Пожарные автомобили дымоудаления

Важнейшими техническими средствами спасания и создания условий работы пожарным являются пожарные автомобили газодымозащитной службы (ГДЗС) и автомобили дымоудаления.

Пожарные автомобили ГДЗС. Эти автомобили предназначены для доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации:

– личного состава ГДЗС;

– средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения;

– пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента;

– дымососов, прожекторов и других потребителей электроэнергии.

Автомобили ГДЗС применяют для развертывания на пожаре контрольного поста ГДЗС, освещения мест пожара или территории чрезвычайной ситуации, обеспечения электроэнергией электрооборудования
и инструмента.

Пожарный автомобиль АГ-12 является автомобилем ГДЗС. Он изготавливается на шасси автобуса ПАЗ-3205. Этот автобус с колесной
формулой 4´2 имеет двигатель мощностью 88 кВт и развивает скорость
до 80 км/ч. Его размеры (длина, ширина, высота) 7000´2620´2960 мм
и масса 6 835 кг (рис. 11.1.).

10
7
9
8
3
6
1
5
2
3
4
11
12


Рис. 11.1. Общий вид автомобиля АГ-12:

1 – автобус ПАЗ-3205; 2 – система сигнальная громкоговорящая СГС-100-1;
3 – фара-искатель ФГ-16Е (2 шт.); 4 – фара противотуманная ФГ-119 (2 шт.);
5 – световое табло «АГ-12»; 6 – лестница; 7 – площадка;

8 – прожектор стационарный ПКН-1500 (2 шт.); 9 – механизм поворота прожекторов; 10 – лестница-палка; 11 – щит выводной;

12 – кабель на стационарной кабельной катушке

Расчет АГ-12, включая водителя, составляет 7 человек. Источником энергии на АГ-12 является генератор синхронного типа трехфазного переменного тока с воздушным охлаждением.

Генератор типа ГС-250-12/4 при частоте вращения вала 1 500 об/мин развивает мощность 12 кВт, напряжение генератора 230 В, величина тока 37,7 или 21,7 А при частоте 50 Гц. Он обеспечивает питание прожекторов дымососа, электропилы, дополнительного электроинструмента и т. д.

Подвод энергии к потребителям осуществляется кабелями, намотанными на кабельные катушки. В комплектацию АГ-12 входит одна стационарная кабельная катушка, на которую намотан кабель длиной 96 м,
и восемь выносных кабельных катушек, на которых намотаны силовые кабели длиной по 36 м. Все кабели имеют розетки и вилки для соединения одного кабеля с другим и подключения к розетке на выводном щите и к розетке на разветвительной коробке.

На АГ-12 имеются три коробки распределительные (КР). Они предназначены для распределения электроэнергии от электросиловой установки

к потребителям. На трех боковых стенках коробки размещены штепсельные розетки, а на четвертой стенке имеется кабельный ввод с вилкой,
которая может быть подключена к розетке на щите выводном или к розеткам на кабельных катушках.

Заземление АГ-12 осуществляется медным проводом сечением
10 мм2 и длиной 20 м. Один наконечник провода соединяется с клеммой штыря заземления, а другой – со специальной клеммой на стенке люка машины.

Средства освещения места пожара включают в себя телескопическую мачту с двумя прожекторами и три переносных прожектора для освещения мест, недоступных для подъезда автомобиля. Все прожекторы однотипные ИО-02-1500 мощностью по 1 500 В.

Мачта с прожекторами может выдвигаться на высоту до 8 м от уровня земли. На АГ-12 имеется сигнализация о положении мачты.

Основное оборудование включает: дымосос и электропилу.

Дымосос ДПЭ-7 используется для удаления дыма и других продуктов горения из помещений. Он может применяться для снижения температуры при тушении пожаров в помещениях нагнетанием в них свежего воздуха.
С помощью дымососа можно получать высокократную пену. Производительность по воздуху 7 000 м3/ч. Частота вращения вала электродвигателя 3 000 об/мин, его мощность 1,1 кВт.

Дополнительный электроинструмент устанавливается
в подразделениях ГПС. Это могут быть электродолбежники, дрели и т. д.

Оборудование для организации разведки включает 8 аппаратов типа «Урал-7» или «Урал-60» с 14 баллонами с кислородом
и 14 регенеративными патронами.

Кроме того, на АГ-12 имеются: комплект универсального инструмента УКИ-12, пневмодомкрат ПД-4, ПД-10, ручной аварийно-спасательный инструмент и другое оборудование и приборы.

Созданы и другие образцы автомобилей этого назначения. К ним относится автомобиль АГ-16(3205)-ШНН, а также на шасси ПАЗ-3205 с колесной формулой 4×2. На шасси установлен двигатель мощностью 96 кВт, что позволяет повысить скорость движения автомобиля до 90 км/ч и повысить мощность основного источника питания до 16 кВт. На автомобиле установлена осветительная мачта высотой до 8 м.

Суммарная мощность электрооборудования 15 кВт.

Оборудование и инструмент на АГ-16 позволяют в полном объеме выполнять такие же работы, как на АГ-12.

Разработаны другие образцы АГ. Так, один из них создан на шасси
ЗИЛ-433362. На нем установлен автономный электрогенератор ГС-250-20/4. Он развивает мощность 20 кВт с номинальным напряжением 400/230 В
и номинальной частотой 50 Гц. На АГ-20 возможно подключение 8 потребителей электрического тока.

На АГ-20 имеется оборудование аналогичное оборудованию АГ-12. Возможно комплектование другими образцами ПТВ. Все они должны обеспечивать работы, указанные для АГ-12.

Автомобили дымоудаления (АД) предназначены для удаления дыма из объектов на пожарах как для спасания людей, так и для обеспечения условий работы личного состава пожарных подразделений.

АД изготавливаются на шасси ГАЗ-66. Они позволяют и удалять дым из помещений путем его отсоса или нагнетания в него свежего воздуха,
и подавать воздушно-механическую пену.

На АД устанавливают вентиляторы с подачей до 90 000 м3/ч. Привод вентилятора осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.

Комплектация и технические характеристики АД представлены в табл. 11.2.

Таблица 11.2

Показатели Размерность Тип автомобиля
АД-90(66)-183 АД-80/1200(66-11)
Шасси Колесная формула Мощность двигателя Число мест расчета Полная масса Максимальная скорость Производительность вентилятора Вместимость бака пенообразователя Подача воды Комплектация: длина напорного рукава количество всасывающих рукавов длиной 4 м и диаметром 0,5 м – – кВт чел. кг км/ч м3/ч л – м шт. ГАЗ-66-01 4×4 84,4 90 000 От АЦ ГАЗ-66-11 4×4 88,4 80 000 От АЦ –

Полное давление вентиляторной установки в номинальном режиме составляет 1 200 Па.

Принципиальная схема размещения оборудования на АД-90(66) представлена на рис.11.2.

12
10
8
6
4
2
1
3
5
7
9
11


Рис. 11.2. Принципиальная схема размещения оборудования на АД-90(66):

1 – кабина расчета; 2 – бак для пенообразователя; 3, 12 – отсеки для ПТВ;

4 – вентиль Ду-25; 5 – головка для напорного рукава от АЦ; 6 – пеносмеситель ПС-5;

7 – платформа; 8 – трубопровод подачи раствора ПО; 9 – вентилятор;
10 – распылитель; 11 – сетка

Образование воздушно-механической пены осуществляется с помощью распылителя 10, установленного на вентиляторе.

Подача воды к нему производится от АЦ или АНР по рукаву, который присоединяется к головке 5.

При включенном пеносмесителе 6 типа ПС-5 пенообразователь из бака 2 будет поступать к распылителю. При работе образуется пена кратностью
до 500, производительность по пене при кратности 500 равна 1 000 м3/мин.

Для удаления дыма из тоннелей, ангаров, крупных цехов различных производств разработаны специальные средства. Так, создан модуль Комплекс управления воздушными потоками (КУВП). В нем установлены два независимых выдвижных вентилятора. Они могут одновременно работать на удалении один от другого до 60 м и до 3 км. Они производят дымоудаление, осаждают газы и нейтрализуют опасные вещества в крупных объектах и т.д. Производительность каждого вентилятора 120000 м3/ч. Мощность двигателя не менее 174 кВт. Они оснащены дистанционным радиоуправлением.

Для управления гидравлическим приводом вентилятора применены двигатели внутреннего сгорания с запасом топлива на работу не менее 4 часов. Максимальное давление в гидравлической системе 28 МПа.

Углы поворота вентилятора в горизонтальной и вертикальной плоскости ±45 град. Высота подъема вентилятора от поверхности земли 2,25 м. На модуле имеются два прожектора, мощностью по 1000 Вт, высота подъема их мачты не менее 4м.

Масса модуля не менее 10000 кг. Грузоподъемность погружного устройства не менее 18 т. Он транспортируется на автомобиле КамАЗ 6520, число мест боевого расчета – 3. Время установки модуля на платформу автомобиля и снятия его не превышает 100 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: