№ п/п | Новое понятие | Содержание |
«Я-сам» | феномен детского сознания, обусловленный возникновением внешней самооценки ребенка на основе сравнения себя с другими людьми | |
Автономная речь | речевая активность ребенка, когда он сам придумывает слова или искажает уже имеющиеся названия предметов | |
Бондинг | образование привязанности | |
Герминальный период (стадия зародыша) | период быстрого роста и первичной дифференциации клеток, начинающийся с момента зачатия и продолжающийся около 2-х недель | |
Госпитализм | явление, возникающее в закрытых детских учреждениях: из-за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии | |
Грубая моторика | способность совершать движения большой амплитуды, тре-бующие участия всего тела, такие как бег, прыжки, бросание предметов | |
Детская игра | воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме | |
Дошкольный возраст | период с момента осознания себя членом человеческого об-щества (примерно с 2–3 лет) до момента систематического обучения (6–7 лет); этап психического развития, когда ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей | |
Игровые действия | действия со значениями, свободные от операциональной стороны, носящие изобразительный характер | |
Компетентность | определенная произвольная направленность деятельности, осо-знанность и значительная мотивационная насыщенность ее | |
Комплекс оживления | особая эмоционально-двигательная реакция ребенка по отношению к взрослому | |
Кризис первого года | повышение самостоятельности ребенка за счет овладения ходьбой, появление противопоставления себя другим | |
Личное сознание ребенка | возникновение осознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми | |
Логическое мышление | вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики | |
Моральное сознание ребенка | представления ребенка о том, «что такое хорошо и что такое плохо» | |
Наглядно-действенное мышление | мышление, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий | |
Наглядно-образное мышление | мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами | |
Новорожденность | возрастной период (4–6 недель после рождения), во время которого происходит первичное приспособление индивида к жизни вне утробы матери | |
Оплодотворение | соединение сперматозоида и яйцеклетки | |
Предметно-манипулятивная деятельность | освоение ребенком фиксированных в культуре способов употребления предметов | |
Пренатальный | период внутриутробного развития организма вплоть до наступления момента родов | |
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
Произвольное поведение | поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила) и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном | |
Процесс оссификации | превращение хрящей в кость ребер и позвонков | |
Раннее детство | период психического развития ребенка от одного года до трех лет, связанный прежде всего с развитием его речевых возможностей | |
Режиссерская игра | игра, в которой манипуляции ребенка с предметами наделяются игровым смыслом | |
Роль (в игре) | функции взрослого человека, обобщенно воспроизводимые ребенком с помощью символических средств | |
Самооценка | оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей | |
Сенсорные эталоны | выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений | |
Содержание игры | то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни | |
Сюжет ролевой игры | окружающая действительность, отражаемая ребенком | |
Тератоген | специфический фактор, нарушающий нормальное развитие плода | |
Тонкая моторика | способность совершать точные движения малой амплитуды, такие как письмо, пользование вилкой и ложкой | |
Фетальный период (стадия плода) | заключительный период пренатального развития, который продолжается с начала 9-й недели (считая с момента зачатия) до родов, в течение которого происходит созревание плода и начинается функционирование всех его органов | |
Эмбриональный период (стадия эмбриона) | второй период пренатального развития, который продолжается с конца 2-й недели до конца 8-й недели (считая с момента зачатия), во время которого происходит структурное развитие зародыша |
Рабочий учебник в соответствии с балансовым методом проектирования образовательных программ содержит:
|
|
|
|
34 – приведенные понятия;
4 –компетенции.