Глава 6. Транспортная логистика

В конце 70-х годов транспортная промышленность стала узким местом в экономике многих стран (особенно стран с промышленным уклоном). Низкая эффективность данной отрасли была обусловлена государственным регулированием тарифов, расстоянием перевозок, номенклатурой грузов.

Дерегулирование транспорта сняло все ограничения, благодаря этому фирмы данной отрасли получили свободу предложений в предоставлении услуг. Это ужесточило конкуренцию, что в свою очередь, повысило количество предоставляемых услуг.

Все виды транспорта делят на: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и газопроводный.

К транспортной сети относят: сеть путей (дороги, пути, трубопроводы, сеть авиалиний), средства для перемещения продукции, технические средства и сооружения.

В зависимости от стратегии и задач выбирается вид транспорта для доставки груза. При этом учитывается размещение производства, технико-экономические показатели.

Плюсы и минусы различных видов транспорта представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Сравнительная характеристика видов транспорта.

Виды транспорта Преимущества Недостатки
Железнодорожный   1)Наличие подъездных путей на любой сухопутной территории. 2)Высокая провозная способность. 3)Регулярность перевозок, независимо от времени года, климатических условий. 4)Невысокая себестоимость перевозок. 5)Высокая скорость доставки. 6)Высокие показатели использования пути и подвижного состава.   1)Большие вложения на сооружение постоянных устройств. 2)Невозможность провозки небольших партий груза. 3)Вложения на погрузо-разгрузочное устройство и доставку к ним груза.
Морской 1)Возможность межконтинентальных перевозок. 2)Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. 3)Относительно высокая скорость. 4)Большой объем перевозок. 1)Сложность перевозки небольших партий груза. 2)Зависимость от географических и навигационных условий. 3)Необходимость создания большого портового хозяйства. 4)Необходимость промежуточной доставки.
Речной 1)Высокая провозная способность на глубоководных реках. 2)Невысокая себестоимость. 3)Возможность отправки небольшими партиями. 1)Неравномерность глубин рек. 2)Сезонность работ. 3)Небольшая скорость доставки грузов.
Автомобильный 1)Большая маневренность и подвижность. 2)Доставка продукции без промежуточных перегрузок со склада до склада; 3)Разветвленная сеть дорог, то есть доставка практически в любую точку. 1)Низкая производительность. 2)Состояние дорог. 3)Невозможность доставки больших партий.
Трубопроводный 1)Прокладка трубопровода возможна повсеместно. 2)Низкая себестоимость. 3)Герметизация транспортировки. 4)Автоматизация операций. 1)Очень узкая специализация.
Воздушный 1)Большая дальность перевозки. 2)Короткие маршруты следования. 3)Большие партии перевозки. 4)Быстрота доставки. 1)Высокая себестоимость. 2)Зависимость от климатических и географических условий. 3)Создание специальных мощностей.

Обычно используют несколько видов транспорта. Для облегчения смены видов транспорта используют интегрирующие системы, когда оборудование для перевозки на одном виде транспорта есть продолжение технологической линии обработки на другом виде транспорта.

Соответственно выделяют унимодальные и мультимодальные перевозки. Первые предполагают транспортировку груза одним видом транспорта, что снижает риск порчи при перегрузках, снижает простои в ожидании отправки груза другим видом транспорта, но ограничивает географию перемещения груза. Мультимодальные перевозки предполагают использовать несколько видов транспорта, что расширяет возможности поставки груза, но и вызывает ряд дополнительных затрат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: