Гуманитарная
Академия
Дистанционное образование
________________________________________________________
РУ.01;1
Рабочий учебник
Фамилия, имя, отчество обучающегося___________________________________________________
Направление подготовки_______________________________________________________________
Номер контракта______________________________________________________________________
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (КУРС 2)
ЮНИТА 1
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
МОСКВА 2011
Разработано О.Ф. Алексеевой, канд. психол. наук
По ред. И.М. Осмоловской, канд. пед. наук;
Б.П. Бархаева, канд. пед. наук, доц.
Рекомендовано Учебно-методическим
советом в качестве учебного пособия
для студентов СГА
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (КУРС 2)
Юнита 1. Детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка.
Юнита 2. Раннее и дошкольное детство.
Юнита 3. Детство в период школьного обучения.
Юнита 4. Характеристика деятельности детского психолога.
Юнита 5. Технологические основы работы детского психолога.
|
|
ЮНИТА 1
Изложены основные проблемы детской психологии, а также концепции отечественных и зарубежных исследователей психологии детства.
Для студентов Современной Гуманитарной Академии
______________________________________________________________________________________________________
© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2011
(настоящее учебное пособие не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано
и распространено в качестве официального издания без разрешения руководства СГА)
Соответствие системы менеджмента качества СГА в сфере создания информационных образовательных ресурсов требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) подтверждено
Сертификатом соответствия Стандарт-тест
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4
ЛИТЕРАТУРА 5
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ 6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 7
1 ДЕТСТВО КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Детство как социально-исторический феномен 7
1.2 Детство как объект науки 10
1.3 Возрастное развитие ребенка: процессы, факторы, закономерности 11
1.3.1 Области развития ребенка 11
1.3.2 Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка 12
1.3.3 Обучение и развитие ребенка 17
1.3.4 Особенности детского развития 19
1.4 Методы исследования психического развития ребенка 20
1.4.1 Организация исследований в детской психологии 20
1.4.2 Наблюдение 21
1.4.3 Эксперимент 23
1.4.4 Беседа 25
1.4.5 Анкетирование, изучение результатов деятельности, тестирование,
социометрический метод 26
2 ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 28
2.1 Психоаналитические теории детского развития 29
|
|
2.1.1 З. Фрейд 29
2.1.2 Развитие психоанализа в работах А. Адлера 32
2.1.3 Теория личности Э. Эриксона 34
2.1.4 Теория привязанности Дж. Боулби 40
2.2 Когнитивные теории детского развития 41
2.3 Теории поведения 47
2.4 Гуманистические теории 51
3 ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ 53
3.1 Критерии периодизации психического развития 53
3.2 Стадиальность психического развития 55
3.3 Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину 59
3.3.1 Развитие культурно-исторической теории в отечественной психологии 63
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ 68
ГЛОССАРИЙ 72
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Детство как объект психологического исследования. Детство как социально-исторический феномен. Детство как объект науки. Возрастное развитие ребенка: процессы, факторы, закономер-ности. Методы исследования психического развития ребенка.
Проблема психического развития ребенка в зарубежной психологии. Психоаналитические теории детского развития. Когнитивные теории детского развития. Теории поведения. Гуманисти-ческие теории.
Проблема психического развития ребенка в отечественной психологии. Критерии периодиза-ции психического развития. Стадиальность психического развития. Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину.
ЛИТЕРАТУРА*
1. Бурменская, Г. В. Хрестоматия по возрастной психологии: От младенца до подростка [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г. В. Бурменская. – М.: МПСИ, 2008.
2. Волков, Б. С. Практические вопросы детской психологии [Текст] / Б. С. Волков,
Н. В. Волкова. – СПб.: Питер, 2009.
3. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Говорящая книга, 2009.
4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для студентов всех специальностей пед. вузов / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова, Е. А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2009.
5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник / И. А. Зимняя. – М.: Литературное агентство "Университетская книга", 2008. – 384 с. – ISBN 978-5-98704-069-8.
6. Крайг, Г. Психология развития [Текст]: учеб. пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2011.
7. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2010.
8. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009.
9. Махлынева, С. Д. Краткий курс по детской психологии [Текст]: учеб. пособие. – М.: ОкейКнига, 2009.
10. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009.