Гуманистические теории

Психоаналитический подход, впервые поставивший вопрос о необходимости исследования процесса формирования личности детей, игнорировал изучение таких важнейших фактов, как качественное своеобразие личности каждого ребенка, возможность сознательно, целенаправленно развивать определенные стороны образа “Я” и строить взаимоотношения с окружающими. Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористического направления, так как эти работы, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности так же, как и исследование тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на поведение ребенка.

Осознание недостатков традиционных психологических направлений привело к возникно-вению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии. Основателем этого направления был Гордон Олпорт, который писал, что американская психология способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны в психологическую науку З. Фрейдом, А. Бине, И.М. Сеченовым и другими учеными.

Большое влияние на формирование методологических принципов этого направления оказали также работы известного психолога Абрахама Маслоу. Хотя ни Г. Олпорт, ни А. Маслоу не занимались специально исследованиями личности детей, их идеи послужили стимулом для экспериментального изучения этого вопроса в работах Карла Роджерса.

Одним из главных постулатов теории Г. Олпорта, изложенных им в книге “Личность: психологическая интерпретация” (1937), было положение о том, что личность представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда его резкое неприятие положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, с точки зрения А. Маслоу, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психи-ческое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. Одной из главных идей А. Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно грозит смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека, и общества. Понятие самоактуализации стало одним из центральных понятий гуманистической психологии.

Каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его “Я” и которые человеку необходимо проявить в своей жизни и деятельности. Общество необходимо человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. В то же время общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считал А. Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, от ее индивидуальности, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранять равновесие между этими двумя механизмами, которые стерегут человека в процессе его личностного развития, стремясь проглотить и погубить. Оптимальными
А. Маслоу считал идентификацию во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход даст возможность человеку эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой, что важно помнить при разработке методов воспитания детей. Самоактуализация связана и с умением понять себя, свою внутреннюю природу, научиться “сонастраиваться” в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее.

Теоретические положения Г. Олпорта и А. Маслоу были применены к анализу процесса формирования личности ребенка Карлом Роджерсом.

Идея ценности и уникальности человеческой личности была центральной для К. Роджерса, как и для других представителей гуманистической психологии. Опыт, возникающий у человека в процессе жизни (К. Роджерс называл его феноменальным полем), уникален и индивидуален.
Он может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля реальной действительности ученый называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает, что информация, сообщаемая ребенком другим (то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем), более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальность, либо не говорит о том, что он реально хочет сделать или о чем думает. Это вызывает рост напряженности, тревожности, и, в конечном итоге, невротизацию личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую К. Роджерс, как и А. Маслоу, считал одной из важнейших потреб-ностей личности. Развивая основы своей терапии, Роджерс соединил в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, считая, что их нарушение ведет к неврозу и отклонениям в развитии личности.

Внутренняя сущность человека, по мнению К. Роджерса, выражается в самооценке, которая отражает истинную суть данной личности, ее “Я”. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. У маленьких детей самооценка бессо-знательна и представляет собой скорее самоощущение. Тем не менее, уже в раннем возрасте само-оценка руководит поведением человека, помогая понять и отобрать из окружающего то, что при-суще именно данному индивиду – интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления, способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. Когда поведение выстраивается именно на основе самооценки, оно выражает истинную суть личности, ее способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку.

При этом К. Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, т.е. она должна меняться в зависимости от окружения. Он говорил о том, что самооценка – это связанный образ, гештальт, который все время находится в процессе формирования и изменяется, переструктурируется при изменении ситуации. При этом К. Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивал необходимость открытости человека навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций, авторы которых настаивали на ценности будущего (А. Адлер) или влиянии прошлого (З. Фрейд), К. Роджерс подчеркивал значение настоящего, говоря о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении.

Оценивая гуманистические теории детского развития, необходимо отметить, что в них впервые было обращено внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах ученых этой школы исследовались позитивные достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для саморазвития и самосовершенствования детей.

3 ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

В 30-е гг. XX в. произошли большие достижения в формировании теоретических основ отечественной психологии. К их числу прежде всего относится разработанная Л.С. Выготским, при участии А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, теория культурно-исторического развития психики, которую противопоставляли биологизаторскому направлению, имевшему глубокие корни в зарубежных исследованиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: