Ребенок в развитии может опережать сверстников, что находит от- ражение в его социокультурном мире. Сдерживать это развитие не следует, стимулируя его проявление с учетом индивидуальной пред- расположенности. Важно позаботиться о среде, где бы он мог реали- зовать себя, свою культуру. Он может и отставать в развитии. В этом случае необходимо ускорить его формирование. Такая деятельность исключительно индивидуальна и зависит от причин задержки лич- ностного, средового и (или) воспитательного характера. В каждом случае требуется свой подход к социокультурному развитию и воспи- танию ребенка. К основным факторам, существенно влияющим на со- циокультурный мир ребенка, относятся:
• «возрастная» (усвоенная) культура;
• родители, воспитатели, старшие, сверстники;
• среда жизнедеятельности, с которой непосредственно взаимо- действует ребенок дома, на улице, в детском саду и пр.;
• целенаправленная деятельность по стимулированию формиро- вания и развития социокультурного мира ребенка;
|
|
• личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой деятельности.
«Возрастная» (усвоенная) культура ребенка является результатом воздействия детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение, среды, в которой жил и развивался ребенок, и его воспитания..
Для каждого возраста имеет место своеобразие в формировании и проявлении субкультуры. Например, для подросткового возраста аме- риканский психолог Г.Э. Эриксон выделил типичные конфликты в
Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка 113
формировании самосознания, характеризующие соответствующую субкультуру, как результат социального формирования личности:
1) временная перспектива или расплывчатое чувство времени;
2) уверенность в себе или застенчивость;
3) экспериментирование с различными ролями или фиксация одной роли;
4) ученичество или паралич трудовой деятельности;
5) сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;
6) отношения лидер/последователь или неопределенность авто- ритета;
7) идеологическая убежденность или размытость системы цен- ностей.
Родители, воспитатели, старшие, сверстники — это носители и трансформаторы культуры, во взаимоотношениях с которыми проис- ходит становление и развитие социокультурного мира ребенка. Взаи- модействие ребенка с ребенком является важнейшим фактором (ис- точником) для подражания и стимулирования его социального развития. Матео Вежио (1406—1458), итальянский гуманист, писал, что дети больше всего воспитываются примерами, надо предохранить их от дурных товарищей и дурного общества. Народная мудрость гла- сит: «с кем поведешься, от того и наберешься».
|
|
Общение, взаимоотношения ребенка с другими людьми являются естественной формой его самопроявления. Начальное взаимодейст- вие — «ребенок — родитель». Именно здесь в большей мере наблюда- ется взаимосвязь культуры взрослого человека с социокультурным миром ребенка. При этом в отношениях с матерью создаются наибо- лее благоприятные условия для социального развития, усвоения куль- туры. Она выступает главным защитником, опорой, удовлетворяет все потребности ребенка, что и определяет его связь с ней как с источни- ком социокультуры. С возрастом он начинает выстраивать отношения и с другими людьми, которые вызывают его социальный интерес. Приоритетом чаще всего пользуются дети, сверстники. В детской среде быстрее формируются общие интересы, достигается взаимопо- нимание, проявляются увлечения. В дальнейшем интерес ребенка ко взрослым чаще всего снижается. Это объясняется многими причина- ми, и прежде всего нарушением взаимопонимания — «конфликт по- колений», формированием извечной проблемы «отцы и дети». Одно- временно усиливается интерес и стремление к взаимодействию со сверстниками, включение в сообщества, что характерно для подрост- ков и юношества.
Средажизнедеятельности,скоторойнепосредственновзаимодей- ствует ребенок дома, на улице, в детском саду и пр. Человек развива-
8 - 5887
114 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей
ется в определенной средовой обстановке. Среда — это своего рода фон, на котором формируется личность. Каждый фактор среды имеет свои социально-педагогические возможности — это семья; квартира, убранство квартиры; место расположения квартиры, дома, в котором живет ребенок (в городе, деревне); улица; люди, с которыми взаимо- действует ребенок, окружающие его, представляющие своего рода пример старшего или сверстника, и многое другое. Социальная педа- гогика изучает факторы среды, влияющие на социальное формирова- ние личности, и исследует возможности целесообразного использова- ния их, профилактирования их негативного влияния.
Целенаправленнаядеятельностьпостимулированиюформирова- ния и развития социокультурного мира ребенка. Она может иметь и (или) стихийный характер. Родители, которые уповают на то, что все дети вырастают, вырастут и их, в большей степени предпочитают сти- хийное воспитание. По данным специальных исследований, долж- на иметь место и целенаправленность в воспитании. Например, для стимулирования развития речи у детей родителям рекомендуется (Г. Крайг):
• показывать и передвигать привлекательные, ярко окрашенные предметы;
• размещать интересующие малыша предметы поблизости от него, чтобы их можно было стукнуть, пнуть, схватить, изучить получше;
• разговаривать с ребенком, называть его по имени;
• обеспечить ребенка достаточным количеством предметов для хватания и манипулирования ими;
• начинать играть с детьми в такие игры, как «ку-ку», «найди спрятанное»;
• организовать безопасное место для исследовательско-ориенти- ровочной деятельности и обеспечить малыша набором привлекатель- ных предметов, которые он мог бы отыскивать, перемещать и т.д.;
• проговаривать свои действия («Я кладу мяч за спину, попробуй достать его»);
• пытаться постепенно усложнять игры «найди спрятанное»;
• играть с куклами и др.;
• имитировать действия ребенка и стимулировать его к подража- нию;
• объяснять происходящее («Мяч закатился под стол, потому что ты ударил по нему»);
• играть с ребенком во время купания, используя различные пла- вающие игрушки, в которые можно наливать воду, сжимать их и т.д.;
|
|
• ставить вопросы и давать ребенку время найти ответ самому;
• обеспечивать ребенка игрушками для его символических игр.
Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка 115
Основной задачей социально-педагогической деятельности взрос- лых по отношению к детям выступает обеспечение педагогически це- лесообразного взаимодействия с ними и стимулирование развития их активности, инициативы, самодеятельности.
Личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой деятельности. Источником разви- тия ребенка выступает его природная активность. В зависимости от возраста она может проявляться в общении, деятельности, отноше- ниях.
Особое место в формировании социокультурного мира ребенка принадлежит игре, которая является основной формой жизнедеятель- ности. Детские игры представляют собой один из видов социальной деятельности детского организма, средство развития ребенка как лич- ности и способ его самовыражения. Сама по себе игра — это и цель, и действие, и наслаждение. В социально-педагогическом плане, в дет- ских играх интегративно заложены в доступной форме социальные нормы и требования, национальный характер народа. Они отражают многовековой опыт проявления и развития душевных и физических сил ребенка, сформированный в той этнической среде, в которой он родился. Национальные игры помогают формировать у ребенка то особое, что характерно для его народа, тип личности с особенностями национальной ментальности.
Семейные игры обусловлены национальными и семейными тради- циями или профессиональной деятельностью родителей. Дети любят копировать своих родителей: учителей, врачей, продавцов, военнослу- жащих и пр. С помощью игр можно решать определенные социально- педагогические задачи, стимулируя формирование соответствующего социокультурного мира ребенка.
Предметом игры являются ролевое поведение, направленная ак- тивность, средством — разнообразные игрушки. В изобретении игру- шек принимали участие многие народы и отдельные мыслители. Аристотель рекомендовал в интересах воспитания изобретать для детей игрушки, иначе они, не имея чем играть, станут ломать в доме дельные вещи. И.К. Лафатер (1741 — 1801) — швейцарский писатель придумал игру в деревянные кирпичики для построек и т.д. Платон писал, что мальчикам посредством игры следует давать такое направ- ление, которое поможет им приспособиться к будущим своим заняти- ям. Локк советовал, чтобы все игры и развлечения детей имели целью формирование благих и полезных привычек. Та же мысль нашла от- ражение у французского педагога дошкольного воспитания Ф.В. Фре- беля (1782—1852). Он называл игру «высшей ступенью детского раз- вития», разработал теорию игры.
|
|
116 Раздел III. Социальные отклонения в азвитии и воспитании детей
В раскопках стоянок древних славян находят большое количество игрушек, что свидетельствует о любви и заботе родителей о детях, понимании важности для них игрушек и игр. В играх ребенок упраж- няет все части своего тела, самостоятельно познает их назначение и способы пользования ими. Они помогают развитию у него разного рода наблюдений, способности понимать, что хуже и что лучше. По- средством игры приобретаются навыки определения расстояния, ве- личины, веса, прочности предметов, развивается сообразительность, практичность, критика суждений, воспитывается внимание. В целом они выступают важнейшим средством разностороннего развития ре- бенка.
Выделяют уединенные и совместные игры. Каждая из них имеет свое социальное назначение. Уединенные игры позволяют ребенку проявлять самостоятельность, полностью уходить в процесс игры и получать от этого истинное наслаждение. Они способствуют социаль- ному развитию, формированию навыка самостоятельного решения простейших задач самореализации. Отсутствие такой возможности негативно сказывается на развитии ребенка. Закономерность его пси- хического развития как социального существа определяется двумя противоположными процессами (тенденциями): стремлением к обще- нию и обособлению. Нарушение условий, сказывающееся на прояв- лении данной закономерности, отражается на социальном развитии ребенка. Об этом свидетельствуют факты воспитания детей в государ- ственных учреждениях, в домах, где отсутствует возможность для самостоятельной игры.
Для них имеет большое значение сам процесс игры. Именно он способствует наиболее полному развитию. Например, можно наблю- дать такую картину. Мама отдыхает с ребенком, который играет в пе- сочнице, насыпая в ведро песок и высыпая его. Подходит время идти домой, и мама начинает торопить ребенка. Чтобы ускорить игру, она помогает ему наполнить ведро песком. Ребенок возмущен, он плачет, высыпает ведро и приступает снова к его наполнению. Для него важен именно процесс, а не результат.
Ребенок, подражая другим, в играх овладевает опытом деятельнос- ти, и в душе его возникает потребность анализа. Источником его яв- ляется естественная любознательность ребенка, которая проявляется в стремлении проанализировать (разобрать, развинтить и т.д.), что способствует познанию им окружающего мира на уровне обыденного сознания, в том числе и в сфере общественных отношений. Сначала этот анализ выражается примитивно (например, когда ребенку нра- вится какая-нибудь игрушка, он долго играет с ней, а затем чувствует неудержимое влечение познакомиться с ее внутренним устройством,
Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка 117
разбирает ее). После этого ребенок с грустью смотрит на результат и начинает требовать ее восстановления. От анализа он переходит к творчеству. К разряду творческих игр принадлежат так называемые символические игры, а именно: в зверей, птиц, солдатиков, разбойни- ков и т.п.
Важное место в развитии детей имеют игры, способствующие на- коплению житейского опыта. С их помощью дети осваивают счет, первые правила строения, черчения, пения, состязания и т.д. Это те игры, которые еще со времен Платона рекомендуются для выявления наклонностей, степени дарований, пытливости ума и даже склада ха- рактера. Через них педагоги стараются направлять развитие умствен- ных способностей ребенка, развивая у него склонность к определен- ным видам деятельности.
В социальном развитии особенно важны совместные (обществен- ные) детские игры. Среди своих товарищей ребенок чувствует себя как бы в родственном, братском кружке. Играя с товарищами и соревнуясь с ними, он усваивает опыт общения и поведения в социальной среде. Недаром же говорят, что жизнь возгорается из жизни, как пламя от пла- мени. В этой среде у ребенка проявляется наибольшая изобретатель- ность, остроумие, решительность, смелость, здесь складываются у него первые заботы об общественных интересах и уважение к ним, завязы- ваются дружба, симпатии, вырабатываются и первые понятия о дисцип- лине и субординации условно поставленным вожакам. Ребенок учится соотносить свое поведение с поведением других, что важно в формиро- вании у него понимания своих общественных отношений.
Изложенное представляет только некоторые наиболее существен- ные особенности социокультурного мира ребенка и необходимость его учета в процессе взаимодействия с ним, формирования его личности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы истоки формирования понимания важности детской субкультуры?
2. Раскройте понятия «субкультура», «детская субкультура», «социокультура»,
«социокультурный мир ребенка».
3. В чем сущность и особенности типичного и индивидуального социокультурного мира ребенка?
4. Назовите и дайте характеристику основных компонентов социокультуры ре- бенка.
5. Каковы особенности проявления социокультуры ребенка?
6. Каковы основные факторы, существенно влияющие на социокультурный мир ребенка?
7. Каково влияние «возрастной» субкультуры на развитие ребенка?
9. Каково влияние среды жизнедеятельности на социокультурный мир ребенка?
118 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей
10. Раскройте особенности влияния целенаправленной деятельности по стимули- рованию формирования и развития социокультурного мира ребенка.
11. Каково влияние личных усилий самого ребенка в культурном самосовершенст- вовании?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Детская субкультура (на примере определенного возраста, иола, региона).
2. Социокультурный мир ребенка (па примере какой-либо семьи, учреждения).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2000.
2. Корчак Я. Право ребенка на уважение // Избр. пед. произв. М, 1979.
3. Крайг Г. Психология развития. Изд. 7-е. СПб., 2000.
4. Осорииа М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Изд. 8-е. СПб., 2000.
6. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления лич- ности. М., 1994.
7. Сухомлинский В.А. Трудные дети // Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1980. Т. 4.
Глав а 10
Социальные отклонения, их причины и пути преодоления
Социальное развитие человека нередко приводит к определенным отклонениям. Сущность социальных отклонений, причины их форми- рования, возможности предупреждения и преодоления являются со- циально-педагогической проблемой.
Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
1) норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений;
2) основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и под- ростков.