Понятие логистики

Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, доведения готовой продукции до потребителей в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, обработке и хранения соответствующей информации. Задачи, стоящие перед логистикой охватывают всю жизнь товара: от момента закупки сырья и производства до продажи готовой продукции конкретному покупателю.

Возникновение термина «Логистика».

Термин «логистика» происходит от греческого слова logistich(англ. – logistics), которое обозначало в Древней Греции искусство рассуждений и вычислений, или счетное искусство. В Римской империи этот термин использовался для обозначения правил распределения продовольствия. В Византийской империи под логистикой понимали искусство снабжения армии и управление ее перемещениями.

Немецкий исследователь проф. Г. Павеллек отмечает, что назначением логистики в Византии было «платить жалованье армии, должным образом вооружать и подразделять ее, снабжать оружием и военным имуществом, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях и, соответственно, подготавливать каждый акт военного похода, т.е. рассчитывать пространство и время, делать правильный анализ местности с точки зрения передвижения армии, а также силы сопротивления противника и в соответствии с этими функциями управлять и руководить, одним словом, распоряжаться движением и распределением собственных вооруженных сил».

Это военное понимание термина «логистика» перешло впоследствии и в Западную Европу. Так, при формировании нового штаба французской армии в 1670 г. была введена должность «старшего маршала по логистике», который отвечал за снабжение, транспортировку, выбор лагеря и корректировку совершения марша. Известный французский военный теоретик барон А.А. Жомини (1779-1869) также определял логистику как практическое искусство управления войсками, включающей в себя решение самого широкого круга вопросов – от снабжения продовольствием и боеприпасами до стратегического планирования военных действий.

В США история военной логистики началась в годы Второй Мировой войны. Тогда был сформирован специальный отдел, который получил название Агентства логистической безопасности (U.S. Department of Defense Logistics Agency). Это Агентство существует и в наше время. Оно отвечает за материально-техническое обеспечение и транспортное обслуживание вооруженных сил США во всех частях света.

Другое значение термин «логистика» приобретает благодаря трудам немецкого математика Г. Лейбница (1646–1716), который под логистикой понимал особый раздел математики – математическую логику. Это значение термина было закреплено на философском конгрессе в Женеве в 1904 г.

И лишь в 1960-е гг. американским Советом по логистическому менеджменту (Council of Logistics Management) было сформулировано понятие логистики как одной из отраслей менеджмента. С этого времени термин «логистика», имевший в США до того лишь военное употребление, стал активно использовать и в гражданском сообществе.

Этапы развития логистики.

Первым этапом развития логистики принято считать ее довоенное развитие. До Первой Мировой войны и между Первой и Второй Мировыми войнами основное внимание бизнес-сообщества было направлено на развитие производства, повышение производительности труда и насыщение рынка товарной массой. Закупки считались очень важной функцией, поскольку от нее во многом зависел успех компании на рынке. Однако организация снабжения предприятия рассматривалась менеджментом скорее как простая арифметическая сумма удачных или неудачных закупок, совершаемых отдельными клерками. В их задачу входило получить от поставщика необходимые товары и услуги соответствующего качества по минимальной цене.

Вторая Мировая война способствовала приобретению американскими военными бесценного опыта централизованного управления снабжением и транспортным обслуживанием вооруженных сил США. В первые годы после окончания войны этот опыт был ими обобщен и благодаря этому создались предпосылки для его перенесения в гражданскую сферу.

Вторым этапом развития стало формирование концепции логистики и признание за снабжением важной функции управленческой деятельности. В 1950-60 гг. появилось много специалистов, которые профессионально занимались закупками и могли принимать компетентные решения в этой сфере. Все больше внимания стало уделяться процедурам закупок, организации и политике компании в этой сфере. Многие компании подняли ранг директора по снабжению до высшего уровня руководства компании в должности вице-президента по закупкам, директора по логистике или вице-президента по закупкам и снабжению.

Начало третьего этапа развития концепции логистики было связано с удорожанием ресурсов и резким ростом цен во всех отраслях экономики США. Одним из важных событий того времени стало эмбарго на поставки нефти с Ближнего Востока летом 1973 г. Результатом этого было то, что с 1973 по 1980 гг. цены на нефть выросли в 4 раза. В этих условиях закупки и снабжение становились одним из ключевых факторов развития и выживания компании. Решения, принимаемые в этой сфере, стали носить для компаний стратегический характер.

Другим фактором, послужившим развитию логистики как одного из стратегического факторов развития компании, стало появление и внедрение на Западе первых автоматизированных систем управления (АСУ) технологическими процессами и поставками. Так, широкое распространение в бизнесе получила система MRP-I (Materials Requirements Planning – планирование потребностей в материалах). Эта система позволяла существенно улучшить процесс планирования производственных потребностей в сырье и материалах и повысить эффективность их поставок. Развитием этой системы стало появление системы DRP (Distribution Requirements Planning– планирование потребностей при распределении), которая распространяла принципы MRP-I на сферу дистрибуции товаров и позволяла здесь также повысить операционную эффективность.

Наконец, четвертым этапом стала интеграция функции закупок и снабжения в корпоративную стратегию. Этому способствовали революционные прорывы в области информационно-компьютерных технологий, которые имели место в 1980-90 гг. Идея системного подхода к управлению всеми материальными потоками на предприятии подвигла компании перенести акцент с планирования отдельных операций по закупкам на планирование и управление логистическим процессом в целом. Все чаще стали появляться компании, в которых подразделения, отвечающие за управление материальными потоками, имеют перекрестные функции. Однако этот процесс перехода к новым формам управления незавершен и многие компании находятся в переходной стадии развития. Здесь многое зависит от применения хороших информационных систем и требует тесного сотрудничества с небольшим количеством поставщиков.

Предпосылки развития логистики.

· Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя

· Энергетический кризис 70-хх годов.

· Научно-технический прогресс (компьютеризация, развитие информационных систем, возможность мониторинга всех фаз движения продукта).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: