Основные этапы выполнения дипломного проекта

Этапами выполнения дипломного проекта являются:

- закрепление студента за руководителем дипломного проекта;

- выбор и согласование с руководителем темы дипломного проекта;

- утверждение темы дипломного проекта;

- составление плана дипломного проекта;

- оформление задания на выполнение дипломного проекта;

- выдача задания на преддипломную практику;

- представление и защита отчета по преддипломной практике;

- выполнение основных разделов дипломного проекта;

- оформление дипломного проекта и представление его на выпускающую кафедру;

- допуск дипломного проекта к защите;

- рецензирование дипломного проекта;

- подготовка к защите дипломного проекта и оформление иллюстративных материалов;

- защита дипломного проекта в ГАК.

План выполнения дипломного проекта по специальности 061000

«Государственное и муниципальное управление»

Наименование этапа Исполнитель Сроки
  Закрепление студентов за руководителем дипломного проекта Заведующий выпускающей кафедрой До начала преддипломной практики
  Выбор и согласование с руководителем темы дипломного проекта Студент то же
  Утверждение темы дипломного проекта Заведующий выпускающей кафедрой то же
  Составление плана дипломного проекта Студент, руководитель то же
  Выдача задания на преддипломную практику Руководитель то же
  Выполнение задания по преддипломной практике Студент В период преддипломной практики
  Представление и защита отчета по преддипломной практике Студент то же
  Оформление задания на дипломный проект Руководитель то же
  Выполнение основных разделов дипломного проекта Студент В период дипломного проектирования
  Оформление дипломного проекта и представление его на выпускающую кафедру Студент то же
  Допуск дипломного проекта к защите Заведующий кафедрой то же
  Рецензирование дипломного проекта Рецензент то же
  Подготовка к защите дипломного проекта и оформление иллюстративных материалов Студент, руководитель то же
  Защита дипломного проекта в ГАК Студент, члены ГАК В период государственной аттестации

Сроки этапов выполнения дипломного проекта регламентируются графиком учебного процесса, рабочего учебного плана и устанавливаются выпускающей кафедрой.

3. Выбор темы дипломного проекта

Тематика выпускных квалификационных работ при подготовке специалистов в области государственного и муниципального управления отражает основные направления их деятельности и выполняемые ими функции.

Тематика дипломного проекта выбирается студентом самостоятельно из предлагаемого профилирующей кафедрой списка, либо устанавливается индивидуально по согласованию с руководителем дипломного проекта. Тема должна быть актуальной и иметь практическое значение для выбранного объекта, на базе которого выполняется выпускная квалификационная работа. К таким объектам могут быть отнесены:

- органы государственной власти и управления субъекта рф, а также органы местного самоуправления (представительные и исполнительные) и их структурные подразделения;

- территориальные образования (субъект федерации, район, город, район города, поселок или иная территория);

- государственные и муниципальные предприятия, организации и учреждения, а также предприятия отраслей народно-хозяйственного комплекса различных организационно-правовых форм, производящие продукцию или оказывающие социально-экономические услуги для рассматриваемой территории.

Для дипломных проектов, объектом которых является орган государственной или муниципальной власти, их структурное подразделение, территориальное образование (субъект, район, город, район города, поселок или иная территория), список литературы приведен в приложении 1.

Выбор темы, ее окончательная формулировка и утверждение проводятся на этапе прохождения преддипломной практики. Одним из главных критериев выбора темы дипломного проекта является возможность сбора практического материала по предполагаемой тематике в период прохождения преддипломной практики. В отдельных случаях, когда студент желает соблюсти в дипломном проекте преемственность материалов и результатов, ранее выполненных курсовых работ и производственных практик, процедура выбора темы может быть проведена раньше.

Название темы согласовывается с руководителем и заведующим выпускающей кафедры, после чего фиксируется письменным заявлением студента. Закрепление за студентами тем дипломных проектов и состава руководителей из числа профессоров и доцентов, опытных преподавателей и научных сотрудников оформляется приказом ректора университета.

Примерная тематика дипломных проектов приводится в приложении 2.

4. Руководство дипломным проектом

Руководитель дипломного проекта назначается в целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в период подготовки и написания дипломного проекта.

Руководитель дипломного проекта:

- оказывает практическую помощь студенту в выборе темы дипломного проекта и утверждает ее окончательный вариант;

- выдает задание на разработку дипломного проекта;

- оказывает практическую помощь в разработке плана выполнения и составлении структуры дипломного проекта;

- оказывает помощь в выборе методики проведения анализа или исследования объекта дипломного проекта;

- дает квалифицированную консультацию по подбору необходимой научной и учебной литературы, справочных и статистических материалов и других источников по выбранной тематике дипломного проекта;

- осуществляет систематический контроль за ходом выполнения дипломного проекта в соответствии с разработанным планом;

- дает оценку качества выполненного дипломного проекта в виде письменного отзыва;

- проводит предзащиту дипломного проекта с целью выяснения его готовности к защите в ГАК.

В ходе работы над дипломным проектом руководитель выступает в качестве оппонента, указывая дипломнику на недостатки аргументации, стиля изложения материала и т.п., дает советы по их устранению. Рекомендации и замечания руководителя дипломник должен воспринимать творчески. Он может учитывать их или отклонить по своему усмотрению, так как ответственность за теоретически и методически правильную разработку и раскрытие темы, качество содержания и оформления дипломного проекта полностью лежит на дипломнике – авторе дипломного проекта.

В случае необходимости, по предложению руководителя дипломного проекта, выпускающая кафедра может приглашать консультантов по отдельным разделам проекта за счет времени, отведенного на руководство дипломным проектом. Консультантами могут выступать профессора и научные работники смежных кафедр университета или других вузов, а также высококвалифицированные специалисты других предприятий и учреждений. Консультанты осуществляют проверку соответствующей части выполненной студентом работы и ставят на ней свою подпись.

Законченный дипломный проект, подписанный студентом и, при необходимости, консультантом, передается руководителю.

После ознакомления с представленным дипломным проектом, руководитель дает свой отзыв на него. В отзыве приводится характеристика проделанной студентом работы, дается всесторонняя характеристика качества дипломного проекта, отмечаются положительные стороны, особое внимание обращается на отмеченные ранее недостатки, не устраненные дипломником, мотивируется возможность или нецелесообразность представления дипломного проекта в ГАК. В отзыве руководитель также отмечает ритмичность выполнения дипломного проекта, добросовестность и самостоятельность студента, его активность и творческий подход.

Затем работа представляется на нормоконтроль. Получив отметку и подпись нормоконтролера, студент представляет дипломный проект на кафедру вместе с письменным отзывом руководителя, где на основании представленных материалов решается вопрос о допуске студента к защите. При этом на титульном листе дипломного проекта делается определенная запись.

Если кафедрой принимается решение о невозможности допустить студента к защите, то оформляется соответствующий протокол, который представляется на утверждение ректору университета.

Дипломный проект, допущенный к защите, направляется на рецензию.

5. Общая структура и содержание дипломного проекта

Дипломный проект – это самостоятельная творческая работа студента, характеризующая степень его подготовленности к предстоящей профессиональной деятельности. Дипломный проект выполняется на основе глубокого изучения литературы по специальности, по выбранной тематике и на конкретном практическом материале, собранном в период прохождения преддипломной практики. Дипломный проект должен содержать решение конкретных управленческих задач в соответствии с поставленной целью. Результатом дипломного проекта должно являться обоснованное управленческое решение с оценкой затрат на его реализацию и оценкой эффективности его реализации по различным критериям.

Структура дипломного проекта должна обеспечить комплексное представление материала на основе четкой логической взаимосвязи разделов между собой. Выпускные квалификационные работы аналитического и исследовательского характера могут иметь разнообразную структуру. Общие рекомендации по содержанию таких работ можно сформулировать следующим образом:

- введение;

- проблемно-аналитическая часть;

- информационно-теоретическая часть;

- проектно-практическая часть;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения.

Объем дипломного проекта не должен превышать 4-5 печатных листов или 70-100 страниц машинописного (компьютерного) текста, не считая приложений, списка литературы, примечаний, титульного и других листов, связанных с оформлением.

Введение

Во введении обосновывается выбор темы, ее теоретическая и практическая актуальность, определяется объект исследования, ставятся цель выполнения дипломного проекта и задачи, решаемые для ее достижения, приводится краткая аннотация основных разделов. Актуальность темы может подтверждаться ссылками на законы, указы, постановления органов власти РФ по рассматриваемым вопросам, на материалы, характеризующие проблематику деятельности объекта дипломного проекта, на другие литературные источники.

Стиль изложения введения – тезисный, форма изложения – постановочная. Рекомендуемый объем введения составляет 3-5 листов.

Проблемно-аналитическая часть (первая глава (раздел))

В данной главе приводится полномасштабная характеристика и диагностический анализ объекта дипломного проекта и его деятельности, излагаются фактические материалы по рассматриваемому объекту, собранные на преддипломной практике.

Показатели, по которым проводится анализ, выбираются в зависимости от специфики государственно-управленческой деятельности объекта дипломного проекта.

В случае выбора в качестве объекта исследования органов государственной власти и управления субъекта РФ, органов местного самоуправления или их структурных подразделений необходимо провести анализ положительных сторон, недостатков и резервов управления объектом. Анализ уровня развития проводится от общего к частному с последующим усилением детализации исследования.

В аналитической главе проводится диагностический анализ организации управления рассматриваемым объектом на основе исследования целей, организационной структуры управления, описания функциональной деятельности подразделений и отдельных должностных лиц и исполнителей, расчета общих и частных показателей оценки уровня организации процесса управления, характеристики выполняемых функций по различным показателям. При анализе управляющей системы целесообразно установить, какие задачи поставлены перед ней и соответствует ли она поставленным целям и особенностям управляемого объекта.

При комплексном анализе системы управления следует сопоставить фактическую численность аппарата управления со штатной, ее соответствие действующим нормам и нормативам; установить размер управленческих затрат, трудоемкость управленческих функций; провести анализ состава управленческих процедур и их распределения в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений; дать характеристику документооборота и т.д.

Особое внимание при анализе организации управления должно быть обращено на комплексность и системность анализа. Необходимо выявить не только собственно недостатки, но и вскрыть причины их возникновения и установить, каким образом указанные недостатки в организации управления влияют на уровень эффективности системы управления в целом.

Независимо от темы дипломного проекта в данной главе необходимо рассмотреть следующие вопросы:

- роль и место рассматриваемого объекта в иерархической структуре более крупного масштаба;

- собственная организационная структура анализируемого объекта;

- правовые и финансово-экономические основы деятельности рассматриваемой структуры;

- основные выполняемые функции и задачи, решаемые рассматриваемым органом власти или его подразделением;

- функциональные связи рассматриваемого объекта;

- анализ основных показателей (смету), характеризующих деятельность рассматриваемого объекта за 2 – 3 последних года;

- анализ кадрового состава и эффективность работы кадров;

- основные недостатки и проблемы в деятельности рассматриваемой структуры с указанием потерь и видов неиспользованных резервов в качественной и количественной (натуральной или стоимостной) форме.

Источниками информации по рассматриваемым вопросам могут служить законодательные и нормативные акты, Конституции и Уставы территориальных образований, положения о деятельности органов власти и их структурных подразделений, должностные инструкции, отчеты о деятельности, статистическая отчетность, материалы сводных годовых отчетов, бухгалтерская отчетность. При необходимости студент может использовать и другие материалы, иллюстрирующие деятельность рассматриваемого объекта.

В итоге обосновывается необходимость совершенствования управления данным объектом, выявляются направления совершенствования, конкретизируются и уточняются цель и задачи дипломного проекта.

В случае выбора в качестве объекта исследования территориального образования (субъекта РФ, района, города, района в городе, поселка или иной территории) необходимо провести оценку потенциала территории, показать развитие территории в динамике за 2 – 3 года по основным показателям, сравнить показатели развития выбранной территории с аналогичными показателями других территорий и со средне- российским уровнем. Основное внимание следует уделить сравнению способов, механизмов и методов деятельности органов власти и управления по развитию рассматриваемой территории с деятельностью органов власти других территорий. Следует оценить эффективность деятельности, выявить конфликты интересов и определить возможности их согласования.

Отдельное внимание следует уделить законодательно-правовой базе деятельности органов власти рассматриваемой территории и сравнить действующее законодательство территории с законодательством других территорий (других субъектов РФ или органов местного самоуправления), дать оценку полноты и качества законодательной базы развития территории.

В рассмотрении данного раздела следует оценить, насколько соответствуют намерения органов управления территории существующим реалиям и тенденциям развития экономики территории. Здесь проводится оценка наличия и качества планов, программ и проектов органов власти и управления, рассматривается краткая характеристика генерального плана развития территории, стратегии ее развития, основных программных документов. Необходимо оценить качество подготовки и реализации программных документов, дать предложения по их корректировке и дополнению.

Вопросы, которые необходимо рассмотреть в данной главе:

- анализ социально-экономического развития территории на основе статистических показателей;

- оценка законодательной базы территориального развития в области выбранной проблематики;

- анализ соответствия намерений органов власти и управления существующей реальности и тенденциям развития экономики территориального образования;

- изучение практической деятельности органов власти и управления на рассматриваемой территории;

- изучение отношений: власть – бизнес, бизнес – общество, общество – власть, территория – другие территории;

- комплексная оценка проблем, на решение которых направлен дипломный проект (исходные причины возникновения, причины существования и усугубления проблем, возможные варианты их решения).

Результатом должна быть подробная характеристика нескольких проблем, на решение которых направлен данный дипломный проект и вывод о том, почему проблемы не решаются или решаются неэффективно, а также анализ возможностей их решения и предложений по реализации этих возможностей.

В случае выбора в качестве объекта исследования государственного, муниципального предприятия, учреждения, организации или предприятия какой-либо отрасли народно-хозяйственного комплекса любой организационно-правовой формы, производящего продукцию или оказывающего социально-экономические услуги для рассматриваемой территории следует обратить внимание на рассмотрение проблематики деятельности рассматриваемого объекта в решении каких-либо вопросов, характерных для территориального образования в целом, например: вопросы тепло-, водо- энерго- и газоснабжения населения и предприятий, вывоз твердых бытовых отходов и уборка территории, торговая деятельность и регулирование торговли, охрана правопорядка и имущества граждан и организаций; прочие вопросы, относящиеся к компетенции органов управления деятельностью и развитием территориального образования.

В том случае, когда объектом исследования выбирается хозяйствующий субъект, действующий на территории рассматриваемого территориального образования, основное внимание следует уделить взаимоотношениям этого предприятия с органами власти по одному или нескольким конкретным вопросам, например: земельные отношения, финансовые отношения, социальная сфера, жилищно-коммунальные вопросы и прочее. В данном случае должны быть рассмотрены обе позиции (рассматриваемого объекта и органов власти) со всей соответствующей аргументацией. Обе точки зрения подлежат критическому анализу со стороны студента.

Вопросы, которые необходимо рассмотреть в данной главе:

- история создания и развития рассматриваемого объекта, его первоначальные цели и задач и их дальнейшая трансформация (до настоящего времени);

- роль и место рассматриваемого объекта в инфраструктуре и экономике территориального образования, в вертикальной (отраслевой) структуре управления; полномочия, функции и механизмы их реализации; подчиненность и отчетность; связи (горизонтальные) с органами власти и другими организациями; основная проблематика деятельности;

- организационная структура и система управления рассматриваемого объекта с указанием структурных подразделений и должностей, их целей и задач, полномочий и функций, подчиненности и отчетности в соответствии с утвержденной структурой и штатным расписанием, наличие выборных или назначаемых должностей;

- персонал и кадровая политика, методы формирования кадрового состава, уровень профессионального образования, квалификационные требования, методы и средства управления персоналом;

- организация и оплата труда, система и форма оплаты, положение об оплате труда, динамика изменения оплаты труда с указанием влияющих на нее факторов, социальные гарантии;

- динамика изменения основных показателей производственно-хозяйственной деятельности рассматриваемого объекта за последние 2–3 года с указанием основных источников финансирования, основных направлений и показателей эффективности расходования средств, экономические проблемы деятельности предприятия.

Основным результатом данной главы является определение проблем ("узких мест"), существующих в практике деятельности рассматриваемого объекта (предприятия, организации, учреждения) по выбранному направлению (теме дипломного проекта) и выявление причин, их обуславливающих.

Примерный объем аналитической части дипломного проекта составляет 30 – 35 листов.

Информационно-теоретическая часть (вторая глава (раздел))

Эта глава отражает сущность основной исследуемой проблемы дипломного проекта и представляет собой обобщение теоретических взглядов на ее решение. Данный раздел является основой проектной части. В главе проводится обзор литературы и других источников информации по выбранной тематике на предмет изученности поставленных в дипломном проекте проблем, целей и задач. Глава должна содержать оценку состояния отечественного и зарубежного опыта в решении рассматриваемых вопросов, дискуссионные мнения и позиции различных авторов и представителей различных организаций и научных школ. Здесь же приводится характеристика правовых аспектов выбранной тематики с указанием ссылок на различные нормативные акты органов власти РФ. Также в информационно-теоретической части проводится критический анализ рассмотренных точек зрения, их сходств и различий, достоинств и недостатков, и излагается собственная позиция студента, подтверждаемая убедительной аргументацией.

В случае выбора в качестве объекта исследования государственного, муниципального предприятия, учреждения, организации или предприятия какой-либо отрасли народно-хозяйственного комплекса любой организационно-правовой формы, производящего продукцию или оказывающего социально-экономические услуги для рассматриваемой территории, теоретические аспекты деятельности такого предприятия занимают только один пункт (параграф), остальной объем раздела (главы) занимает анализ деятельности предприятия.

Изложение теоретических вопросов должно быть подчинено общей цели дипломного проекта и способствовать ее раскрытию. При этом необходимо использовать различные способы и приемы экономического и логического анализа, сопровождая излагаемый материал соответствующими расчетами, графиками, таблицами и диаграммами.

Примерный объем информационно-теоретической части дипломного проекта составляет 20 – 25 листов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: