Уплотнения колес и магистральные уплотнения щелевого типа

Подшипник 14, закрепленный в корпусе 1 и на валу, воспринимает осевые усилия. Он смазывается трансмиссионным маслом ТМ 5-18 (ТАД-18), которое заливают в полость задней крышки 15. Его разгрузка от осевой силы обеспечивается наличием у рабочего колеса разгрузочных отверстий, как на рабочих колесах насосов ПН-40УВ.

Подшипник 5-303, установленный в зоне переднего уплотнения
(см. рис. 3.33, поз. 6), плавающий, т. е. закреплен в осевом направлении.

В крышках направляющих аппаратов 6 имеются обратные шаровые клапаны 3. Внутри канала клапана находится шарик. Под напором воды он перекрывает калиброванное отверстие в стенке крышек. При прекращении подачи воды шарик не прижимается к отверстию, и вода свободно сливается из ступеней насоса. При этом она поступает в кольцевую камеру, а затем по рукаву 12 при открытом сливном кране сливается из насоса.

Сальниковые уплотнения предназначены для герметизации насоса и предотвращения поступления воды из полости насоса к подшипникам. В насосе НЦПВ-20/200 эти уплотнения отличны от традиционных, в которых применяются манжеты.

В насосе имеются два уплотнения вала – заднее и переднее
(см. рис. 3.31, поз. 18 и поз. 9). Их уплотняющие элементы одинаковы, однако назначение их различно.

Заднее уплотнение вала (рис. 3.32) состоит из набора уплотнительных колец 710 и манжеты 1, размещенных в стакане 3. Этот набор колец сжимается нажимным кольцом 4, крепящимся тремя болтами 5
к стакану 3. Болты фиксируют от проворачивания нержавеющей проволокой толщиной 0,6 мм, закрепляя ее на нажимном кольце. Назначение этого набора колец – герметизация внутренней полости насоса. Манжета 1 в стакане предотвращает поступление воды к подшипнику (см. рис. 3.31, поз. 14).
В стакане имеется дренажное отверстие. Оно совмещено с соответствующими отверстиями в направляющем аппарате (см. рис. 3.31, поз. 2) и корпусе насоса (см. рис. 3.31, поз. 1). Вода из этого отверстия сливается
по штуцеру 13.

Уплотнительные кольца 7–10 в стакане 3 обжимают кольцом 4, затягивая болты 5. Различие в величинах затяжки на болтах не должно превышать 0,2 мм. Контролируется и величина момента проворачивания вала. Его величина должна находиться в пределах 2,5–3 кгс∙м (25–30 Н∙м).

1 2 3 4 5
6
7
 
9
10
 
8

Рис. 3.32. Уплотнение вала заднее: 1 – манжета 1-52-72-3 ГОСТ 8752–79; 2 – кольцо уплотнительное 085-090-30 ГОСТ 18829–73; 3 – стакан; 4 – кольцо нажимное; 5 – болт; 6 – проволока 0,6 мм 12Х18Н9Т (нержавеющая); 7, 10 – кольцо уплотнительное из набивки; 8 – кольцо уплотнительное слоеное; 9 – кольцо уплотнительное витое


При недостаточной степени обжатия концевых уплотнений из дренажных отверстий струйками течет вода. Требуется разборка насоса и регулирование степени обжатия уплотнительных колец уплотнений.

Переднее уплотнение размещено в специальном стакане крышки насоса (см. рис. 3.31, поз. 9). Его устройство представлено на рис. 3. 33. Пакет уплотнительных колец 14 аналогичен пакету уплотнительных колец заднего уплотнения. Момент начала вращения вала по окончании обжатия должен быть в пределах 1,5–1,8 кгс∙м, 15–18 Н∙м. Следовательно, суммарная величина крутящего момента должна быть в пределах 40–48 Н∙м.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Крышка насоса

Рис. 3.33. Уплотнение вала переднее:

1, 4 – кольцо уплотнительное

из набивки; 2 – кольцо уплотнительное витое; 3 – кольцо уплотнительное

слоеное; 5 – стакан;

6 – подшипник 5-303 ГОСТ 8338–75;

7 – гайка; 8 – колпачок;

9 – проволока 0,6 мм 12Х18Н9Т

(нержавеющая);

10 – кольцо; 11 – манжета


Назначение этого уплотнения и манжеты 11 – предотвратить поступление воды из полости насоса к подшипнику 6. Для подвода воды, просочившейся через пакет уплотнительных колец, в стакане 5 предусмотрено дренажное отверстие. Оно совмещено с дренажным отверстием в крышке насоса и штуцером (рис. 3.31, поз. 10).

Смазывание подшипника 6 осуществляется консистентной смазкой Литол-24. Ею заполняют полость подшипника и пространство под колпачком 8 при ремонтах. Проволока 9 предназначена для удержания колпачка.

Падающий клапан (рис. 3.34) предназначен для предотвращения обратного тока воды в случае, если рукавные линии проложены на высоте, а насос прекратит работу. Он обеспечивает также герметизацию насоса при работе вакуумной системы.

1
2
3
4
5
6
7
8


Рис. 3.34. Падающий клапан:

1 – аппарат направляющий третьей ступени; 2 – корпус; 3 – датчик заполнения;

4 – корпус падающего клапана;

5 – направляющая втулка;

6 – клапан падающий; 7 – упор;

8 – манометр

Корпус 4 падающего клапана 6 установлен в верхней части кольцевой камеры, образуемой направляющим аппаратом 1 третьей ступени насоса и корпусом 2 (см. также рис. 3.31, поз. 1 и поз. 2). При отсутствии подачи воды клапан 6, перемещаемый в направляющей втулке 5, находится
в исходном положении и перекрывает внутреннюю полость насоса и его коллектор. При подаче воды насосом под ее напором клапан 6 поднимется вверх до упора 7. При этом вода из насоса будет поступать в коллектор,
а затем в рукавные линии.

Тахометр ТС-1 предназначен для фиксации частоты вращения вала насоса и продолжительности его работы в часах. Он состоит из блока индикации 11 (см. рис. 3.29) и датчика с ротором Т.

4
3
2
1
5

Рис. 3.35. Блок управления

системой водозаполнения:

1 – панель;

2 – индикатор показаний;

3 – кнопка частоты вращения вала насоса;

4 – индикатор времени работы насоса;

5 – кнопка переключения режимов
с датчиком заполнения

При вращении вала насоса ротор Т воздействует на датчик, установленный в задней крышке 15 (см. рис. 3.31). Возникающие при каждом обороте вала импульсы регистрируются блоком индикации тахометра (рис. 3.35).

При работе насоса на индикаторе показаний 2 высвечивается частота вращения вала насоса в об/мин. Это сопровождается высвечиванием индикатора 3. При нажатии кнопки 5 на индикаторе показаний высвечивается время в часах и загорается индикатор 3. При отпускании кнопки 5 фиксируется частота вращения вала.

Отсчет времени наработки насоса осуществляется только при частоте вращения вала больше 500 об/мин. Запоминание времени отсчета происходит автоматически после полной остановки насоса.

Параметры технической характеристики насоса представлены
в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Показатели Размерность Значения показателей
Номинальная частота вращения вала насоса об/мин  
Подача л/с  
Напор в номинальном режиме м  
Потребляемая мощность, не более кВт 65,5
Коэффициент полезного действия, не менее 0,6
Напор, развиваемый при n = 3200 об/мин и подаче воды 10 л/с м Не менее 300
Мощность, потребляемая при n = 3200 об/мин и подаче воды 10 л/с кВт Не более 75,5
Наибольшая геометрическая высота всасывания м 7,5

Параметры, приведенные в табл. 3.5, получены при n = 2 700 об/мин
и высоте всасывания 3,5 м.

Максимальное давление при входе в насос принято равным 0,59 МПа (6 кгс/см2), а на выходе – 3,43 МПа (35 кгс/см2).

Зависимость Н, N и η от величины Q представлена на рис. 3.36.

0,5
N, кВт
Н, м
Q, л/с
η
3
 
 
 
 
0,1
 
 
 
 
 
 
2
1

Рис. 3.36. Характеристики НЦПВ-20/200:

1 – напор, м; 2 – КПД, %; 3 – мощность, кВт

Параметры этих характеристик получены при частоте вращения вала насоса n = 2 700 об/мин и высоте всасывания h вс = 3,5 м.

Значения Н и N при других частотах вращения вала получают, используя для расчетов формулы теории подобия.

Техническое обслуживание насоса. Техническая готовность насоса обеспечивается выполнением ряда работ после тушения пожаров и технического обслуживания.

При подаче воды в насос не допускается работа при напоре на выходе более 300 м (давление 30 кгс/см2) и частоте вращения вала более
3 200 об/мин, а также при полностью перекрытой напорной магистрали.

При необходимости временной подачи воды следует снизить частоту вращения вала двигателя до минимально возможной. Это обусловлено тем, что работа насоса при нулевой подаче может привести к аварийному перегреву насоса.

Необходимо оценивать наличие течи воды (каплеобразование).
Допускается утечка воды из дренажных отверстий насоса в виде капель
в количестве не более 60 капель в минуту.

Во избежание короткого замыкания или случайного включения вакуумного насоса при техническом обслуживании необходимо отключить аккумуляторную батарею от «массы».

После остановки насоса необходимо открыть сливной кран на насосе (см. рис. 3.31 поз.11), кран на пеносмесителе и слить воду из насоса. Слив воду кран эжектора устанавливают в положение «Откр.». Затем включают на 3…5с вакуумный кран для удаления из насоса оставшейся воды.

Смазывание внутренней полости вакуумного насоса производят маслом из масляного бачка насоса. Для этого закрывают заслонки
(см. рис. 3.29, поз. 1) и вакуумный кран (см. рис. 3.29, поз. 8) и в ручном режиме включают в работу вакуумный насос. Масло из бачка будет поступать по прозрачной трубке до штуцера жиклера. В этом положении вакуумный насос должен работать 3–5 с. Выключив насос, установить все краны и ручки крана эжектора и дозатора в положение «Закр.».

Промывку пожарного насоса по окончании работы с пенообразователем осуществляют водой из ведра по шлангу, подсоединяемому к магистрали подачи пенообразователя. Для промывки насос включают в работу на 3–5 мин, поддерживая давление на выходе в пределах 5–10 кгс/см2. При промывке следует несколько раз повернуть ручку крана эжектора в пределах «Откр.» – «Закр.», а также вращать ручку дозатора. Этим обеспечивается промывка подвижных соединений.

При работе в условиях низкой температуры воздуха необходимо полностью слить воду из насоса, удалить ее из вакуумного насоса и смазать его внутренние поверхности. Кроме того, следует слить воду из всех полостей кранов, оставив их в полуоткрытом положении.

Плановые технические обслуживания (ЕТО, ТО-1 и ТО-2) проводят
в объеме, указанном для НЦПК-40/100-4/400 (см. табл. 3.4). Однако
в некоторых из них имеются дополнительные работы.

ЕТО. Производится проверка уровня масла в центральном насосе. Уровень должен находиться между рисками на кронштейне (рис. 3.29,
поз. 14). При необходимости долить масло.

ТО-1. Прочистить жиклер маслопровода вакуумного насоса капроновой леской сечением 0,4–0,5 мм.

ТО-2. Подтянуть сальниковые уплотнения вала центробежного насоса (см. Руководство по эксплуатации КШИН. 062542.002.РЭ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: