Переход от системы сегрегации и сугубо медицинского обслуживания к социально ориентированным программам развития детей, находящихся в домах ребенка, предполагает предварительный анализ как условий проживания и потребностей младенцев, так и представлений о состоянии в домах ребенка и потребностей ухаживающего за детьми персонала. Ответы сотрудниц дома ребенка, в котором проводилось исследование (группа из 63 человек, состоящая из нянечек, медицинских сестер, воспитателей, педагогов-дефекто-логов и врачей), на специально разработанный опросник (см. табл. 7) показали, что, с их точки зрения, для улучшения состояния детей требуется не столько увеличение медицинского обслуживания (этот пункт отметили лишь 5% сотрудниц) или специальных педагогических занятий (8%), сколько большее общение и внимание со стороны персонала (57%), наличие близкого, всегда доступного ребенку человека (54%), изменение условий проживания (30%) (табл. 7). Среди причин своего недостаточного общения с детьми женщины выделили нехватку времени вследствие занятости основной (согласно Положению о домах ребенка-прежде всего лечебной и педагогической) работой (57%) и нежелание формирования привязанности с ребенком (37%). Сотрудницы считают, что могли бы лучше работать, если бы уменьшилось число детей в группе (76%), младенцев не переводили, при достижении определенного режимом возраста, из одной группы в другую, в новую обстановку и к новым людям (30%) и им предоставили больше самостоятельности, больше доверяли и меньше контролировали (30%). Лишь 11 % сотрудниц сообщили, что улучшение работы вдомах ребенка зависит от увеличения информации о детском развитии. Персонал отмечает необходимость реорга-
Таблица 7. Опросник дня персонала домов ребенка и результаты ответов
В каждом из пунктов предлагаемого Вам опросника дается шесть вариантов ответа. Пожалуйста, выберите и отметьте любым знаком два наиболее близких Вам утверждения.
| Утверждения | % выбора |
| 1.Я работаю вдоме ребенка, так как | |
| а) не хочу остаться без работы; | |
| б) меня устраивает заработная плата и режим работы; | |
| в) это соответствуют моим профессиональным интересам; | |
| г) мне нравится коллектив; | |
| д) мне нравится работатьс маленькими детьми; | |
| с) другое (напишите, что именно) | |
| II. Мне кажется, что детям в доме ребенка | |
| а) требуется большее медицинское обслуживание; | |
| б) необходимы дополнительные педагогические занятия; | |
| в)требуется изменение условий проживания; | |
| г) необходимо большее внимание, общение персоналас ними; | |
| д) нужен близкий, всегдадоступный человек; | |
| е)другое | |
| III. Детям, с которыми я работаю, лучше жить | |
| а) в обычном доме ребенка; | |
| б) в доме ребенка семейного типа; | |
| в) в обычном доме ребенка, измененном по семейному типу; | |
| г) всемье с биологическими родителями; | |
| д) всемьс усыновителей; | |
| е)другое | |
| IV. Мне кажется, что я недостаточно общаюсь с детьми, так как | |
| а) это им не нужно; | — |
| б) это не входит в мои обязанности; | |
| в) у меня нет времени, занята основной работой; | |
| г) не знаю, как это делать; | |
| д) не хочу привязанности между мной и ребенком; | |
| е)другое | |
| V. Иногда я испытываю трудности во взаимодействии с детьми | |
| а) во время кормления или переодевания; | |
| б) при выполнении гигиенических процедур; | |
| в) в минуты свободного общения; | |
| г) когда ребенок беспокоится, плачет; | |
| д) когда мне надо уходить из группы; | |
| е) другое |
| VI. Я могла бы лучше работать, если бы | |
| а) уменьшилось число детей в группе; | |
| б) детей не переводили из группы в группу; | |
| в) я имела больше информации о развитии ребенка; | |
| г) мне больше доверяли и меньше контролировали; | |
| д) не переживания о детях в доме ребенка; | |
| е)другое | |
| VII. Мне хотелось бы поговорить о моих трудностях, обсудить | |
| возникающие на работе чувства | |
| а) сруководителями дома ребенка; | |
| б) с сотрудницами моей смены и дома ребенка; | |
| в) с другими профессионалами в области раннего детства; | |
| г) спсихологами-консультантами; | |
| д) не испытываю потребности поговорить о трудностях; | |
| е)другое | — |
| VIII. Если бы мне предоставилась возможность отдохнуть в | |
| течение рабочего времени, то я бы предпочла | |
| а) попить чай с сотрудницами в группе; | |
| б) перекурить в отведенном для этого месте; | |
| в) посетитьспециально организованную комнату отдыха; | |
| г) поболтать с подругами по работе; | |
| д) побытьодной вне группы; | |
| е) другое | |
| IX. Чтобы перерыв в работе и отдых не повлияли отрицательно на | |
| детей и не вызвали беспокойства сотрудников, необходимо | |
| а) предоставить сотруднику возможность вне зависимости от | |
| ситуации в группе самому решать, когда отдыхать; | |
| б) включить в расписание работы время отдыха всей смены | |
| одновременно; | |
| в) предоставить время индивидуального отдыха каждому | |
| сотруднику, используя принцип взаимозаменяемости; | |
| г) предусмотреть возможность отдыха с детьми | |
| (например, перейти с несколькими детьми в помещение, | |
| где можно провести время по-домашнему); | |
| д) подумать об изменении графика работы, поскольку при | |
| сложившемся режиме отдых и отвлеченность персонала | |
| не могут не влиять на детей отрицательно); | |
| е)другое | |
| X. Пожалуйста, укажите свою должность в доме ребенка | |
| а)врач; | |
| б) педагог-дефектолог; | |
| в) воспитатель; | |
| г) медсестра; | |
| д)няня; | |
| е) другая должность | |
| Спасибо/ |
низации системы домов ребенка и считает, что детям, с которыми они работают, лучше жить в семье усыновителей (71%), в доме ребенка семейного типа (30%) или с биологическими родителями (27%). Часть сотрудниц сообщает о возможности сохранения домов ребенка для детей с высоким медицинским и генетическим риском отставания в развитии (13%) (Мухамедрахимов, Плешкова, 1997).
В более раннем исследовании, при сравнении женщин, ухаживающих за младенцами до 10 месяцев, и матерей детей того же возраста, было обнаружено изменение эмоционального состояния сотруд-ницдома ребенка в сторону тревожности и депрессивности. Несомненно, что на изменение состояния может влиять не только работа с оставшимися без попечения родителей детьми, но и работа в учреждении, принципы организации которого не соответствуют представлениям и пожеланиям сотрудниц. В результате опроса было определено, что только 24% сотрудниц не испытывают потребности говорить о трудностях и обсуждать возникающие на работе чувства. Остальные женщины хотели бы поговорить о своих трудностях и обсудить возникающие чувства, но делать это не столько с руководителями (13%), что принято и характерно для медицинских учреждений авторитарного типа, сколько с сотрудниками (44%), с психологами-консультантами (37%) и с другими профессионалами в области раннего детства (27%).






