Юнита 1

Гуманитарная

Академия

Дистанционное образование

________________________________________________________

РУ.01;1

Рабочий учебник

Фамилия, имя, отчество обучающегося___________________________________________________

Направление подготовки_______________________________________________________________

Номер контракта______________________________________________________________________

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (КУРС 2)

ЮНИТА 1

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

МОСКВА 2011


Разработано О.Ф. Алексеевой, канд. психол. наук

По ред. И.М. Осмоловской, канд. пед. наук;

Б.П. Бархаева, канд. пед. наук, доц.

Рекомендовано Учебно-методическим

советом в качестве учебного пособия

для студентов СГА

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (КУРС 2)

Юнита 1. Детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка.

Юнита 2. Раннее и дошкольное детство.

Юнита 3. Детство в период школьного обучения.

Юнита 4. Характеристика деятельности детского психолога.

Юнита 5. Технологические основы работы детского психолога.

ЮНИТА 1

Изложены основные проблемы детской психологии, а также концепции отечественных и зарубежных исследователей психологии детства.

Для студентов Современной Гуманитарной Академии

______________________________________________________________________________________________________

© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2011

(настоящее учебное пособие не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано

и распространено в качестве официального издания без разрешения руководства СГА)

Соответствие системы менеджмента качества СГА в сфере создания информационных образовательных ресурсов требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) подтверждено
Сертификатом соответствия Стандарт-тест
ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4

ЛИТЕРАТУРА 5

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 7

1 ДЕТСТВО КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 7

1.1 Детство как социально-исторический феномен 7

1.2 Детство как объект науки 10

1.3 Возрастное развитие ребенка: процессы, факторы, закономерности 11

1.3.1 Области развития ребенка 11

1.3.2 Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка 12

1.3.3 Обучение и развитие ребенка 17

1.3.4 Особенности детского развития 19

1.4 Методы исследования психического развития ребенка 20

1.4.1 Организация исследований в детской психологии 20

1.4.2 Наблюдение 21

1.4.3 Эксперимент 23

1.4.4 Беседа 25

1.4.5 Анкетирование, изучение результатов деятельности, тестирование,
социометрический метод 26

2 ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 28

2.1 Психоаналитические теории детского развития 29

2.1.1 З. Фрейд 29

2.1.2 Развитие психоанализа в работах А. Адлера 32

2.1.3 Теория личности Э. Эриксона 34

2.1.4 Теория привязанности Дж. Боулби 40

2.2 Когнитивные теории детского развития 41

2.3 Теории поведения 47

2.4 Гуманистические теории 51

3 ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ 53

3.1 Критерии периодизации психического развития 53

3.2 Стадиальность психического развития 55

3.3 Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину 59

3.3.1 Развитие культурно-исторической теории в отечественной психологии 63

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ 68

ГЛОССАРИЙ 72


ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Детство как объект психологического исследования. Детство как социально-исторический феномен. Детство как объект науки. Возрастное развитие ребенка: процессы, факторы, закономер-ности. Методы исследования психического развития ребенка.

Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии. Психоаналитические теории детского развития. Когнитивные теории детского развития. Теории поведения. Гуманисти-ческие теории.

Проблема психического развития ребенка в отечественной психологии. Критерии периодиза-ции психического развития. Стадиальность психического развития. Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину.


ЛИТЕРАТУРА*

1. Бурменская, Г. В. Хрестоматия по возрастной психологии: От младенца до подростка [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. В. Бурменская. – М.: МПСИ, 2008.

2. Волков, Б. С. Практические вопросы детской психологии [Текст] / Б. С. Волков,
Н. В. Волкова. – СПб.: Питер, 2009.

3. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Говорящая книга, 2009.

4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для студентов всех специальностей пед. вузов / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова, Е. А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2009.

5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник / И. А. Зимняя. – М.: Литературное агентство "Университетская книга", 2008. – 384 с. – ISBN 978-5-98704-069-8.

6. Крайг, Г. Психология развития [Текст]: учеб. пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2011.

7. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2010.

8. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009.

9. Махлынева, С. Д. Краткий курс по детской психологии [Текст]: учеб. пособие. – М.: ОкейКнига, 2009.

10. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: