а) Расчет и разбивка элементов виража.
Виражи необходимо устраивать на кривых радиусом менее 3000 м для дорог 1 категории и менее 2000 м – для дорог отдельных категорий [14]
На прямом участке поперечные уклоны дороги соответствуют типу дорожной одежды и назначаются по нормам, приведенным в прил.4.4.14. При этом уклон обочин делается на 10% больше соответствующего уклона проезжей части.
Поперечный уклон виража определяется по формуле:
ib=(Vp2/127R)-µ (38),
где Vp – расчетная скорость, соответствующая категории дороги, км/час;
R – радиус круговой кривой, м;
µ - коэффициент поперечной силы.
В расчете коэффициент поперечной силы принимается по условиям устойчивости, равным величине сцепления колеса с покрытием в поперечном направлении g2j2 в неблагоприятных условиях. Эта величина зависит от скорости и может быть принята при V=50 км/час – 0,16; V=90 км/час – 0,14, V=130 км/час – 0,12.
Полученные значения уклона виража необходимо сравнить с данными СНиПа, приведенными в приложении 6.
Если вираж совпадает с продольным уклоном, необходимо, чтобы косой уклон (iк) не превышал максимального, принятого для проектирования.
|
|
(39)
Из уравнения (39) можно определить максимальный продольный уклон трассы на кривой с виражем (iпрод,), если косой уклон (iк) приравнять к максимальному, соответствующему категории дороги.
Все же дополнительный уклон наружной кромки проезжей части виража не должен превышать для дорог 1 и 2 категорий 5 о/оо, 3 и 4 – 10 о/оо, 3 и 4 категорий в горной местности – 20 о/оо.
На указанную величину снижается максимальный уклон дороги, если он совпадает с участком, на котором производится отгон виража.
Минимальная длина отгона виража может быть определена по формуле:
Lотв=Bib/ iотв (40),
где В – ширина проезжей части дороги, м;
ib – уклон виража;
iотв – уклон отгона виража.
Начало виража (или конец отгона виража) на переходной кривой равен 2000 м (для дорог 1 категории – 3000 м). Эта точка будет от начала переходной кривой на расстоянии
l =RL/2000, м (41),
где R – радиус круговой кривой;
L – длина переходной кривой, определяется по формуле (45).
Если участок отгона виража окажется длиннее l, то начальная часть отгона расположится на прямом участке трассы.
Схема перехода от двухскатного профиля к односкатному профилю [3,12,16].
Все характерные точки рассчитанного виража необходимо привязатьк пикетам дороги. Отгон виража производится в пределах переходной кривой, а при ее отсутствии (реконструкция) – на прилегающем к кривой прямом участке пути. Уравнивание уклона обочины и уклона проезжей части производится за 10 м до начала отгона виража.
б. Детальная разбивка кривой
|
|
Разбивка круговой и переходной кривых начинается с определения основных параметров круговой кривой (тангенса, длины, биссектрисы, домера).
T=RTg(a/2) (42)
K= (43)
Б= (44)
где a – угол поворота
R -радиус круговой кривой, м
При радиусе круговой кривой 2000 м и менее между круговой кривой и прямой устраивают переходную кривую. Чаще всего ее устраивают по радиоидальной спирали (клотоиде).
Длина переходной кривой:
L=V3/47RJ (45)
где J – нарастание центрального ускорения, м3/с (обычно принимается 0,5 м3/с).
Минимальные длины переходных кривых нормируются [14], они даны в приложении таблицы 6.
Параметр клотоиды определяется:
C=LR (46)
где R -радиус примыкающей круговой кривой.
Угол поворота трассы за счет переходной кривой
b=(L/2R) 57,3, град (47)
Таким образом, условие размещения двух переходных кривых:
2 b £ a
Для разбивки клотоиды пользуются таблицами прямоугольных координат [16]. С достаточной точностью эти координаты можно вычислить по формулам координат кубической параболы.
x= l (48)
y=x3/6C (49)
где l – длина дуги клотоиды от ее начала
С – параметр клотоиды
Угол поворота круговой кривой после устройства переходных кривых:
a'= a -2 b (50)
Новая длина круговой кривой:
K'=p R a/180 (51)
Сдвижка круговой кривой внутрь на величину
P=Y0-R(1-Cos b) (52)
Дополнительный тангенс для устройства переходной кривой (табл. 5)
t=L-R×Sin b (53)
Можно принять t=L/2
Исправленная биссектриса:
Б0=Б+Р (54)