата, недостача или поврежде-
ние продуктов на складе в период хранения. Потери от хра-
нения запаса могут возникать в силу физико-химических
свойств продуктов (естественная убыль в пределах установ-
ленных норм), обстоятельств непреодолимой силы (стихий-
ные бедствия, пожары и пр.), умышленных (хищения) или
неумышленных действий персонала (ошибки, небрежность,
халатность, кражи) и других причин.
Уравнение (3.2) можно представить в виде
вх вых мот
или
� = (3.4)
где Д5 — изменение уровня материального запаса за период
или Д5 = 5� - АР — изменение за период интенсивности
сквозного материального потока, интегрированного с дан-
ным запасом или АР = Р�� - Р.
Таким образом, уравнения (3.3) и (3.4) подтверждают
приведенные выше условия построения логистических це-
пей (систем, узлов, звеньев) и характеризуют взаимосвязь
и взаимообусловленность материальных потоков и запа-
сов, по крайней мере, в части их количественно-временных
параметров. Однако эти уравнения справедливы лишь для
товаропроводящих систем или отдельных элементов логи-
стической системы. В производственных структурах эти
взаимосвязи и соотношения значительно сложнее, и на них
следует остановиться отдельно.
Логистическая система любой производственной фир-
мы состоит из трех основных функциональных подсистем:
закупочной (заготовительной, снабженческой), внутрипро-
изводственной и сбытовой (распределительной). При этом
внутрипроизводственная логистическая подсистема не име-
ет прямых внешних связей, ее входящий материальный по-
|
|
ток является выходящим для подсистемы заготовительной
логистики. Выходящий из этой подсистемы материальный
|
|
Глава 3. Основные категории логистики
поток (готовая продукция) выступает в качестве входяще-
го для сбытовой подсистемы. На этой основе может быть
выполнено математическое описание потоковых процессов
в производственных логистических системах.
Как известно, объектом управления в логистической
системе помимо материальных потоков являются также
финансовые и информационные потоки, которые и об-
служивают движение материального потока. Взаимосвязи
и взаимозависимости этих потоков в логистике запасов
не рассматриваются. Следует только отметить, что стои-
мостная оценка интенсивности тех или иных материальных
потоков далеко не всегда совпадает с интенсивностью адек-
ватных им финансовых потоков.
В целом же количественные параметры каждого из мате-
риальных потоков находятся в зависимости от параметров
ряда сопряженных с ним потоков. Эти параметрические за-
висимости можно представить в виде следующей системы
балансовых уравнений:
г
■�пр -�вх �*�пр'
пр + дс (3.5)
Р =0 -А5
ВЫХ ТГІ тов
где Pjjp — объем производственного потребления матери-
альных ресурсов за период; Р — интенсивность входного
материального потока или объем поставок материальных
ресурсов за период; О — объем производства товарной
продукции за период; А,,, — интенсивность выходного ма-
*. ВЫХ �
териального или объем отгрузки готовой продукции за пе-
риод; — размер добавленной стоимости за период;
и — изменение величины производственного и товар-
ного запаса за период; — изменение остатков (запасов)
незавершенного производства за период.
Изменение величин запасов А��ов определяет-
ся традиционным способом как разность размера соответ-
ствующих видов запасов на конец и на начало периода.
Балансовые уравнения (3.5) для многономенклатурных
|
|
систем справедливы только при использовании стоимост-
ных измерителей интенсивности материальных потоков
и запасов. В то же время первое и третье уравнения этой
системы справедливы для каждой отдельной номенклатур-
3.3. Запасы и их специфические свойства
ной (ассортиментной) позиции и при использовании физи-
ческих измерителей.
Управление материальными потоками в рамках внутри-
производственных логистических систем может осущест-
вляться различными способами, из которых выделяют два
основных, принципиально отличающихся друг от друга.
Материальные запасы, как уже было сказано, образуют-
ся в логистических системах в основном из-за несовпаде-
ния интенсивностей входного и выходного потоков или их
асинхронности. Поскольку выходной поток является, как
правило, заданным для логистической системы (производ-
ственный спрос или сформированный «портфель» заказов
производственных предприятий и оптовых посредников)
или его интенсивность определяется внешними факторами
(спрос в розничной торговле), уровень запаса регулируется
путем изменения параметров входного материального пото-
ка. Поэтому, строго говоря, объектом управления в теории
запасов являются не сами запасы, а параметры входного
потока (главным образом его интенсивность — размер за-
каза и интервал между поставками), а уровень запаса слу-
жит лишь в качестве контролируемого параметра (своего
рода измерителя). В этом и заключается основная суть ло-
гистики запасов в системах логистического менеджмента,
научной основой которой является теория запасов — один
из важнейших прикладных разделов математической тео-
рии исследования операций.
Запасы, так же как и взаимодействующие с ними пото-
ки, в логистических системах подразделяются на матери-
альные, информационные, финансовые, трудовые и др. Все
виды запасов, кроме материальных, принято называть ре-
зервами. Однако в бизнес-практике наиболее часто встреча-
ется понятие управления именно товарно-материальными
запасами.
Материальные запасы являются экономической ка-
тегорией и представляют собой находящиеся на раз-
личных стадиях производства и обращения продукцию
производственно-технического назначения, предметы по-
требления и др. товарно-материальные ценности, ожидаю-
щие вступления в процесс производственного потребления,
транспортировки (отгрузки) или продажи.
Так же как и в случае с материальными потоками, раз-
нообразие и различие функций запасов требует их класси-
фикации. Система классификации материальных запасов
Глава 3. Основные категории логистики
по основным признакам с позиций теории запасов приве-
дена в табл. 3.2.
Таблица 32
Классификация материальных запасов
Рассмотрим подробнее приведенную в табл. 3.2 класси-
фикацию по предназначению в производственной или ком-
мерческой деятельности, где материальные запасы клас-
сифицируют по их формам. Общепризнанными формами
материального запаса являются:
1) сырье и материалы — собственно сырье, основные
и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты
и комплектующие изделия, топливо, горюче-смазочные ма-
териалы, тара и упаковка;
|
3.3. Запасы и их специфические свойства
2) промежуточный продукт — полуфабрикаты соб-
ственного изготовления. Эта форма запаса полностью эк-
вивалентна такому его виду, как запасы незавершенного
производства;
3) готовая продукция — конечная продукция для дан-
ного предприятия и предназначенная для реализации (про-
дажи) на сторону;
4) изделия для ремонта и содержания оборудования,
зданий, сооружений и т.д. Сюда также относят хозяйствен-
ный инвентарь, малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы (МБП);
5) товары для перепродажи — промежуточные и конеч-
ные продукты в сферах распределения и обращения;
6) отходы производства, подразделяемые на возврат-
ные и безвозвратные (чистые потери). Сюда же относят
и вторичные материальные ресурсы (металлолом, макула-
тура и пр.);
7) сельскохозяйственные материалы, в составе которых
выделяют: семена и посадочные материалы; корма и фураж;
животные на откорме и молодняк животных.
Выделение первых пяти форм запаса является общепри-
нятым в зарубежной литературе. Эти формы иногда назы-
вают еще типами запаса, ограничиваясь лишь тремя основ-
ными: сырье и материалы (raw materials), промежуточные
продукты (work-in-process) и готовая продукция (finished
goods). В отечественной экономической науке и хозяй-
ственной практике при предметном рассмотрении матери-
альных запасов в составе их форм сельскохозяйственные
материалы выделяли отдельно. Такой подход к выделению
форм запасов вполне обоснован, так как сельскохозяйствен-
ному производству присуща существенная специфика, что
отражается на закономерностях формирования, хранения
и потребления запасов. Значительная специфика наблюда-
ется при образовании и утилизации запасов отходов про-
изводства и вторичных ресурсов, которую также надо учи-
тывать.
Сырье, материалы, комплектующие, топливо и т.д. — для
производственных фирм это материальный запас, необ-
ходимый для организации производственного процесса.
По мере вложения в этот процесс других материалов и тру-
да они превращаются в запасы незавершенного производ-
ства или запасы в форме промежуточного продукта. Ког-
да производство завершено, то запас приобретает форму
Глава 3. Основные категории логистики
готовой продукции для данного производителя. В целом
формы запаса классифицируются в зависимости от объема
вложенного в них труда, сырья и материалов. Такая класси-
фикация является относительной в том смысле, что конеч-
ная продукция одного производителя (поставщика) может
являться лишь исходным материалом или полуфабрикатом
для другого, т.е. быть готовой только к дальнейшему произ-
водственному потреблению.
Структура материального запаса фирмы по формам
во многом определяется ее отраслевой принадлежностью,
типом производства, уровнем ее специализации и коопе-
рирования. В промышленности, как правило, наибольший
удельный вес в структуре запаса составляют материалы
и готовая продукция. В отдельных отраслях обрабатываю-
щей промышленности с длительным производственным
циклом преобладают запасы незавершенного производства
(судостроение, авиастроение и т.п.). Для ряда отраслей
сферы материального производства, в частности произво-
дителей потребительских товаров (например, предприятий
пищевой промышленности) — упаковка может представ-
лять существенную составляющую материального запаса.
Для отдельных отраслей экономики, например сферы услуг
и добывающих отраслей промышленности, значительная
часть материального запаса может приходиться на изделия
для ремонта и содержания помещений, зданий, оборудова-
ния и других основных средств.
В дистрибьюторских фирмах и торговых компаниях
основная форма запаса — это товары для перепродажи
и в незначительной степени инвентарь, изделия для под-
держания в исправном состоянии оборудования и поме-
щений.
Сочетание форм запаса, выполняемых ими функций
в процессе общественного воспроизводства, а также их ме-
стонахождения позволяет разделить совокупные матери-
альные запасы на шесть видов, из которых только первые
четыре вида рассматриваются в теории запасов.
Производственные запасы (manufacturing inventory)
формируются в производственных и сервисных систе-
мах и предназначены для производственного потребле-
ния. Их основная функция — бесперебойное и надежное
материально-техническое обеспечение производственного
процесса, т.е. удовлетворение производственного спроса,
который, как правило, является заданным. К производ-
3.3. Запасы и их специфические свойства
ственным запасам относят предметы труда, поступившие
к предприятию-потребителю, но еще не использованные
и не подвергнутые переработке.
Запасы или заделы незавершенного производства (work-
in-process inventory) — это промежуточные продукты, на-
ходящиеся на различных стадиях производственного про-
цесса. Их основная задача — обеспечение непрерывности,
равномерности и ритмичности производственных процес-
сов. Среди них различают технологические, оборотные,
транспортные и страховые. При управлении запасами неза-
вершенного производства, определяющими факторами яв-
ляются особенности технологических процессов. Поэтому
они являются одним из объектов управления в производ-
ственном менеджменте, хотя в нем и используются отдель-
ные элементы теории запасов.
Товарные запасы включают в себя запасы готовой про-
дукции на складах фирм-производителей, т.е. сбытовые
запасы (merchandise inventory), и часть запасов, находя-
щихся в каналах сферы обращения. Последние в свою
очередь подразделяются на запасы предприятий оптовой
торговли (distribution inventory) и запасы организаций
розничной торговли (trade inventory). Основная экономи-
ческая функция товарных запасов — обеспечение нормаль-
ного хода процесса продаж путем компенсации колебаний
в уровне спроса, который в данном случае является, как
правило, стохастической величиной.
Транспортные запасы (in-transit inventory; transportation
stock; pipeline stock) или товары в пути — это часть товар-
ных запасов, находящихся в процессе доставки от постав-
щика к грузополучателю. С логистических позиций транс-
портные запасы представляют собой материальный поток
в классической трактовке этого понятия.
Государственные материальные резервы (strategic
reserves of the state) или стратегические запасы (strategic
storage; security reserves) — это совокупность запасов средств
производства и предметов потребления, создаваемых и под-
держиваемых (обновляемых и пополняемых) для использо-
вания в непредвиденных и чрезвычайных обстоятельствах.
Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государ-
ственном материальном резерве» определяет госрезерв как
особый федеральный запас материальных ценностей. Запа-
сы госрезерва стратегических материалов и товаров пред-
назначены для мобилизационных нужд, первоочередных
Глава 3. Основные категории логистики
работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
и стихийных бедствий, а также могут быть использованы
для оказания гуманитарной помощи, оказания регулирую-
щего воздействия на рынок, государственной поддержки
отдельных отраслей, предприятий и пр.
Государственные материальные резервы и запасы до-
машних хозяйств (house-hold stock) не являются объекта-
ми исследования в теории запасов и далее рассматриваться
не будут.
Основную часть совокупных материальных запасов со-
ставляют производственные и товарные запасы. Именно
на управление этими видами запасов ориентированы тео-
рия запасов и логистика запасов.
По причинам образования и выполняемым функциям
производственные и товарные запасы можно условно раз-
делить на четыре части: текущую, подготовительную, стра-
ховую и сезонную. Иногда еще выделяют спекулятивную
часть, но такой подход не является общепризнанным.
Текущие (циклические или регулярные) запасы (base
stock; cycle stock; lot-size stock) обеспечивают непрерыв-
ность снабжения производственного процесса между дву-
мя очередными поставками или бесперебойность процесса
реализации (продаж). Текущие запасы образуются по двум
причинам:
1) из-за несоответствия объемов поставки объемам ра-
зового производственного потребления или объемов закуп-
ки — объемам продаж;
2) из-за разрыва во времени между моментом поступле-
ния материального ресурса и началом его производственно-
го потребления или реализации.
Текущие запасы составляют основную часть производ-
ственных и товарных запасов. Они находятся, как прави-
ло, в динамике, т.е. их уровень является переменной ве-
личиной.
Подготовительные запасы (preparatory inventory) вы-
деляются из производственных запасов при необходимо-
сти дополнительной их подготовки перед использованием
в производстве (например, сушка леса) или из-за прове-
дения дополнительного контроля их качества (например,
входной лабораторный контроль в химической, пищевой
промышленности и ряде других отраслей). Подготовитель-
ная часть может выделяться и в товарных запасах в случае,
когда необходимо дополнительно подготовить материаль-
3.3. Запасы и их специфические свойства
иые ресурсы к отпуску потребителям или товары к продаже
(например, расфасовка и т.д.).
Страховые (гарантийные или буферные) запасы (stabi-
lisation stock; safety stock; buffer stock; fluctuation stock) необ-
ходимы для обеспечения непрерывного хода логистиче-
ского процесса в случае непредвиденных обстоятельств:
отклонений в периодичности и в объеме партии поставки
от запланированной, изменения интенсивности потребле-
ния материального ресурса или при резких колебаниях
величины спроса. Страховые запасы обеспечивают надеж-
ность соответствующих логистических процессов. В отли-
чие от текущей части размер страховых запасов — величина
постоянная. При нормальных условиях работы эти запасы
являются неприкосновенными.
Сезонные запасы (seasonal inventory) образуются при се-
зонном характере производства продуктов, их потреблении
или вызваны действием транспортного фактора. Они при-
званы обеспечить нормальную работу в период сезонных
перерывов в производстве или транспортировке, а также
сгладить сезонные колебания величины спроса.
Выделяют еще отдельные разновидности материальных
запасов в зависимости от их уровня, возможностей даль-
нейшего использования и др.
Переходящие запасы (final stock; residual inventory) —
под ними понимают остатки материальных ресурсов
на конец отчетного периода. Они предназначены для обе-
спечения непрерывности производства и потребления
в следующем за отчетным периодом до момента поступле-
ния очередной партии поставки.
Наличные запасы (inventory on hand) — все виды запа-
сов, хранящиеся на момент учета в логистической системе.
Неликвидные запасы (dead stock; unsellable inventory) —
товарные запасы, нереализуемые в течение длительного
времени.
Излишние (или неиспользуемые) запасы (unneeded
stock) — производственные или товарные запасы, потреб-
ность в которых отсутствует.
Сверхнормативные запасы (surplus stock; excess inven-
tory) — запасы, уровень которых превышает установлен-
ные нормы запасов. В планово-распределительной эконо-
мике нормирование запасов носило директивный характер
и было одним из инструментов централизованного управле-
ния. В рыночной экономике необходимость нормирования
Глава 3. Основные категории логистики
запасов определяется конкурентными условиями внешней
среды с целью снижения логистических издержек.