Пожарный насос (рис. 3.29) представляет собой агрегат, продольный разрез которого показан на рис. 3.31. На насосе установлены: коллектор 4 и рукоятки дисковой заслонки 1. манометр 6, мановакуумметр 17 и тахометр. Блок индикации 11 тахометра и времени наработки закреплен на панели 10. На этой же панели закреплен блок управления 12 вакуумной системы.
Рис. 3.29. Насос центробежный пожарный высоконапорный НЦПВ-20/200:
1 – рукоятка дисковой заслонки; 2 – патрубок; 3 – кольца уплотнительные;
4 – коллектор; 5 – кран сообщения с атмосферой; 6 – манометр МТК, 6 МПа, кл. 2,5;
7 – рукоятка эжектора; 8 – кран вакуумный; 9 – серьга задняя; 10 – панель;
11 – блок индикации тахометра и времени наработки; 12 – блок управления БЦ-37,02
вакуумным агрегатом; 13 – пеносмеситель; 14, 16 – кронштейн; 15 – кран сливной;
17 – мановакуумметр МТК 0,5 МПа, кл. 1,5;
18 – серьга передняя; 19 – дозатор
На насосе установлен пеносмеситель 13 с ручным управлением. Эжектор пеносмесителя, выключаемый рукояткой 7, обеспечивает забор воды от третьей ступени насоса к дозатору 19. К его левой части на двух шпильках подсоединяется шланг с обратным лепестковым клапаном, подводящий пенообразователь от пенобака. Для дозирования пенобака в дозаторе вырезано отверстие с переменным сечением (вместо пяти отверстий
в пеносмесителе типа ПС-5). При повороте маховика пеносмесителя изменяется сечение проходного отверстия для перетока пенообразователя. Этим обеспечивается его дозирование от 1 до 6 %. Разрешается одновременная работа двух пеногенераторов типа ГПС-600. На шкале дозатора 19 указывается положение маховика при его выключенном положении.
Рис. 3.30. Принципиальная схема заслонки:
1 – трубы (с фланцами)
водопенных коммуникаций;
2 – корпус заслонки 5;
3 – неподвижная ось заслонки;
4 – слой резиноуплотнения
заслонки; 5 – заслонка;
6 – положение заслонки при повороте ее оси на 90°;
7 – ось заслонки;
8 – зубчатое колесо;
9 – болты, стягивающие
фланцы
|
На пеносмесителе у эжектора имеется кран соединения полости насоса с атмосферой
(см. рис. 3.29, поз.
5).
На кронштейне 14 установлена масломерная стеклянная трубка с двумя рисками, указывающими уровень масла для смазывания подшипника 5-309, установленного в задней крышке насоса (рис. 3.31, поз. 14). Она соединена с полостью задней крышки насоса трубкой, соединенной с масломерной трубкой на кронштейне.
На насосе в коллекторе устанавливают дисковые заслонки с ручным приводом. Принципиальная схема такой заслонки представлена
на рис. 3.30. Внутренняя поверхность корпуса 2 заслонки покрыта слоем материала уплотнения 4. Это может быть резина или пластмасса. Заслонка 5 поворачивается на неподвижной оси 3. Подвижная ось 7 прочно соединена с заслонкой 5. На оси 7 закрепляют элемент рукоятки ручного (см.
рис. 3.29, поз. 1) или пневматического привода зубчатого колеса (см. рис. 3.30, поз. 8).
Корпус 2 заслонки на прокладках (на схеме не показаны) зажимается болтами 9, стягивающими фланцы трубопроводов 1. В положении, указанном на рисунке, заслонка 5 плотно перекрывает трубопровод. При повороте заслонки 5 вокруг осей 3 и 7 на 90° он займет положение, указанное цифрой 6. При этом соединяемые трубы почти полностью свободны для протекания жидкости. Независимо от привода в конструкции предусмотрено плавное регулирование положения заслонки 5, т. е. можно регулировать подачу воды.
Описанные заслонки характеризуются значительно меньшей массой по сравнению с другими типами заслонок, применяемых на пожарных автомобилях. Их ряд включает размеры по диаметру от 45 до 200 мм. Они характеризуются высокой надежностью.
Центробежный насос трехступенчатый с осевым подводом воды. Продольный его разрез представлен на рис. 3.31.
Рис. 3.31. Насос центробежный:
1 – корпус; 2 – аппарат направляющий третьей ступени; 3 – шаровой клапан;
4 – аппарат направляющий первой и второй ступени; 5 – втулка;
6 – крышка направляющего аппарата; 7 – крышка насоса; 8 – рабочее колесо;
9 – уплотнение вала переднее; 10, 13 – штуцер; 11 – сливной кран; 12 – рукав;
14 – подшипник 5-309; 15 – крышка задняя; 16 – вал; 17 – полумуфта;
18 – уплотнение вала заднее
Оболочку насоса образуют корпус 1, крышки направляющих аппаратов 6 и крышка насоса 7. Внутри ее на шариковых подшипниках 14 (подшипник 5-309) и подшипнике 5-303 внутри переднего уплотнения 9 вала установлен ротор. В его состав входят вал 16, три рабочих колеса 8
с двоякой кривизной лопастей. В качестве отводящего устройства на первой и второй ступенях используются направляющие аппараты 4. На третьей ступени направляющий аппарат 2 образует с корпусом 1 кольцевую камеру. На ее двух шпильках устанавливают падающий клапан. Направляющие аппараты 4 закреплены в их крышках 6.