Кризис одного года

Когда ребенок становится на ноги, расширяется его пространство, он может передвигаться в нем, сам подползти и взять какой-либо предмет. Потребность в непосредственно-эмоциональном общении со взрослыми должна уменьшаться. Рождается жест, который означает: “Дай!”; затем он начинает сопровождаться словом, потом остается только слово. С возникновением ходьбы социальная ситуация полного слияния его и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом заключается суть кризиса первого года.

Кризис первого года – повышение самостоятельности ребенка за счет овладения ходьбой, появление противопоставления себя другим.

В этот период, когда взрослые не понимают желаний ребенка, его слов, мимики или понимают, но не выполняют то, что он хочет, возникают аффективные реакции, которые при очередном “нельзя” или “нет” могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы, в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

Главное приобретение переходного периода – автономная речь – речевая активность ребенка, когда он сам придумывает слова или искажает уже имеющиеся названия предметов.

Автономная речь имеет ряд особенностей.

1. Эта речь и фонетически (по форме), и семантически (по смыслу) значительно отличается от “взрослой” речи. Она многозначна и ситуативна. Так, ребенок может одним и тем же словом называть разные, с точки зрения взрослых, объекты.

2. Автономная речь возникает только при яркой аффективной окраске воспринимаемой ребен-ком ситуации и активности самого ребенка, эту ситуацию переживающего или действующего в ней. Поэтому говорят, что образование многозначных слов имеет эмоционально-действенный характер.

3. Язык ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Поскольку автономная речь фонетически и семантически отличается от “взрослой”, она понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи почти невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства – жесты и выразительная мимика ребенка, сопро-вождающие непонятные слова. Следовательно, автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка позже.

Л.И. Божович указывала, что центральным личностным новообразованием кризиса одного года является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации. До этого периода поведение ребенка определяется лишь конкретными воздействиями. Однако наступает момент (примерно в возрасте 1 года 2–3 месяцев), когда ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств.
Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стремлением продолжать делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании. В этих случаях старания взрослых отвлечь внимание малыша при помощи внешних воздействий часто оказываются безуспешными.

Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми.

Когда в социальной ситуации появляются двое: ребенок и взрослый, изменяется содержание их общения, изменяется ведущий тип деятельности ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: