Запасы и их специфические свойства

к категории материальных запасов тесно примыкает

такая экономическая категория, как материальные потоки.

Важнейшей количественной характеристикой потока явля-

ется его интенсивность, определяемая как количество (объ-

ем) материального ресурса (продукта), проходящее через


3.3. Запасы и их специфические свойства



логистическую систему (узел, цепь, звено) за определенный

период времени. Если материальный поток рассматривать

по состоянию на конкретный момент времени, то он будет

выступать уже в форме транспортного запаса — одного

из видов материального запаса.

В теории запасов выделяют следующие их виды: про-

изводственные, запасы незавершенного производства, то-

варные и транспортные. Последний из указанных видов

запасов как раз и является материальным потоком в клас-

сической трактовке этого понятия. Материальный запас

можно рассматривать как частный случай материально-

го потока, при котором скорость его перемещения равна

нулю.

С другой стороны, объекты материального потока, как

правило, проходят и через стадию запаса — производствен-

ного, незавершенного производства и товарного. Такое

положение характерно для всех форм организации дви-

жения материального потока и любых систем управления

им. Любой материальный поток в современной экономи-

ке возникает из запаса (на начальной стадии — это запасы

природных ресурсов) и заканчивает свое движение также

в форме запаса (для конечных продуктов: потребительских

товаров — это запасы домашних хозяйств; инвестиционных

товаров — это могут быть, например, запасы неустановлен-

ного оборудования или резервы производственных мощно-

стей).

Таким образом, запас можно рассматривать как матери-

альный поток с нулевой скоростью перемещения, а матери-

альный поток — как транспортный запас. В этом противо-

речии и заключается единство двух важнейших категорий

логистики.

Определим категорию «материального запаса» с пози-

ций логистики.

Материальные запасы — это одна из форм движения ма-

териального потока при скорости его перемещения в про-

странстве, равной нулю, образующаяся в логистических си-

стемах (узлах, цепях, звеньях) вследствие несинхронности

входного (входящего) и выходного (выходящего) потоков

или неравенства их интенсивностей, находящегося в про-

цессе приложения к нему ограниченного состава логисти-

ческих операций.

Основным видом логистических операций, совершае-

мых с материальными запасами, будут: хранение, склади-



Глава 3. Основные категории логистики


рование, грузопереработка и др. Поэтому, строго говоря,

материальный запас может оставаться запасом и при усло-

вии его перемещения внутри логистической системы при

выполнении отдельных логистических или производствен-

ных операций.

Противоречие, порождаемое единством и противопо-

ложностью материального потока и запаса, разрешается

путем соблюдения формальных условий построения логи-

стических цепей (систем, узлов, звеньев), которые можно

сформулировать так:

— величина запаса не может измениться без наличия

входного или выходного материального потока;

— для взаимодействия двух запасов необходимо суще-

ствование хотя бы одного материального потока между

ними;

— для существования материального потока необходи-

мо наличие хотя бы двух запасов;

— изменение всех параметров потока невозможно без

взаимодействия его на своем пути хотя бы с одним запасом;

— изменение отдельных параметров материального по-

тока (например, направления, скорости движения и др.)

может быть объяснено как пересечение им запаса, величина

которого равна нулю.

Представленные условия в практической деятельности

могут быть описаны уравнением балансового типа

S н -\-Р вх =S к ВЫХ (3.1)

или более точно:

5+Р=5+РВЫХ -S пот' (3.2)

где: — размер запаса на начало периода или начальный

переходящий запас; — размер запаса на конец периода

или выходной переходящий запас; — интенсивность

входного материального потока или количество продукта,

поступившего в запас за период; Р���� — интенсивность вы-

ходного материального потока или количество продукта,

израсходованного (потребленного, выданного, отгруженно-

го, проданного и пр.) из запаса за период; — величина

потерь запаса от хранения за период.

Переходящие запасы (residual inventory; final stock) —

это остатки продукта в запасе на конец планово-отчетного

Н вх к, � �


3.3. Запасы и их специфические свойства



периода (и, соответственно, на начало следующего перио-

да), которые служат для обеспечения непрерывности про-

цесса потребления в следующем за отчетном периоде до

очередного пополнения запаса.

Потери от хранения (damage and shrinkage while in

storage; storage loss) — это утрата, недостача или поврежде-

ние продуктов на складе в период хранения. Потери от хра-

нения запаса могут возникать в силу физико-химических

свойств продуктов (естественная убыль в пределах установ-

ленных норм), обстоятельств непреодолимой силы (стихий-

ные бедствия, пожары и пр.), умышленных (хищения) или

неумышленных действий персонала (ошибки, небрежность,

халатность, кражи) и других причин.

Уравнение (3.2) можно представить в виде

вх вых мот

или

� = (3.4)

где Д5 — изменение уровня материального запаса за период

или Д5 = 5� - АР — изменение за период интенсивности

сквозного материального потока, интегрированного с дан-

ным запасом или АР = Р�� - Р.

Таким образом, уравнения (3.3) и (3.4) подтверждают

приведенные выше условия построения логистических це-

пей (систем, узлов, звеньев) и характеризуют взаимосвязь

и взаимообусловленность материальных потоков и запа-

сов, по крайней мере, в части их количественно-временных

параметров. Однако эти уравнения справедливы лишь для

товаропроводящих систем или отдельных элементов логи-

стической системы. В производственных структурах эти

взаимосвязи и соотношения значительно сложнее, и на них

следует остановиться отдельно.

Логистическая система любой производственной фир-

мы состоит из трех основных функциональных подсистем:

закупочной (заготовительной, снабженческой), внутрипро-

изводственной и сбытовой (распределительной). При этом

внутрипроизводственная логистическая подсистема не име-

ет прямых внешних связей, ее входящий материальный по-

ток является выходящим для подсистемы заготовительной

логистики. Выходящий из этой подсистемы материальный

AS = P -Р +S (3.3)
, ВХ оЫл



Глава 3. Основные категории логистики


поток (готовая продукция) выступает в качестве входяще-

го для сбытовой подсистемы. На этой основе может быть

выполнено математическое описание потоковых процессов

в производственных логистических системах.

Как известно, объектом управления в логистической

системе помимо материальных потоков являются также

финансовые и информационные потоки, которые и об-

служивают движение материального потока. Взаимосвязи

и взаимозависимости этих потоков в логистике запасов

не рассматриваются. Следует только отметить, что стои-

мостная оценка интенсивности тех или иных материальных

потоков далеко не всегда совпадает с интенсивностью адек-

ватных им финансовых потоков.

В целом же количественные параметры каждого из мате-

риальных потоков находятся в зависимости от параметров

ряда сопряженных с ним потоков. Эти параметрические за-

висимости можно представить в виде следующей системы

балансовых уравнений:

г

■�пр -�вх �*�пр'

пр + дс (3.5)

Р =0 -А5

ВЫХ ТГІ тов

где Pjjp — объем производственного потребления матери-

альных ресурсов за период; Р — интенсивность входного

материального потока или объем поставок материальных

ресурсов за период; О — объем производства товарной

продукции за период; А,,, — интенсивность выходного ма-

*. ВЫХ �

териального или объем отгрузки готовой продукции за пе-

риод; — размер добавленной стоимости за период;

и — изменение величины производственного и товар-

ного запаса за период; — изменение остатков (запасов)

незавершенного производства за период.

Изменение величин запасов А��ов определяет-

ся традиционным способом как разность размера соответ-

ствующих видов запасов на конец и на начало периода.

Балансовые уравнения (3.5) для многономенклатурных

систем справедливы только при использовании стоимост-

ных измерителей интенсивности материальных потоков

и запасов. В то же время первое и третье уравнения этой

системы справедливы для каждой отдельной номенклатур-


3.3. Запасы и их специфические свойства



ной (ассортиментной) позиции и при использовании физи-

ческих измерителей.

Управление материальными потоками в рамках внутри-

производственных логистических систем может осущест-

вляться различными способами, из которых выделяют два

основных, принципиально отличающихся друг от друга.

Материальные запасы, как уже было сказано, образуют-

ся в логистических системах в основном из-за несовпаде-

ния интенсивностей входного и выходного потоков или их

асинхронности. Поскольку выходной поток является, как

правило, заданным для логистической системы (производ-

ственный спрос или сформированный «портфель» заказов

производственных предприятий и оптовых посредников)

или его интенсивность определяется внешними факторами

(спрос в розничной торговле), уровень запаса регулируется

путем изменения параметров входного материального пото-

ка. Поэтому, строго говоря, объектом управления в теории

запасов являются не сами запасы, а параметры входного

потока (главным образом его интенсивность — размер за-

каза и интервал между поставками), а уровень запаса слу-

жит лишь в качестве контролируемого параметра (своего

рода измерителя). В этом и заключается основная суть ло-

гистики запасов в системах логистического менеджмента,

научной основой которой является теория запасов — один

из важнейших прикладных разделов математической тео-

рии исследования операций.

Запасы, так же как и взаимодействующие с ними пото-

ки, в логистических системах подразделяются на матери-

альные, информационные, финансовые, трудовые и др. Все

виды запасов, кроме материальных, принято называть ре-

зервами. Однако в бизнес-практике наиболее часто встреча-

ется понятие управления именно товарно-материальными

запасами.

Материальные запасы являются экономической ка-

тегорией и представляют собой находящиеся на раз-

личных стадиях производства и обращения продукцию

производственно-технического назначения, предметы по-

требления и др. товарно-материальные ценности, ожидаю-

щие вступления в процесс производственного потребления,

транспортировки (отгрузки) или продажи.

Так же как и в случае с материальными потоками, раз-

нообразие и различие функций запасов требует их класси-

фикации. Система классификации материальных запасов



Глава 3. Основные категории логистики


по основным признакам с позиций теории запасов приве-

дена в табл. 3.2.

Таблица 32

Классификация материальных запасов

Рассмотрим подробнее приведенную в табл. 3.2 класси-

фикацию по предназначению в производственной или ком-

мерческой деятельности, где материальные запасы клас-

сифицируют по их формам. Общепризнанными формами

материального запаса являются:

1) сырье и материалы — собственно сырье, основные

и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты

и комплектующие изделия, топливо, горюче-смазочные ма-

териалы, тара и упаковка;

Классифи- кационный признак Наименование классификационной группировки Выделяемые группы запасов
По предназна- чению в про- изводственной или коммерче- ской деятель- ности Формы запаса 1) сырье и материалы; 2) промежуточный продукт; 3) готовая продукция; 4) изделия для ремонта и содержания; 5) товары для перепродажи; 6) отходы производства и вторичные материальные ресурсы; 7) сельскохозяйственные материалы  
По экономиче- ским функци- ям в воспроиз- водственном процессе Виды запасов 1) производственные; 2) запасы незавершенного производства; 3) товарные запасы; 4) транспортные запасы; 5) государственные материальные резервы; 6) запасы домашних хозяйств  
По причинам образования и функциям в логистиче- ском процессе Части запаса 1) текущие; 2) страховые; 3) подготовительные; 4) сезонные  
 


3.3. Запасы и их специфические свойства



2) промежуточный продукт — полуфабрикаты соб-

ственного изготовления. Эта форма запаса полностью эк-

вивалентна такому его виду, как запасы незавершенного

производства;

3) готовая продукция — конечная продукция для дан-

ного предприятия и предназначенная для реализации (про-

дажи) на сторону;

4) изделия для ремонта и содержания оборудования,

зданий, сооружений и т.д. Сюда также относят хозяйствен-

ный инвентарь, малоценные и быстроизнашивающиеся

предметы (МБП);

5) товары для перепродажи — промежуточные и конеч-

ные продукты в сферах распределения и обращения;

6) отходы производства, подразделяемые на возврат-

ные и безвозвратные (чистые потери). Сюда же относят

и вторичные материальные ресурсы (металлолом, макула-

тура и пр.);

7) сельскохозяйственные материалы, в составе которых

выделяют: семена и посадочные материалы; корма и фураж;

животные на откорме и молодняк животных.

Выделение первых пяти форм запаса является общепри-

нятым в зарубежной литературе. Эти формы иногда назы-

вают еще типами запаса, ограничиваясь лишь тремя основ-

ными: сырье и материалы (raw materials), промежуточные

продукты (work-in-process) и готовая продукция (finished

goods). В отечественной экономической науке и хозяй-

ственной практике при предметном рассмотрении матери-

альных запасов в составе их форм сельскохозяйственные

материалы выделяли отдельно. Такой подход к выделению

форм запасов вполне обоснован, так как сельскохозяйствен-

ному производству присуща существенная специфика, что

отражается на закономерностях формирования, хранения

и потребления запасов. Значительная специфика наблюда-

ется при образовании и утилизации запасов отходов про-

изводства и вторичных ресурсов, которую также надо учи-

тывать.

Сырье, материалы, комплектующие, топливо и т.д. — для

производственных фирм это материальный запас, необ-

ходимый для организации производственного процесса.

По мере вложения в этот процесс других материалов и тру-

да они превращаются в запасы незавершенного производ-

ства или запасы в форме промежуточного продукта. Ког-

да производство завершено, то запас приобретает форму



Глава 3. Основные категории логистики


готовой продукции для данного производителя. В целом

формы запаса классифицируются в зависимости от объема

вложенного в них труда, сырья и материалов. Такая класси-

фикация является относительной в том смысле, что конеч-

ная продукция одного производителя (поставщика) может

являться лишь исходным материалом или полуфабрикатом

для другого, т.е. быть готовой только к дальнейшему произ-

водственному потреблению.

Структура материального запаса фирмы по формам

во многом определяется ее отраслевой принадлежностью,

типом производства, уровнем ее специализации и коопе-

рирования. В промышленности, как правило, наибольший

удельный вес в структуре запаса составляют материалы

и готовая продукция. В отдельных отраслях обрабатываю-

щей промышленности с длительным производственным

циклом преобладают запасы незавершенного производства

(судостроение, авиастроение и т.п.). Для ряда отраслей

сферы материального производства, в частности произво-

дителей потребительских товаров (например, предприятий

пищевой промышленности) — упаковка может представ-

лять существенную составляющую материального запаса.

Для отдельных отраслей экономики, например сферы услуг

и добывающих отраслей промышленности, значительная

часть материального запаса может приходиться на изделия

для ремонта и содержания помещений, зданий, оборудова-

ния и других основных средств.

В дистрибьюторских фирмах и торговых компаниях

основная форма запаса — это товары для перепродажи

и в незначительной степени инвентарь, изделия для под-

держания в исправном состоянии оборудования и поме-

щений.

Сочетание форм запаса, выполняемых ими функций

в процессе общественного воспроизводства, а также их ме-

стонахождения позволяет разделить совокупные матери-

альные запасы на шесть видов, из которых только первые

четыре вида рассматриваются в теории запасов.

Производственные запасы (manufacturing inventory)

формируются в производственных и сервисных систе-

мах и предназначены для производственного потребле-

ния. Их основная функция — бесперебойное и надежное

материально-техническое обеспечение производственного

процесса, т.е. удовлетворение производственного спроса,

который, как правило, является заданным. К производ-


3.3. Запасы и их специфические свойства



ственным запасам относят предметы труда, поступившие

к предприятию-потребителю, но еще не использованные

и не подвергнутые переработке.

Запасы или заделы незавершенного производства (work-

in-process inventory) — это промежуточные продукты, на-

ходящиеся на различных стадиях производственного про-

цесса. Их основная задача — обеспечение непрерывности,

равномерности и ритмичности производственных процес-

сов. Среди них различают технологические, оборотные,

транспортные и страховые. При управлении запасами неза-

вершенного производства, определяющими факторами яв-

ляются особенности технологических процессов. Поэтому

они являются одним из объектов управления в производ-

ственном менеджменте, хотя в нем и используются отдель-

ные элементы теории запасов.

Товарные запасы включают в себя запасы готовой про-

дукции на складах фирм-производителей, т.е. сбытовые

запасы (merchandise inventory), и часть запасов, находя-

щихся в каналах сферы обращения. Последние в свою

очередь подразделяются на запасы предприятий оптовой

торговли (distribution inventory) и запасы организаций

розничной торговли (trade inventory). Основная экономи-

ческая функция товарных запасов — обеспечение нормаль-

ного хода процесса продаж путем компенсации колебаний

в уровне спроса, который в данном случае является, как

правило, стохастической величиной.

Транспортные запасы (in-transit inventory; transportation

stock; pipeline stock) или товары в пути — это часть товар-

ных запасов, находящихся в процессе доставки от постав-

щика к грузополучателю. С логистических позиций транс-

портные запасы представляют собой материальный поток

в классической трактовке этого понятия.

Государственные материальные резервы (strategic

reserves of the state) или стратегические запасы (strategic

storage; security reserves) — это совокупность запасов средств

производства и предметов потребления, создаваемых и под-

держиваемых (обновляемых и пополняемых) для использо-

вания в непредвиденных и чрезвычайных обстоятельствах.

Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государ-

ственном материальном резерве» определяет госрезерв как

особый федеральный запас материальных ценностей. Запа-

сы госрезерва стратегических материалов и товаров пред-

назначены для мобилизационных нужд, первоочередных



Глава 3. Основные категории логистики


работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

и стихийных бедствий, а также могут быть использованы

для оказания гуманитарной помощи, оказания регулирую-

щего воздействия на рынок, государственной поддержки

отдельных отраслей, предприятий и пр.

Государственные материальные резервы и запасы до-

машних хозяйств (house-hold stock) не являются объекта-

ми исследования в теории запасов и далее рассматриваться

не будут.

Основную часть совокупных материальных запасов со-

ставляют производственные и товарные запасы. Именно

на управление этими видами запасов ориентированы тео-

рия запасов и логистика запасов.

По причинам образования и выполняемым функциям

производственные и товарные запасы можно условно раз-

делить на четыре части: текущую, подготовительную, стра-

ховую и сезонную. Иногда еще выделяют спекулятивную

часть, но такой подход не является общепризнанным.

Текущие (циклические или регулярные) запасы (base

stock; cycle stock; lot-size stock) обеспечивают непрерыв-

ность снабжения производственного процесса между дву-

мя очередными поставками или бесперебойность процесса

реализации (продаж). Текущие запасы образуются по двум

причинам:

1) из-за несоответствия объемов поставки объемам ра-

зового производственного потребления или объемов закуп-

ки — объемам продаж;

2) из-за разрыва во времени между моментом поступле-

ния материального ресурса и началом его производственно-

го потребления или реализации.

Текущие запасы составляют основную часть производ-

ственных и товарных запасов. Они находятся, как прави-

ло, в динамике, т.е. их уровень является переменной ве-

личиной.

Подготовительные запасы (preparatory inventory) вы-

деляются из производственных запасов при необходимо-

сти дополнительной их подготовки перед использованием

в производстве (например, сушка леса) или из-за прове-

дения дополнительного контроля их качества (например,

входной лабораторный контроль в химической, пищевой

промышленности и ряде других отраслей). Подготовитель-

ная часть может выделяться и в товарных запасах в случае,

когда необходимо дополнительно подготовить материаль-


3.3. Запасы и их специфические свойства



иые ресурсы к отпуску потребителям или товары к продаже

(например, расфасовка и т.д.).

Страховые (гарантийные или буферные) запасы (stabi-

lisation stock; safety stock; buffer stock; fluctuation stock) необ-

ходимы для обеспечения непрерывного хода логистиче-

ского процесса в случае непредвиденных обстоятельств:

отклонений в периодичности и в объеме партии поставки

от запланированной, изменения интенсивности потребле-

ния материального ресурса или при резких колебаниях

величины спроса. Страховые запасы обеспечивают надеж-

ность соответствующих логистических процессов. В отли-

чие от текущей части размер страховых запасов — величина

постоянная. При нормальных условиях работы эти запасы

являются неприкосновенными.

Сезонные запасы (seasonal inventory) образуются при се-

зонном характере производства продуктов, их потреблении

или вызваны действием транспортного фактора. Они при-

званы обеспечить нормальную работу в период сезонных

перерывов в производстве или транспортировке, а также

сгладить сезонные колебания величины спроса.

Выделяют еще отдельные разновидности материальных

запасов в зависимости от их уровня, возможностей даль-

нейшего использования и др.

Переходящие запасы (final stock; residual inventory) —

под ними понимают остатки материальных ресурсов

на конец отчетного периода. Они предназначены для обе-

спечения непрерывности производства и потребления

в следующем за отчетным периодом до момента поступле-

ния очередной партии поставки.

Наличные запасы (inventory on hand) — все виды запа-

сов, хранящиеся на момент учета в логистической системе.

Неликвидные запасы (dead stock; unsellable inventory) —

товарные запасы, нереализуемые в течение длительного

времени.

Излишние (или неиспользуемые) запасы (unneeded

stock) — производственные или товарные запасы, потреб-

ность в которых отсутствует.

Сверхнормативные запасы (surplus stock; excess inven-

tory) — запасы, уровень которых превышает установлен-

ные нормы запасов. В планово-распределительной эконо-

мике нормирование запасов носило директивный характер

и было одним из инструментов централизованного управле-

ния. В рыночной экономике необходимость нормирования



Глава 3. Основные категории логистики


запасов определяется конкурентными условиями внешней

среды с целью снижения логистических издержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: