| № п/п | Новое понятие | Содержание |
| «Я-сам» | феномен детского сознания, обусловленный возникновением внешней самооценки ребенка на основе сравнения себя с другими людьми | |
| Автономная речь | речевая активность ребенка, когда он сам придумывает слова или искажает уже имеющиеся названия предметов | |
| Бондинг | образование привязанности | |
| Герминальный период (стадия зародыша) | период быстрого роста и первичной дифференциации клеток, начинающийся с момента зачатия и продолжающийся около 2-х недель | |
| Госпитализм | явление, возникающее в закрытых детских учреждениях: из-за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии | |
| Грубая моторика | способность совершать движения большой амплитуды, тре-бующие участия всего тела, такие как бег, прыжки, бросание предметов | |
| Детская игра | воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме | |
| Дошкольный возраст | период с момента осознания себя членом человеческого об-щества (примерно с 2–3 лет) до момента систематического обучения (6–7 лет); этап психического развития, когда ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей | |
| Игровые действия | действия со значениями, свободные от операциональной стороны, носящие изобразительный характер | |
| Компетентность | определенная произвольная направленность деятельности, осо-знанность и значительная мотивационная насыщенность ее | |
| Комплекс оживления | особая эмоционально-двигательная реакция ребенка по отношению к взрослому | |
| Кризис первого года | повышение самостоятельности ребенка за счет овладения ходьбой, появление противопоставления себя другим | |
| Личное сознание ребенка | возникновение осознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми | |
| Логическое мышление | вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики | |
| Моральное сознание ребенка | представления ребенка о том, «что такое хорошо и что такое плохо» | |
| Наглядно-действенное мышление | мышление, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий | |
| Наглядно-образное мышление | мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами | |
| Новорожденность | возрастной период (4–6 недель после рождения), во время которого происходит первичное приспособление индивида к жизни вне утробы матери | |
| Оплодотворение | соединение сперматозоида и яйцеклетки | |
| Предметно-манипулятивная деятельность | освоение ребенком фиксированных в культуре способов употребления предметов | |
| Пренатальный | период внутриутробного развития организма вплоть до наступления момента родов | |
| № п/п | Новое понятие | Содержание |
| Произвольное поведение | поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила) и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном | |
| Процесс оссификации | превращение хрящей в кость ребер и позвонков | |
| Раннее детство | период психического развития ребенка от одного года до трех лет, связанный прежде всего с развитием его речевых возможностей | |
| Режиссерская игра | игра, в которой манипуляции ребенка с предметами наделяются игровым смыслом | |
| Роль (в игре) | функции взрослого человека, обобщенно воспроизводимые ребенком с помощью символических средств | |
| Самооценка | оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей | |
| Сенсорные эталоны | выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений | |
| Содержание игры | то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни | |
| Сюжет ролевой игры | окружающая действительность, отражаемая ребенком | |
| Тератоген | специфический фактор, нарушающий нормальное развитие плода | |
| Тонкая моторика | способность совершать точные движения малой амплитуды, такие как письмо, пользование вилкой и ложкой | |
| Фетальный период (стадия плода) | заключительный период пренатального развития, который продолжается с начала 9-й недели (считая с момента зачатия) до родов, в течение которого происходит созревание плода и начинается функционирование всех его органов | |
| Эмбриональный период (стадия эмбриона) | второй период пренатального развития, который продолжается с конца 2-й недели до конца 8-й недели (считая с момента зачатия), во время которого происходит структурное развитие зародыша |
Рабочий учебник в соответствии с балансовым методом проектирования образовательных программ содержит:
34 – приведенные понятия;
4 –компетенции.






