Детство как социально-исторический феномен

Детство – термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза от рождения до подрост-кового возраста.

Онтогенез – процесс развития индивидуального организма.

Детство – период становления ребенка полноценным членом общества, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости, период его усиленного развития, изменения, обучения.

В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. Но за это время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки лет назад. Однако при сходных природных предпосылках уровень психического развития, достигаемый ребенком на каждом историческом этапе развития общества, неодинаковый.

Этапы детства человека – продукт истории, и они столь же подвержены изменениям, как и тысячи лет назад. Продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья. Поэтому нельзя изучать детство и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих это развитие. Так как продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества, то следует отличать историю развития ребенка и от развития ребенка в онтогенезе, и от неравномерного развития детей в различных современных культурах.

Проблема истории детства – одна из наиболее трудных в современной психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Поэтому эксперимен-тальным фактам предшествовала теория.

Вопрос об историческом происхождении периодов детства теоретически был разработан в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ф. Ариеса.

Согласно Л.С. Выготскому, ход психического развития ребенка не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма. Он подчеркивал, что нет вечно детского, а существует лишь исторически детское. Так, в литературе XIX века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей. Например, Ф. Энгельс в своих исследованиях ссылался на отчет комиссии, созданной английским парламентом в 1833 году: дети иногда начинали работать на фабриках с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14–16 часов.

Исторически понятие детства связывается с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Д.Б. Эльконин на основе изучения этнографических материалов показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий.

При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Детство возникает тогда, подчеркивал Д.Б. Эльконин, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, так как ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается.

Много интересных фактов было собрано французским демографом и историком Филиппом Ариесом, которого интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в разные исторические эпохи. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии значительно возрос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими. На основании исследования изобразительного искусства, литературных и документальных источников Ф. Ариес считает, что открытие детства началось в XIII в.

Исследования Ф. Ариеса в области изобразительного искусства привели его к выводу, что вплоть до XIII в. искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Детские образы в живописи XIII в. встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах.

Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. В те времена не было и знания об особенностях и природе детства. Слово “ребенок” долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так, например, в средневековой Германии слово “ребенок” было синонимом для понятия “дурак”.

Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает французский демограф, служило появление в XVI веке портретов умерших детей. Их смерть, пишет он, переживалась как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне обычное событие.

Преодоление равнодушия к детям, если судить по живописи, происходит не раньше XVII века, когда впервые на полотнах художников начинают появляться портретные изображения реальных детей. Это были, как правило, портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте. Таким образом, по мнению Ф. Ариеса, открытие детства началось в XIII веке, его развитие можно проследить в истории живописи XIV–XVI вв., но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия.

Важным символом изменения отношения к детству служит, по мысли исследователя, одежда. В Средние века как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального положения. Только в

XVI–XVII вв. появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка от взрослого. Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2–4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица. Иначе говоря, для того чтобы отличить мальчика от мужчины, его одевали в костюм женщины, и этот костюм просуществовал до начала нашего столетия, несмотря на изменение общества и удлинение периода детства. Отметим, что в крестьянских семьях до рево-люции дети и взрослые одевались одинаково. Кстати, эта особенность до сих пор сохраняется там, где нет больших различий между работой взрослых и игрой ребенка. Как подчеркивал Ф. Ариес, формирование детского костюма стало внешним проявлением глубоких внутренних изменений отношения к детям в обществе: они начинают занимать важное место в жизни взрослых.

Открытие детства позволило описать полный цикл человеческой жизни. Для характеристики возрастных периодов жизни в научных сочинениях XVI–XVII вв. уже использовалась терминология, до сих пор употребляемая в научной и разговорной речи: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость. Дифференциация возрастов человеческой жизни и в том числе детства, по мнению Ф. Ариеса, формируется под влиянием специальных институтов, то есть новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества.

Так, раннее детство впервые появляется внутри семьи, где оно связано со специфическим общением – “нежением” и “балованием” маленького ребенка. Для педагогов XVII века любовь к детям выражалась уже не в баловании и увеселении их, а в психологическом интересе к воспитанию и обучению, и научные тексты конца XVI и XVII веков полны комментариев относительно детской психологии. В XVIII в. в семейную жизнь проникает концепция рационального воспитания, и функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя уже не семья, а специальное общественное учреждение – школа.

Школа, благодаря своей регулярной, упорядоченной структуре, способ-ствовала дальнейшей дифференциации того периода жизни, который обозначается общим словом “детство”. Универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал “класс”. Ребенок вступает в новый возраст каждый год, как только меняет класс. Класс стал определяющим фактором в процессе дифференциации возрастов внутри самого детства и отрочества.

Согласно концепции Ф. Ариеса, понятия детства и отрочества связаны со школой и классной организацией школы как специальными структурами, созданными обществом с целью подготовки детей к социальной жизни и к профессиональной деятельности.

Наряду с анализом произведений искусства, с фольклорными и лингвистическими исследованиями важные данные об истории развития детства дает этнографический материал.

Итак, детство – явление историческое (его содержание и продолжительность изменялись на протяжении веков). Детство в первобытном обществе было коротким, в Средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности – дети копируют в своих играх отношения взрослых, семейные и профессиональные, осваивают основы наук. Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок.

Таким образом, вопрос об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества, об истории детства в целом, без решения которых невозможно составить содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в конце 20-х гг. ХХ в. и продолжает разрабатываться до сих пор. Согласно взглядам отечественных психологов, изучать детское развитие исторически значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях. И хотя история детства еще не исследована в достаточной мере, важна сама постановка этого вопроса в психологии ХХ века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: