Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Другими словами, информатизация – реализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний, по крайней мере, во всех общественно значимых видах деятельности.
Таким образом, основной целью информатизации является удовлетворение информационных потребностей граждан и всех структур общества.
Основные цели и задачи по использованию информационных технологий в государственном секторе по областям деятельности:
1. Внедрение электронного делопроизводства.
30% времени государственного аппарата различного уровня управления тратиться на поиски и согласование документов, 6% документов безвозвратно теряются, каждый внутренний документ в организации копируется в среднем до 20 раз.
|
|
2. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений.
Эффективное принятие решений в любой области деятельности, тем более в государственном управлении, зависит от качества его информационно-аналитической подготовки. Для реализации этой задачи, прежде всего, необходимо решить организационные, правовые и технические вопросы по эффективному и неограниченному доступу к открытой информации, по внутриведомственному и межведомственному информационному обмену, внедрить необходимые аналитические приложения.
3. Создание централизованных государственных регистров.
Решение этой задачи позволит повысить качество работы органов власти за счёт быстрого доступа к полной и достоверной информации об основных объектах управления.
4. Снижение операционных затрат органов государственного управления, а также затрат граждан и бизнеса на взаимодействие с государством.
Данную задачу предполагается решать через автоматизацию процессов взаимодействия органов государственного управления с гражданами и бизнесом, что позволит существенно сократить различные операционные затраты.
5. Сокращение времени взаимодействия органов власти с гражданами и предприятиями.
При решении гражданами России своих текущих (бытовых, производственных и т.д.) вопросов они, в среднем, вынуждены затрачивать 2-3% рабочего времени на обращения в государственные структуры. По России это составляет 3-4 миллиарда человека/часов в год. За счёт структурных изменений, реализации так называемого принципа «одного окна» в местах проживания, а также за счёт уменьшения количества бумажных документов, передаваемых в государственные структуры и получаемых от них, при внедрении автоматизированных информационных технологий должны существенно уменьшиться непроизводительные затраты.
|
|
6. Проведение электронных закупок для государственных нужд.
Основная цель решения данной задачи – снижение цен за счёт проведения аукционов и повышение прозрачности процессов закупок. Именно такой результат показал зарубежный опыт.
7. Прозрачность работы федеральных органов власти и обеспечение осведомлённости граждан в работе органов власти, их участия в процессах выработки решений.
Приступить к решению этой задачи на базе современных информационных технологий позволило использование сети ИНТЕРНЕТ и корпоративных сетей. За счёт создания порталов, сайтов органов власти, доступных широкому кругу населения, возможна реализация работы так называемого «электронного правительства».
Эти и другие задачи, связанные с информационными технологиями, должны быть решены на федеральном и региональном уровнях, с равнозначными операционными и технологическими показателями.
Однако стартовые позиции и подготовленность к их решению неоднородны для различных регионов, ведомств, организаций. Поэтому необходимо создание единого информационного пространства России, концепция которого была одобрена Президентом России в 1995 году.