В конце 70-х годов транспортная промышленность стала узким местом в экономике многих стран (особенно стран с промышленным уклоном). Низкая эффективность данной отрасли была обусловлена государственным регулированием тарифов, расстоянием перевозок, номенклатурой грузов.
Дерегулирование транспорта сняло все ограничения, благодаря этому фирмы данной отрасли получили свободу предложений в предоставлении услуг. Это ужесточило конкуренцию, что в свою очередь, повысило количество предоставляемых услуг.
Все виды транспорта делят на: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и газопроводный.
К транспортной сети относят: сеть путей (дороги, пути, трубопроводы, сеть авиалиний), средства для перемещения продукции, технические средства и сооружения.
В зависимости от стратегии и задач выбирается вид транспорта для доставки груза. При этом учитывается размещение производства, технико-экономические показатели.
Плюсы и минусы различных видов транспорта представлены в таблице 2.
|
|
Таблица 2.
Сравнительная характеристика видов транспорта.
Виды транспорта | Преимущества | Недостатки |
Железнодорожный | 1)Наличие подъездных путей на любой сухопутной территории. 2)Высокая провозная способность. 3)Регулярность перевозок, независимо от времени года, климатических условий. 4)Невысокая себестоимость перевозок. 5)Высокая скорость доставки. 6)Высокие показатели использования пути и подвижного состава. | 1)Большие вложения на сооружение постоянных устройств. 2)Невозможность провозки небольших партий груза. 3)Вложения на погрузо-разгрузочное устройство и доставку к ним груза. |
Морской | 1)Возможность межконтинентальных перевозок. 2)Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. 3)Относительно высокая скорость. 4)Большой объем перевозок. | 1)Сложность перевозки небольших партий груза. 2)Зависимость от географических и навигационных условий. 3)Необходимость создания большого портового хозяйства. 4)Необходимость промежуточной доставки. |
Речной | 1)Высокая провозная способность на глубоководных реках. 2)Невысокая себестоимость. 3)Возможность отправки небольшими партиями. | 1)Неравномерность глубин рек. 2)Сезонность работ. 3)Небольшая скорость доставки грузов. |
Автомобильный | 1)Большая маневренность и подвижность. 2)Доставка продукции без промежуточных перегрузок со склада до склада; 3)Разветвленная сеть дорог, то есть доставка практически в любую точку. | 1)Низкая производительность. 2)Состояние дорог. 3)Невозможность доставки больших партий. |
Трубопроводный | 1)Прокладка трубопровода возможна повсеместно. 2)Низкая себестоимость. 3)Герметизация транспортировки. 4)Автоматизация операций. | 1)Очень узкая специализация. |
Воздушный | 1)Большая дальность перевозки. 2)Короткие маршруты следования. 3)Большие партии перевозки. 4)Быстрота доставки. | 1)Высокая себестоимость. 2)Зависимость от климатических и географических условий. 3)Создание специальных мощностей. |
Обычно используют несколько видов транспорта. Для облегчения смены видов транспорта используют интегрирующие системы, когда оборудование для перевозки на одном виде транспорта есть продолжение технологической линии обработки на другом виде транспорта.
|
|
Соответственно выделяют унимодальные и мультимодальные перевозки. Первые предполагают транспортировку груза одним видом транспорта, что снижает риск порчи при перегрузках, снижает простои в ожидании отправки груза другим видом транспорта, но ограничивает географию перемещения груза. Мультимодальные перевозки предполагают использовать несколько видов транспорта, что расширяет возможности поставки груза, но и вызывает ряд дополнительных затрат.