Детство как объект науки

Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась к концу XIX века. Она появилась в рамках сравнительной психологии. Основателем детской психологии считается немецкий ученый-дарвинист Вильгельм Прейер, книга которого “Душа ребенка”, где он описывает результаты наблюдений за развитием собственного сына, является точкой отсчета систематических наблюдений психологии ребенка, начиная с самых ранних лет жизни. В. Прейер ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук.

Объективные условия становления детской психологии, сложившиеся к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Это, в свою очередь, ставило новые вопросы обучения и воспитания детей. Исследования психики ребенка получили мощный импульс, поскольку именно они могли сделать образование более эффективным. Задача понимания особенностей развития ребенка стала актуальной. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно: только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что представляет собой психология взрослого человека. Поэтому нет ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который так или иначе не занимался бы детской психологией.

Детская психология изучает психическое развитие ребенка. В отличие от всякой другой психологии она имеет дело с особыми единицами анализа – это возраст или период развития. Возраст, по определению Л.С. Выготского, – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возраст – определенная ступень развития индивида, для которой характерны закономерные физиологические и психологические изменения, связанные со становлением личности, особенностями ее деятельности, общения и воспитания.

Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях “эпохи”, равные одному году, трем, пяти годам. Хронологический и психологический возрасты не совпадают. Хронологический или паспортный возраст – лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Детская психология – учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Поэтому вслед за Л.С. Выготским правильнее говорить: детская возрастная психология. Л.С. Выготский, А. Валлон, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин были типично детскими психо-логами. Как образно говорил Д.Б. Эльконин, общая психология – это химия психики, а детская психология – скорее физика, так как она имеет дело с более крупными и определенным образом организованными “телами” психики. Когда материалы детской психологии используются в общей психологии, то там они раскрывают химию процесса и ничего не говорят о ребенке.

В настоящее время предмет детской психологии – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Продвижение в решении теоретических задач детской психологии расширяет возможности ее практического внедрения. Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла новая сфера практики. Это контроль за процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен определить правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей механизмы и динамику развития психики ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: