Государственные органы

Государственные органы – особый вид организаций.

Государственный орган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, издающую правовые акты от своего имени, выполняющую функции, образование, структура и деятельность которой регламентированы правом.

Исполнительные органы государственной власти:

- осуществляют исполнительно-распорядительную, административную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций, граждан;

- как правило, имеют постоянные штаты, в них работают государственные служащие;

- образуются вышестоящими органами;

- подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти;

- их образование, структура в основном регламентируется нормами административного права.

Орган – коллектив граждан, состоящий из государственных служащих и иных работников. Поэтому между ними распределены функции, полномочия. Каждый орган имеет организационную структуру.

Административно-правовой статус органа государственной исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из трех блоков:

1) целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности;

2) организационно-структурного, который включает в себя правовые предписания, регламентирующие:

- порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;

- его структуру;

- его линейную и функциональную подчиненность;

3) компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности.

В зависимости от правовой основы образования можно различать органы, создаваемые на основе конституций, текущего законодательства и подзаконных актов.

По содержанию деятельности отличаются органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции: президентуры, правительства, администрации – несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе. Они руководят многими органами отраслевой и функциональной компетенции, работу которых они объединяют. Они выполняют все общие административные функции.

Органы специальной компетенции осуществляют отраслевое (внутриведомственное) либо межотраслевое (функциональное, межведомственное) управление, либо одновременно и то и другое. Так различают органы специальной отраслевой, функциональной, смешанной компетенции.

По порядку решения вопросов органы исполнительной власти делятся на единоначальные и коллегиальные. Коллегиальных сейчас немного (правительства, например). В процессе административной реформы расширяли единоначалие в системе исполнительной власти. Необходимо отметить, что оно сочетается с совещательной коллегиальностью – коллегии министерств, различные советы вырабатывают рекомендации, которые проводятся в жизнь единоличными актами руководителей.

В зависимости от того, из какого бюджета финансируются органы, среди них можно различать федеральные и субъектов Федерации.

Федеральные делятся на две группы: центральные (министерства, государственные комитеты, агентства, службы, надзоры) и территориальные. Центральные органы обладают полномочиями на всей территории РФ, а территориальные федеральные органы – только на части ее территории.

Органы специальной компетенции субъекта Федерации подчиняются только его правительству (губернатору, главе администрации) или находятся в двойном подчинении и подчиняются еще соответствующим центральным федеральным органам. Субъекты Федерации вправе создавать и свои местные (территориальные) органы исполнительной власти. Так, в Москве созданы префектуры, в Свердловской области – администрации управленческих округов. Деятельность этих органов направляется, координируется и контролируется назначаемыми губернатором, мэром, государственными служащими.

Система органов государственной администрации схематично может быть представлена путем последовательного использования разных критериев их группировки. В ней можно выделить два уровня: федеральный и субъектов Федерации.

I. Федеральные исполнительные органы государственной власти.

1. Общефедеральные (центральные) органы:

а) орган общей компетенции – Правительство РФ;

б) центральные федеральные органы специальной компетенции.

2. Территориальные федеральные органы специальной компетенции:

а) межрегиональные (командование военного округа и др.);

б) региональные (областные военкоматы и др.);

в) местные (районные военкоматы и др.).

II. Исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации.

1. Центральные органы:

а) общей компетенции – глава исполнительной власти (Президент, губернатор, мэр, глава администрации, глава республики), Правительство;

б) специальной компетенции.

2. Территориальные и местные органы исполнительной власти субъектов Федерации:

а) общей компетенции;

б) специальной компетенции.

Государственные предприятия и учреждения

Административно-правовой статус предприятий и учреждений определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.).

Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на государственные; муниципальные; находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе смешанных форм собственности.

По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.) и предприятия субъектов федерации.

По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, то есть по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.); сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.); транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.); связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.); торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.); жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).

Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).

Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям: по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.); по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные); и характеру и сфере деятельности.

По последнему основанию выделяются учреждения:

- образования (школы и иные образовательные учреждения);

- науки (академии наук, научно-исследовательские институты и др.);

- культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);

- здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);

- социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

Предприятия и учреждения являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.

Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий и учреждений устанавливают:

- общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

- государственную регистрацию предприятий и учреждений;

- порядок производства регистрации и основания отказа регистрации;

- общеобязательный порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений имеет свои особенности. К особенностям административно-правового статуса предприятия и учреждений относится прежде всего то, что они являются собственностью государства.

Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.

Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.

Государственные служащие

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года (№ 119-ФЗ) государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Подчеркнем, что все лица, находящиеся на государственной службе (государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ), признаются государственными служащими Российской Федерации.

Государственная служба основана на принципах:

- верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

- приоритета прав и свобод человека и гражданина, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

- разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

- равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

- обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

- единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

- профессионализма и компетентности государственных служащих;

- гласности в осуществлении государственной службы;

- ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- внепартийности государственной службы;

- отделения религиозных объединений от государства;

- стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Государственные должности государственной службы подразделяются на пять групп:

- Высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

- Главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

- Ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

- Старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

- Младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

Государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от их функциональных особенностей и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

Государственный служащий имеет право на:

- ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества его работы и условия продвижения по службе;

- получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

- посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

- принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

- участие в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

- продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

- ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

- переподготовку, переквалификацию и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

- пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

- объединение в профессиональные союзы и ассоциации для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

- внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;

- проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

- обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения любых споров, связанных с государственной службой.

Государственный служащий обязан:

- обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ;

- добросовестно исполнять должностные обязанности;

- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

- исполнять приказы, распоряжение и указания вышестоящих руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

- своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения;

- соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

- поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

- хранить государственную тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащим им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

За успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные меры поощрения:

- единовременная денежная премия;

- объявление благодарности;

- объявление благодарности с денежным поощрением;

- награждение ценным подарком;

- присвоение почетного звания;

- награждение орденами и медалями.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих служебных обязанностей на него могут быть наложены дисциплинарные взыскания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, увольнения.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть также временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Государственному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ, дополнительный отпуск.

Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск суммируются и по желанию государственного служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней. Государственному служащему может быть предоставлен также отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года.

Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет.

Муниципальные учреждения и предприятия

Муниципальные предприятия и учреждения – основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.

Правовое положение муниципальных предприятий и учреждений определено в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.(ред. от 21.07.2005), а также Указом Президента «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» от 15 октября 1999 г. и некоторыми другими правовыми актами.

Муниципальные служащие

Основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации определяются Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 года № 8-ФЗ (в ред. От 13 апреля 1999 года № 75-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица,

Не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

На муниципальных служащих распространяется законодательство РФ о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

Для муниципальных служащих установлены определенные ограничения.

Муниципальный служащий не вправе:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и ной творческой деятельности;

- быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организации (если иное не предусмотрено законом или если в соответствии с законодательством в порядке, установленном уставом муниципального образования, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией);

- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

- использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

- получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

- получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и другое), связанные с исполнением им должностных обязанностей;

- выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц (за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями);

- принимать участие в забастовках;

- использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципального служащего занимаемой должности проводится его аттестация. Федеральный закон не регламентирует эту процедуру. Общие требования к аттестации определяются законодательством субъектов РФ о муниципальной службе, а порядок и условия проведения аттестации, как правило, устанавливаются уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Муниципальному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий муниципальных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ, дополнительный оплачиваемый отпуск.

Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней. Муниципальному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта РФ. При этом максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности.

Увольнение с муниципальной службы регулируется нормами как муниципального, так и трудового права.

В большинстве законов субъектов РФ предусматривается, что помимо оснований, указанных в законодательстве РФ о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях:

- достижения им предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы;

- прекращения гражданства Российской Федерации;

- несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего;

- разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан;

- возникновения других обстоятельств, исключающих нахождение лица на муниципальной службе.

Несмотря на то, что федеральным законодательством не установлен предельный возраст нахождения на муниципальной службе, законами субъектов РФ, как правило, по аналогии с федеральным законодательством о государственной службе устанавливается предельный возраст – 60 лет. Во многих субъектах Федерации допускается продление нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного для муниципальной службы возраста, решением руководителя органа местного самоуправления.

Однако продление нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в муниципальных органах на условиях срочного трудового договора с утратой статуса муниципального служащего.

Органы местного самоуправления

Правовые основы осуществления местного самоуправления в Российской Федерации определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005), другими федеральными законами, законами субъектов РФ и иными нормативными актами.

Под местным самоуправлением понимается гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Граждане осуществляют местное самоуправление в муниципальных образованиях, к которым относятся:

- городские и сельские поселения (города, поселки, станицы и др.);

- несколько поселений, объединенных общей территорией (районы, округа и т.д.);

- части поселений (городские районы, городские административные округа, городские муниципальные округа и др.);

- территории прилегающих к поселению земель общего пользования (например, рекреационных земель).

К органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Выборные органы образуются в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Другие органы образуются в соответствии с уставами муниципальных образований.

Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

В соответствии со ст. 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением муниципального образования самостоятельно. Такая структура в каждом конкретном муниципальном образовании регламентируется его уставом.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к органам местного самоуправления относятся как выборные органы (в том числе представительные органы, осуществляющие законодательную деятельность в муниципальных образованиях), так и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностей лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

В отличие от Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в законах многих субъектов Федерации, касающихся местного самоуправления, определенно говорится, что в число органов местного самоуправления входят исполнительные органы. Нередко рассматриваются их основные функции, порядок образования, состав и другие вопросы организации и деятельности.

Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства

Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. До 1992 года все ученые вслед за законодателями различали три разновидности граждан: граждане СССР (РСФСР), иностранцы и лица без гражданства. Но после распада СССР, образования СНГ, принятия российского Закона «О гражданстве» можно говорить о трех категориях граждан России (обычных, почетных и с двойным гражданством) и о трех категориях лиц (граждан «ближнего» и «дальнего зарубежья», лиц без гражданства), не имеющих российского гражданства.

С точки зрения первичного источника, первичной правовой основы можно различать конституционные права граждан, а также права, первично урегулированные законами и подзаконными актами.

Соответственно права граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две группы:

1) конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие реализацию конституционных прав. Они являются вторичными по отношению к конституционным правам, производными от них, условно их можно назвать конституционно-административными;

2) права, регулируемые только нормами административного права, получившие первичное закрепление в его источниках.

Большинство основных (конституционных) прав граждан нуждается в административно-правовом обеспечении. А если они не подкреплены административно-правовыми нормами, то зачастую становятся благими пожеланиями, красивыми обещаниями. Административное законодательство должно уточнить, кто имеет соответствующее право, время, место и иные условия его реализации, механизм осуществления.

Так, нормы Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», закрепив право граждан России на получения заграничного паспорта, процедуру его получения, урегулировали административно-правовой механизм реализации конституционного права на выезд из России и въезд в нее.

Очевидно, что без административно-правовой поддержки очень трудно и даже невозможно было бы реализовать права на образование, бесплатную медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, равный доступ к государственной службе, обеспечение жильем. Хотя и в меньшей степени, в административно-правовом обеспечении нуждаются право на объединение, предпринимательскую деятельность и др.

К числу административных относятся права граждан на охоту, рыбную ловлю, управление транспортными средствами, на получение, замену паспорта гражданина России, на защиту в производстве по административным правонарушениям и др. Административное право первично регулирует также права отдельных категорий граждан: беженцев, вынужденных переселенцев, детей-сирот, студентов.

С точки зрения механизма реализации можно выделить права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным относятся права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создать условия и не мешать их реализации, защищать их. Это, например, право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользования публичными библиотеками, получения общего среднего образования. Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина.

Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт субъекта публичной власти. Например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление деятельности. Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти, актом применения права.

По кругу лиц, которым права предоставляются, и основаниям их возникновения можно различать общие и специальные права.

Последние чаще всего являются льготами, которые даются по признакам:

- социально-демографическим (больным, многодетным, вынужденным переселенцам и т. д.);

- общественно полезной деятельности (ветеранам, военнослужащим, Героям России и др.).

С учетом территориального фактора льготы могут быть федеральными, региональными, локальными.

По содержанию различаются такие группы прав:

- право на социально-политическую активность, участие в государственных делах. Это права на государственную службу, внесение предложений, получение информации в установленной форме, право организовывать, участвовать, выходить из общественных объединений, пресекать противоправные действия, учреждать газету и др.;

- право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. Речь идет, например, о праве пользоваться бесплатными благами (библиотеками и др.), получать организационную (в трудоустройстве, например), техническую, санитарно-эпидемиологическую, медицинскую и иную помощь;

- право на защиту.

Основные формы его реализации:

1) административная жалоба;

2) жалоба (иск) в суд;

3) защита в административно-юрисдикционном производстве;

4) необходимая оборона (в том числе право на газовое оружие);

5) право на помощь негосударственных организаций (коллегий адвокатов, обществ защиты прав потребителей, профсоюзов и др.

Система административно-правовых норм, закрепляющих названные права, образует важный административно-правовой институт – институт защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Среди административно-правовых обязанностей индивидуальных субъектов можно выделить абсолютные и относительные. Абсолютные не зависят от каких-то конкретных обстоятельств, они безусловны, возлагаются на каждого (например, соблюдение правил регистрационного учета, дорожного движения, санитарии и т.д.).

Относительные обязанности чаще всего возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими.

Среди них различают:

1) обязанности пользователя (читателя государственной библиотеки, студента государственного вуза, рыболова и др.);

2) обязанности лица, получившего разрешение на совершение определенных действий, владение определенным имуществом (водителя и др.).

В третью группу следует выделить относительные обязанности, которые порождаются неправомерными действиями.

В их числе:

- обязанности выполнять законные требования представителей власти (пройти РОВД и т.д.);

- обязанности претерпевать меры принуждения (задержание, арест имущества, лишение прав и др.);

- обязанности по исполнению взысканий и иных мер воздействия (уплатить штраф, возместить ущерб, выполнить наряд вне очереди).

По критерию первичности источника норм, закрепляющих административно-правовую обязанность, нужно выделить обязанности, конкретизирующие конституционные (конституционно-административные), и чисто административные. Так, обязанности соблюдать правила воинского учета, являться по вызову в военкомат и др. – являются конституционно-административными. Чисто административные обязанности – соблюдение правил регистрационного учета, санитарии, дорожного движения и т.д.

Среди административно-правовых обязанностей по критерию защиты их правовыми санкциями можно выделить не обеспеченные и обеспеченные санкциями. А среди обязанностей второй группы полезно различать те, которые обеспечены административными, дисциплинарными, уголовными, гражданско-правовыми санкциями. В некоторых случаях (например, нарушения правил дорожного движения) обязанность может быть обеспечена разными санкциями. А обязанность иметь, получать основное общее образование санкциями вообще не защищена.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Законами РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г.(ред. от 31.05.2002), «О беженцах» от 19 февраля 1993 г.(ред. от 30.12.2006), Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г. (гл. Ш этого Закона «Въезд в СССР и выезд из СССР иностранных граждан» не действует на территории РФ), Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г.(ред. от 10.01.2007), Конституцией РФ (ст. 27. 62, 63) и другими законодательными актами.

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором».

Основной формой установления особенностей правового статуса иностранцев является Федеральный закон, а основная сфера, где они устанавливаются, – сфера отношений граждан с государственной администрацией.

Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на общие, групповые и индивидуальные.

Для всех находящихся на территории России лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены такие особенности праводееспособности:

- они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности (Президента России, командира экипажа воздушного судна и др.);

- они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

- на них не распространяется воинская обязанность;

- их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться иностранцы и лица без гражданства, только к ним может применяться такое наказание, как административное выдворение);

- они не могут быть членами политических общественных объединений;

- иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которым заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Россию только при наличие разрешения, визы;

- они проживают и осуществляют деятельность на основании специальных документов;

- они могут быть признаны беженцами, приобрести гражданство России.

Групповые особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем, целью пребывания в России (туризм, учеба, служебные дела и др.), страной, из которой прибыл иностранец, и т.д.

По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и апатридов можно поделить на:

- постоянно проживающих;

- временно проживающих;

- проезжающих через территорию России транзитом.

Для постоянного проживания необходимо разрешение органа внутренних дел субъекта Федерации. Заявления о выдаче такого разрешения подаются лицами, проживающими за границей, в консульские службы, а иностранцами, временно находящимися в России, – непосредственно в ОВД.

Основной документ, удостоверяющий личность постоянно проживающего, – вид на жительство. Он выдается ОВД негражданам России, достигшим 14-летнего возраста, на срок действия их заграничных паспортов, но не более чем на 5 лет. Достигшим 45-летнего возраста иностранным гражданам вид на жительство выдается на весь срок действия его заграничного паспорта, а лицам без гражданства – бессрочный. Если иностранец в течение года со дня окончания срока действия своего заграничного паспорта не предъявит новых или продленных документов, ему выдается вид на жительство для лица без гражданства.

Статьей 13 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» закреплено право лиц, постоянно проживающих в России и не имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в гражданство России. По общему правилу, условием приема является срок проживания: всего пять лет или три года непрерывно перед подачей ходатайства. Для лиц, признанных беженцами, указанные сроки сокращаются вдвое. Названные сроки могут быть сокращены, если лицо в прошлом было гражданином России, имеет высокие достижения в науке, технике и в связи с другими обстоятельствами.

Временно прибывающие в России лица, не являющиеся ее гражданами, проживают по своим заграничным паспортам. По прибытии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток представляются на регистрацию. От нее освобождены дипломаты, туристы, совершающие круизы, члены экипажей морских и воздушных судов и ряд иных названных законом лиц.

16 декабря 1993 г. Указом Президента России было утверждено «Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».

В соответствии с ним установлен такой порядок принятия иностранных граждан на работу:

- работодатель должен обратиться в миграционную службу и получить разрешение на прием на работу определенного числа иностранных граждан;

- на основании полученной квоты работодатель просит миграционную службу выдать подтверждение конкретному лицу на право работать по найму;

- после получения подтверждения работодатель вправе принять конкретного иностранца на работу.

Важной особенностью административно-правового статуса лица, не имеющего российского гражданства и временно находящегося в нашей стране, является обязанность выехать из России по истечении определенного ему срока пребывания. Срок пребывания может быть сокращен, если: отпали основания для дальнейшего пребывания гражданина в России; он нарушает законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ на основании Конституции РФ (ст. 63) предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Общественные объединения

Право граждан Российской Федерации на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ. Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Основополагающее значение имеет Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.(с изм. и доп. от 18.04.2006), действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Добровольность формирования - важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1) общественная организация;

2) общественное движение;

3) общественный фонд;

4) общественное учреждение;

5) орган общественной самодеятельности.

Общественное объединение обязано: соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности и представлять ему другие необходимые сведения.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляют органы прокуратуры.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, контролируют соответствие их деятельности уставным целям. В случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, орган юстиции может вынести письменное предупреждение руководящим органам объединений.

На финансовые органы возложен контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) ее субъектов, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.

Ликвидация общественного объединения происходит либо по решения съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке.

Религиозные объединения

Правовое положение религиозных организаций определено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.(ред. от 06.07.2006), постановлением Правительства «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» от 2 февраля 1998 г.(ред. от 30.12.2005) и другими нормативными правовыми актами.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими соответствующими этой цели признаками, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.

Религиозные организации подлежат государственной регистрации федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Федерации. Отказано в государственной регистрации может быть в случаях, если: цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству России; организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства и др.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или суда.

Добровольные народные дружины

Основными задачами дружин являются охрана прав и законных интересов граждан, активное участие в предупреждении и пресечении правонарушений, охрана общественного порядка, собственности, участие в работе по воспитанию людей в духе уважения законов и других норм социального поведения.

Дружины участвуют в охране общественного порядка на улицах, площадях, в парках и других общественных местах; оказывают содействие органам внутренних дел и другим правоохранительным органам государства в их деятельности по укреплению правопорядка.

В целях обеспечения выполнения возложенных на дружины задач дружинникам предоставлены соответствующие права. Они имеют право требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений, применять меры административного пресечения (задержание правонарушителя, изъятие орудия совершения правонарушения и т.д.).

Противодействие законной деятельности дружинников, посягательство на жизнь, здоровье и достоинство дружинников в связи с их деятельностью по охране общественного порядка влекут за собой ответственность согласно закону.

Частные сыскные организации, частные охранные организации

К иным негосударственным объединениям, участвующим в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, относятся объединения частной детективной и охранной деятельности. Указанные объединения (предприятия, ассоциации, службы безопасности), имеющие специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, оказывают на возмездной договорной основе услуги физическим и юридическим лицам по защите прав и законных интересов своих клиентов.

Предприятия, осуществляющие частную детективную и охранную деятельность, содействуют правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Их правовой статус определен Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: