1. Студент должен знать: классификацию, изомерию, номенклатуру спиртов, фенолов, тиолов; химические свойства одноатомных и многоатомных спиртов, фенолов, тиолов; понятие о кислотности и основности; понятие о реакциях нуклеофильного замещения.
2. Студент должен уметь: называть спирты, тиолы, фенолы по номенклатуре ИЮПАК; составлять формулы структурных изомеров, основываясь на электронном строении соединений, прогнозировать их химическую активность; ставить качественные реакции и с их помощью идентифицировать вещества.
Мотивация. Спирты, фенолы и тиолы – важные классы органических соединений. Гидроксильная спиртовая группа входит в состав многих важных для организма веществ – оксикислот, углеводов и т.д.; фенолы являются продуктами метаболизма некоторых аминокислот, тиольная группа содержится во многих биологически важных соединениях – аминокислотах (цистеин), ферментах, гормонах и благодаря своей высокой реакционной способности является мишенью различных повреждающих факторов – окислителей, тяжелых металлов и других так называемых «тиоловых ядов».
|
|
Вопросы для самоподготовки
1. Выведите формулы строения теоретически возможных изомеров бутилового спирта и назовите их по ИЮПАК. Укажите первичные, вторичные и третичные спирты.
2. Напишите формулы следующих соединений:
этандиол-1,2;
2,3–диметилбутандиол-2,3;
пропантриол-1,2,3.
3. Напишите уравнения реакций превращений:
а) хлористого бутила в 2-бутанол;
б) 2-бром-3-метилпентана в 3-метил-3-пентанол.
4. Дайте определения понятий «кислотность» и «основность». Какое из соединений: этанол или этантиол, этанол или фенол – проявляет более кислый характер. Почему?
5. Напишите уравнение реакции взаимодействия изопропилового спирта с уксусной кислотой.
6. Какие вы знаете качественные реакции на фенолы?
7. Что такое хелаты? Получите хелат на основе глицерина и гидроксида меди.