Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов

Государство (общество) определяет требования к формированию личности подрастающего поколения, к решению социальных задач воспитания. Однако непосредственными воспитателями выступают социальные институты и сам человек. Именно они решают социаль- ные задачи формирования личности. Каждый социальный институт представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его воспитательную деятельность в государстве (обществе). Он решает общие (государственные), специальные и спе- цифические социально-воспитательные задачи. Выделяются следую- щие подходы (направления) в социальном воспитании с позиции со- циальных институтов:

— официально обусловленное (государственно-обусловленное), нормативное воспитание. Каждый институт руководствуется закона- ми государства, нормами, правилами и традициями, сложившимися в обществе, и готовит людей для жизни в нем. Он решает социально- воспитательные задачи своими средствами и методами;

— социально-обусловленное (особенное) воспитание, определяе- мое социальным статусом, предназначением учреждения, организа- ции, движения. Оно направлено на формирование у воспитанника того менталитета личности, который отличает ее от других, наполняет социальным своеобразием и позволяет качественно решать професси- онально важные, социальные задачи, например, учителя, врача, соци- ального педагога, социального работника, военнослужащего и др. Речь идет о формировании людей с определенным социальным стату- сом, социальным предназначением.

Каждое учреждение, каждая организация имеют свою социальную среду (профессионально ориентированную). Она способствует фор- мированию в личности того, что отличает ее социальный статус, мен-


Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 101

талитет человека этой среды от любой другой: социального педаго- га — от учителя, военнослужащего — от служащего, социального ра- ботника — от врача и пр.;

— специальное (специфическое) социальное воспитание. Оно при- суще именно этой среде (семье, организации, учреждению). К такому типу относятся воспитание по определенному социальному идеалу, мо- дели, формирование соответствующего социального типа личности. Воспитание по социальному идеалу, модели имеет место в каждом учреждении, организации. Оно обусловлено нравственно-психологи- ческим климатом, установками, принципами, сложившимися тради- циями, опытом воспитательной деятельности, авторитетными личнос- тями, обеспечивающими воспитательный процесс, воспитательной деятельностью, средой, определяющей социальную востребованность формируемого человека, и пр. Это то специфическое, что нарождается именно здесь, в данной среде и отличает воспитанников одного уч- реждения от подобного ему.

В семье такой тип социального воспитания можно назвать роди- тельским воспитанием по определенному социальному идеалу. Каждая мать и каждый отец задумываются о целях воспитания своего ребенка. Они решают его различно, но всегда узкоэгоистически, мысленно рисуя себе картину будущего, в котором придется жить их дочери или сыну, отыскивают в нем теплое место под солнышком и все свои силы направляют к тому, чтобы их ребенок получил то воспитание, те на- выки, которые дадут ему возможность занять это местечко. Но это будущее рисуется ими различно, например, воспитать сына так,

«чтобы он блистал в обществе», «продолжал дело», «вышел в люди», сделался инженером, ученым и т.д.

Специфическая среда семьи, учреждения порой способствует соци- ально-негативному формированию личности воспитанника, вследствие чего он становится объектом воспитания улицы, негативной среды, от- дельной негативной личности. Другими словами, имеют место факты, когда либо сама среда способствует появлению социальных отклоне- ний, либо она стимулирует уход воспитанника на улицу, определяя ха- рактер его социального формирования. В этом случае возникает необ- ходимость направленной деятельности специальных государственных учреждений по перевоспитанию (исправлению) результатов уличного и семейного воспитания (Луначарский, Макаренко, Сорока-Росинский и др.). Такой подход в социальном воспитании можно назвать социаль- но контролируемая социализация, осуществляемая в специально создан- ных воспитательных организациях. Это направление получило широ- кое развитие во многих странах мира, в том числе и в России. Особенно ему стали уделять внимание с 1918 г., когда волна детской преступности


102 Раздел II. Социальное формирование личности

и безнадзорности захлестнула Россию. Оно оказалось востребованным и в современных условиях в связи с ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Направленная социально-воспитательная деятельность имеет место и в случаях, когда речь идет о категориях детей, подростков с особыми нуждами. Имеется в виду направленное социальное воспита- ние человека с учетом его личностно-социальных проблем, возможнос- тей и в соответствии с социальными потребностями среды его жиз- недеятельности. В каждом конкретном случае возникают свои социально-воспитательные цели и способы их достижения.

С возрастом ребенок, чаще всего подросток, юноша, молодой чело- век, задумывается о смысле жизни, о будущей профессии. Он сам ста- вит перед собой вопрос о том, кем ему быть, определяет, каким обра- зом этого добиться. В зависимости от того, как он своими силенками решает этот вопрос, выбирает то или другое направление по самосо- вершенствованию и сообразно с этим организует свою работу, можно судить о его деятельности по социальному самовоспитанию. Данный факт диктует необходимость еще одного подхода в социальном воспи- тании с позиции субъекта самосовершенствования — направленное (осознанное) социальное самосовершенствование (самовоспитание) че- ловека (Шульгин). Оно определяется результатом его предшествую- щего социального воспитания и характерно для подростка, молодого человека на этапе социального выбора и практической деятельности по его достижению. Отсюда необходимость определения, каким дол- жен быть молодой человек и как этого можно достичь посредством социального воспитания в школе и семье, превращая его из объекта в субъект социального самовоспитания.

Социальный выбор юноши во многом зависит от результата его предшествующего социального воспитания. Именно ведущая

роль в нем должна принадлежать государству, которое осуществляет его через институты образования и семьи. Однако на молодого чело- века в формировании его социального выбора оказывает существен- ное влияние пример значимого для него лица, кинофильм или видео- фильм, литература или другой фактор, которые далеко не всегда носят позитивный характер. Все это свидетельствует о том, что его социаль- ный выбор может быть как позитивным, так и негативным. Следова- тельно, все то, что влияет на него, имеет не частный, а государст- венный характер. Данный факт диктует необходимость заботы госу- дарства об источниках социального воздействия на подрастающее поколение.

Изложенное раскрывает различные типы (направления) социаль- ного воспитания. Другими словами, социальное воспитание включает


Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 103

комплекс основных направлений воспитательной деятельности в за- висимости от того, кто определяет направление и кто обеспечивает его решение (см. схему 1).

Схема 1. Социальное воспитание


104 Раздел II. Социальное формирование личности

Таким образом, социальное воспитание характеризуется следую- щими факторами: кто его организует; направленность; содержание; результат (тип формируемой личности как результат социального воспитания) (см. схему 2).

Схема 2. Характеристика социального воспитания


Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 105

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте общее понятие, сущности социального воспитания.

2. Дайте общую характеристику понятия социального воспитания с позиции госу- дарства.

3. Каковы типичные подходы к определению сущности и содержания социального воспитания?

4. Дайте общую характеристику социального воспитания с позиции социальных институтов.

5. Дайте общую характеристику социального воспитания с позиции семьи.

6. Раскройте особенности социального воспитания с позиции интернатного учреж- дения.»

7. В чем смысл и значение социального воспитания человека как субъекта?

8. В чем заключается необходимость социального перевоспитания и его сущность?

9. Раскройте особенности направленного социального воспитания людей с особыми нуждами.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Социальное воспитание в семье и его особенности.

2. Общественная организация и социальное воспитание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громова МЛ. Педагогические основы образования взрослых. М, 1993.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

3. Немое Р.С. Психология образования: В 2 кн. М., 1994. Кн. 2.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М, 1996.

5. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления лич- ности. М, 1994.

6. Дюргейм Э. Социология образования. М, 1996.


Раздел III СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Глав а 9

Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка

• Ребенок — это особый мир с присущими ему особенностями в за- висимости от наследственности, возраста, пола, своеобразия социаль- ного и психического развития. В процессе своего становления как личности он проходит длительный путь психического и социального развития и воспитания, меняясь качественно — формируясь как суще- ство мыслящее, способное не только воспринимать окружающий мир, но и осознанно воздействовать на него. При этом каждому возрасту соответствует определенная субкультура и конкретный социокуль- турный мир ребенка, со своим содержанием и специфическим прояв- лением.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) истоки формирования понимания важности детской субкульту- ры и социокультурного мира ребенка;

2) особенности проявления и необходимость учета социокультур- ного мира у ребенка, подростка.

§ 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка

Одним из традиционно устойчивых заблуждений, господствовав- ших в педагогике до середины XVIII в., было сравнение ребенка с

«маленьким взрослым». Хотя представители гуманистического на- правления указывали на ошибочность такого положения. Так, напри- мер, Иоанн Златоуст (347—407) писал, что высшее искусство воспи- тания состоит в том, чтобы вначале спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его. Чтобы понять ребенка, надо его знать. Это была действительно гениальная мысль. Впослед- ствии Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) писал: «Дет- ства не знают: при тех ложных понятиях, которые имеются о нем, чем


Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка 107

дальше идут, тем больше заблуждаются. Самые мудрые из нас гонятся за тем, что людям важно, — знать, не принимая в расчет того, в состо- янии ли дети научиться этому. Они постоянно ищут в ребенке взрос- лого, не думая о том, кем он бывает, прежде чем стать взрослым». И далее советовал: «Прежде всего хорошо изучите ваших воспитанни- ков, ибо вы решительно их не знаете». Действительно, в конце XVIII в. ребенка рассматривали как взрослого человека, только ма- ленького роста. Таковыми можно видеть их и на рисунках, и в скульп- турах того времени.

«Я не сомневаюсь, — писал Пирогов в статье «Быть и казаться», — что у ребенка есть свой мир, отличный от нашего... он живет в собст- венном мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. И если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законов нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно ниспровергать столь же определенные законы мира детей». А «мы, взрослые, нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, на- сильственно врываясь в него, переносим ребенка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему наши сведения, наши по- нятия, наши взгляды, приобретенные вековыми усилиями уже взрос- лого человека. Мы от души восхищаемся нашими успехами, полагая, что ребенок нас понимает, а сами не хотим понимать, что он понимает нас по-своему». В работе с детьми важно «не переносить ребенка из его сферы в нашу, а самим переселиться в их духовный мир».

В XX в. известный польский педагог-гуманист Януш Корчак (1878—1942) также обращает внимание на то, что мы недостаточно знаем мир детей. «Ребенок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых...

Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направле-

ния улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреть- ся сам; трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, кото- рый вежливо ответит на вопросы.

Уважайте его незнание!»

Качественное социальное изменение человека на каждом этапе его возрастного развития составляет основу и суть процесса социализа- ции. Она обусловливает своеобразие восприятия им окружающей среды и ориентирует на адекватное поведение, действия и поступки. Как ребенок воспринимает явления, так он на них и реагирует. Со временем эта реакция приобретает все более и более осознанный ха- рактер. Социальное изменение ребенка закономерно. На каждом воз- растном этапе ребенок представляет то особенное, что определяет своеобразие его социального формирования, определенную субкуль- туру, играющую особую роль в этом процессе.


108 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

Термин «субкультура» (от лат. sub — под... — приставка и культу- ра) определяет культуру какой-либо социальной или демографичес- кой группы. Например, детская субкультура, национальная субкуль- тура, профессиональная субкультура и пр.

Детская субкультура в широком смысле представляет все то, что создано человеческим обществом для детей, в более узком — смысло- вое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Поня- тие «детская субкультура» предполагает, что для каждого возраста ха- рактерна своя культура, обусловленная тем, что может усвоить на этот период ребенок и что может стать социальным содержанием его раз- вития как личности: позволяющим ему понимать явления объектив- ной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в данной социальной среде. В каждый возрастной период она отлича- ется своим языком, содержанием, своеобразием восприятия явлений окружающей среды, мышления и поведения, что существенно влияет на действия и поступки ребенка в социуме.

Субкультура отражается в детских играх, фольклоре, художест- венном творчестве, традициях. В зависимости от пола, особенностей психического развития и социализации детей у них наблюдаются своеобразные проявления субкультуры, выражающиеся в тайных язы- ках и шифрах, шалостях, детской «магии» и т.д., например в играх, считалках, загадках, дразнилках у дошкольников и младших школь- ников; фольклорном репертуаре и детских традициях у детей 8—

13 лет; стремлениях к последней моде (супер), к участию и организа- ции неформальных групп, принятию разнообразных правил поведения и общения у подростков и пр.

Термин «социокультура» означает, что каждый ребенок в зави- симости от возраста, с одной стороны, представляет собой опреде- ленную детскую субкультуру, с другой — конкретный результат культурного становления детской личности, обусловленный средой, социумом, в котором он жил и формировался. Она также определяет то индивидуальное, что сформировалось из этого ребенка на данном возрастном этапе, в данной социальной среде — реализованную со- циокультурную реальность. Поэтому в конкретном ребенке детская субкультура проявляется в его внутреннем социокультурном мире и реальном бытие.

Социокультурный мир ребенка представляет собой его социаль- но-педагогическую характеристику, определяющую своеобразие вос- приятия им окружающей действительности (среды жизнедеятель- ности), реагирования на нее и проявления в ней в процессе


Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка 109

социального изменения его личности в соответствии с возрастом. Он характеризует типичные реакции, отношения и поведение в кон- кретном социуме.

Выделяют типичный и индивидуальный социокультурный мир ребенка. Типичный — это социокультурный мир, характерный для оп- ределенного возраста. Он подчеркивает естественное в восприятии и реакциях ребенка на данном возрастном этапе. Выделяется он с уче- том знания закономерностей возрастного и социального развития и воспитания детей. С его помощью можно оценить своеобразие соци- ального развития ребенка данного возраста, его соответствие или не- соответствие в развитии, приобретение социального опыта как лич- ности. Другими словами, через типичный социокультурный мир можно определить ход социализации ребенка, его соответствие воз- расту и уровню социального развития и воспитания.

Индивидуальный социокультурный мир свидетельствует об особен- ностях социального развития и воспитания данного конкретного ре- бенка, его индивидуальном своеобразии. С его помощью можно оце- нить уровень соответствия или несоответствия, опережения или отставания процесса социализации на данном этапе. Каждый ребенок исключительно индивидуален, и в то же время он типичен в зависи- мости от его возраста, уровня социального развития и воспитания. Благодаря этому мы сравниваем детей одного возраста, оцениваем их и делаем выводы о соответствии, задержке или опережении в соци- альном развитии.

Основными социально-педагогическими качественными характе- ристиками социокультуры ребенка являются:

• восприятие окружающей среды и реакция на нее;

• речь;

• душевное состояние и переживания;

• самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимо- отношения;

• поведение, действия и поступки.

Восприятие окружающей среды и реакция на нее. Восприятие ре- бенком меняется с возрастом. Оно зависит от его развития, социали- зации и социального обогащения. Именно психическое развитие ре- бенка обусловливает его интеллектуальное и социальное изменение, что, в свою очередь, влияет на развитие его психики. Особенности психического развития на различных возрастных этапах изучаются возрастной психологией.

Речь. Дети имеют природную предрасположенность к овладению языком. В этом один из аспектов социальности человека. Характерно, отмечал известный отечественный психолог А.Р. Лурия (1902—1977),


110 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

что близнецы способны формировать «свой» язык, позволяющий им общаться и понимать друг друга. Большое образовательное значение изучению родного языка придавал Ушинский, так как, «усваивая род- ной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логи- ку и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения».

Речь по своей природе социальна: в ребенке заложена предраспо- ложенность к овладению языком, но она развертывается в способ- ность только при наличии социального фактора, своеобразие которого обусловливает соответствующую способность ребенка овладеть речью.

Каждый язык является результатом многовековой духовной жизни конкретного народа, он представляет собой органическое соче- тание народной мысли и чувства, вот почему в полной мере язык может быть усвоен лишь в той обстановке, среди того народа, где он выработался. Изучаемый же вне этой обстановки и потому усваивае- мый поверхностно, он никогда не окажет надлежащего развивающего влияния. Знакомясь с первых дней с родным языком, ребенок изна- чально воспринимает духовную жизнь народа, соединяясь с ней. Именно поэтому Коменский и Ушинский рекомендовали начинать с овладения родным языком, а затем, после того как он хорошо усвоен и оказал свое благоприятное воздействие, приниматься за иностран- ный. Сам по себе иностранный язык, изучаемый ребенком в русской обстановке, отмечал Ушинский, «никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какой оказал бы родной ему язык; никогда не проникнет так глубоко в его дух и тело, никогда не пустит таких глубоких, здоровых корней, обещающих богатое, обильное раз- витие» его как личности.

Языковая среда формирует социокультурный мир ребенка. Это можно наблюдать по языковому проявлению у детей. Существует вы- ражение «маленький старичок» или «маленький дед». Так называют ребенка, преимущественно воспитываемого пожилым человеком. Он перенимает очень многое: манеру поведения, язык, суждения и пр. Ха- рактерно, что учителя особенно младших классов легко узнают роди- телей своих воспитанников по манерам поведения, языку и другим проявлениям.

Душевное состояние ребенка определяет его личную (субъектив- ную) эмоциональную оценку своего внутреннего состояния и отноше- ния к себе окружающих его людей. Эмоциональное реагирование ре-


Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка 111

бенка отражает особенности его детской личности: реакцию на внут- реннее комфортное состояние и дискомфорт, на отношение к себе ок- ружающих, отношение к человеку, с которым он взаимодействует, оценку его действий и поступков, в какой степени они направлены на его безопасность и защиту, содействие ему и пр. По своей сути оно определяет социальное благополучие или неблагополучие ребенка и влияет на его реакцию, поведение и проявление.

Душевные переживания ребенка — это его чувственное состояние в данной конкретной среде, отношение к близкому человеку, к добру и злу, правде и неправде; чувствительность к несправедливости. Они во многом формируют устойчивость, уравновешенность или раздражи- тельность психики, капризность ребенка в отношениях и проявлени- ях. Душевные состояния и переживания детей тесно взаимосвязаны и характеризуют их своеобразие.

Они естественным образом формируют такое явление, как дет- ский страх, который является своего рода реакцией ребенка, от- ражающей его стремление к самосохранению. При определенных условиях страх может превратиться в патологию. Например, неожи- данный, резкий и сильный звук, крик; длительное воздействие на психику ребенка факторов, существенно сказывающихся на чувстве его безопасности (частые рассказы о страшных историях, волшеб- ных не по возрасту сказок; длительная, пугающая темнота и

чество и пр.). Социально-педагогическая неграмотность родителей, типичные ошибки, допускаемые ими в процессе ухода и воспитания ребенка, проявляются тогда, когда они своими действиями стимули- руют формирование и укрепление у ребенка чувства страха, превра- щая его в патологию, и недостаточно проявляют внимания к его профилактике и преодолению.

Самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимо- отношения ребенка. Образ жизни ребенка формирует в нем то ин- дивидуальное, что определяет его Я, особенности самопроявления, отношения к явлениям окружающей его реальности, взаимодейст- вия в типичных ситуациях среды жизнедеятельности. Все это нахо- дит выражение также в отношениях к самому себе, матери (отцу), бабушке (дедушке), старшим, младшим, к сверстникам и т.д. Эти от- ношения ребенка со временем могут меняться в зависимости от жиз- ненных ситуаций, приобретаемого опыта социального поведения и самосовершенствования. Позиция Я личности также может со вре- менем стать другой, но может и укрепляться вследствие жизненных обстоятельств.

Поведение, действия, поступки. Это проявление собственно соци- окультурного мира ребенка. С возрастом они меняются, что-то пере-


112 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

ходит в привычки и становится характерной особенностью, что-то преодолевается (изживается). Данный факт исключительно важен в социальном формировании личности. Он диктует необходимость уме- ния видеть своеобразие проявлений ребенка, понимать их субкуль- турный характер перспективы изменения, прогнозировать динамику и определять пути целесообразного педагогического влияния. Исклю- чительно важно не забегать вперед (не требовать от ребенка того, что ему по возрасту, по уровню развития трудно понять) и не задержи- ваться (сохраняя в нем детские черты и тормозя социальное форми- рование).

Таковы основные социально-педагогические качественные харак- теристики социокультуры ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: