Стадиальность психического развития

В работе “Проблема возраста”, написанной в 1932–1934 гг., Л.С. Выготский впервые поставил проблему возрастного развития: “…только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами. Все теории детского развития могут быть сведены к двум основным концепциям. Согласно одной из них, развитие есть не что иное, как реализация, модификация и комбинирование задатков. Здесь не возникает ничего нового – только нарастание, развертывание и перегруппировка тех моментов, которые даны уже с самого начала. Согласно другой концепции, развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. Эта точка зрения схватывает в развитии нечто существенное для диалектического понимания процесса”.

Л.С. Выготский называет возраст целостным динамическим образованием, структурой, определяющей роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Понятие “возраст” определяется через представление о социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. “Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамиче-ских изменений, происходящих в развитии в течение данного периода”, – пишет Л.С. Выготский.

Для того чтобы в полной мере понять мысль Л.С. Выготского, необходимо рассматривать представление о социальной ситуации развития в контексте его идей о соотношении реальной и идеальной форм. Проблема идеальных форм позже разрабатывалась в культурно-исторической теории Д.Б. Элькониным, а в настоящее время исследуется в связи с проблемами акта развития.

Рассмотрим представление об идеальной форме подробнее. Начнем с большой и важной цитаты. “Можно ли себе представить, что когда самый первобытный человек только-только появляется на Земле, одновременно с этой начальной формой существовала высшая, конечная форма – “человек будущего” и чтобы эта идеальная форма как-то непосредственно влияла на первые шаги, которые делал первобытный человек? Невозможно это себе представить... Ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходит так, чтобы в момент, когда складывается начальная форма... уже имела место высшая, идеальная, появляющаяся в конце развития, и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми шагами, которые делает ребенок по пути развития этой начальной, или первичной, формы”[1].

Представление об идеальной форме можно понять следующим образом. Современная человеческая культура – это не только материальные “вещи”, но и образы, идеи, символы и знаки. Человек, развиваясь, встречается не только с реальными людьми, но и с миром идей, представ-лений, а также с миром человеческих действий. Весьма упрощенно можно проиллюстрировать сказанное на следующем примере. Семимесячный малыш ползает, но все окружающие его взрослые ходят. Развитие моторики ребенка от ползания к ходьбе происходит не стихийно.
В данном примере ползание есть реальная форма действия, а ходьба – высшая, идеальная. Или другой пример. В современном обществе весьма значимой является идея самостоятельности. Существуют действия, поступки, которые можно понять и объяснить как самостоятельные.
По мере взросления человек все чаще сталкивается с требованием самостоятельности. И он начинает действовать так, чтобы его признали самостоятельным. Это означает, что его действия изменяются не стихийно, не случайно, а относительно некоторой идеи – идеи самостоятельности.

По мысли Л.С. Выготского, мир идеальных (высших) форм, мир культуры есть источник, из которого ребенок черпает образцы или образы. Идеальные, культурные образы обнаруживаются, сравниваются с собственными действиями ребенка. Это сравнение и есть источник развития.

Развитие происходит не слепо, а целенаправленно. Л.С. Выготский считает, что детское развитие, понятое таким образом, есть уникальный тип развития. Сравним его, например, с эволюцией по Дарвину. Там изменяющиеся условия жизни (например, резкое изменение климата) требуют быстрого приспособления. Особи, которым удалось приспособиться, выживают и дают потомство. Остальные – исчезают. При этом заранее никогда нельзя сказать, какой именно тип приспособления будет оптимальным. В детском же развитии сразу же, исходно, существует не только реальная форма действия, но и та, которую ребенку еще предстоит достичь.

“Среда выступает в развитии ребенка... в роли источника развития”, – утверждает
Л.С. Выготский. Действительно, источником развития является социальная среда, поскольку именно в ней и “живут” идеальные, высшие формы.

Какова же роль взрослого? Взрослый оказывается посредником между ребенком и миром высших, идеальных, культурных форм. Он задает образцы действия, которые ребенок в процессе своего развития осваивает (присваивает, делает своими). Ребенок, например, не просто сам учится пользоваться ложкой. Он прежде видит, как ложкой пользуется взрослый, затем вместе со взрослым пытается сделать это самостоятельно. Взрослый подчас просто берет ручку ребенка с ложкой в свою, и так они вместе действуют ею. И лишь позже ребенок начинает сам пользоваться орудиями. Взрослый, таким образом, не просто помогает ребенку, но и выстраивает последовательность доступных ему действий по овладению орудием.

По Л.С. Выготскому, именно “социальная ситуация развития” и является тем понятием, которое описывает возраст. Понятие “социальной ситуации развития” акцентирует крайне важное соотношение: среда (“прежде всего социальная”) и отношение ребенка к этой среде.

В связи с идеей о соотношении реальной и идеальной форм определение “социальной ситуации развития” можно понимать как снятую форму определения источника развития. Это рассуждение восходит к основным определениям акта развития Д.Б. Эльконина. В сопоставлении “своего” и “иного”, наличного и идеального заключено содержание и движущая сила развития: не только и не столько сама по себе среда, сколько отношение к ней, избирательное ее восприятие ребенком оказывается ключом к пониманию возраста. Д.Б. Эльконин пишет: “Общим и абстракт-ным представлением акта развития является идущее от Л.С. Выготского представление о нем как о соотнесении реальной и идеальной форм... Акт развития есть преодоление наличного функциони-рования в идеальной форме действия” (Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития, 1994).

Среда бесконечна, в ней как бы изначально присутствует все, определяющим же является лишь то, что “воспринимается” ребенком, к чему он “относится”. Например, над кроваткой ребенка вешают игрушки уже в конце первого месяца, тянуться же к ним, видеть их, “относиться” к ним ребенок начинает намного позже. Таким образом, для определения картины детского развития следует не просто описать среду, в которой объективно находится ребенок (а эта задача, по сути, невыполнима), но выделить те компоненты среды, к которым у ребенка возникло или лишь возникает некоторое отношение.

Л.С. Выготский фактически выделяет две определяющие характеристики социальной ситуации развития: объективную – среду и субъективную – отношение ребенка, и на их сопоставлении строит свою концепцию возрастного развития.

Как ребенок взаимодействует со средой? Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития – деятельность и переживание. Легко наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность. Но существует и внутренний план, план переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному переживают разные дети, даже дети одного возраста – близнецы. В результате на развитии одного ребенка конфликт между родителями, например, скажется слабо, а у другого вызовет невроз и прочие отклонения. Один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. И, если данное понятие определяет возраст, то это означает, что существует последовательность ситуаций развития, соответствующих отдельным возрастам. Однако в самом определении такой последовательности не предполагается. Ведь если возраст есть отношение, то отношение может постепенно меняться, и тогда линия взросления есть не последовательность стадий, а череда микроизменений. Как же тогда возникло представление об отдельном возрасте?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть позицию Л.С. Выготского глубже. Как указывалось выше, для Л.С. Выготского развитие – это прежде всего возникновение нового.
В конце каждого периода у ребенка возникает возрастное новообразование. “Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и окружающей средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту… Раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных последствий для дальнейшего развития”, – пишет ученый. Психические новообразованиям
(по Л.С. Выготскому)
– тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени развития.

Вводя представление о новообразовании, Л.С. Выготский теоретически дает основания для введения стадиальной структуры – онтогенеза. Действительно, если рассматривать лишь внешние условия развития – социальную ситуацию развития, нет основания настаивать на стадиальности. Можно признать и постепенное изменение этих условий. Но при введении представления о новообразованиях вводится еще одно условие развития – внутреннее строение личности или строение сознания. Для Л.С. Выготского эти два термина, как правило, синонимичны. Таким образом, развитие определяется сложными отношениями внешних и внутренних условий развития – строения личности и социальной ситуации развития. Эти сложные отношения и составляют внутреннюю логику развития, о которой постоянно пишет Л.С. Выготский. Эта диалектика совпадения и противопоставления внешнего и внутреннего и приводит к различению разных типов возрастов – стабильных и критических.

В работе “Проблема возраста” Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах развития изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Описывая критические периоды в развитии, Выготский пишет, что с чисто внешней стороны они характеризуются чертами, противоположными устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и кардинальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: