В большинстве цивилизованных стран существует определенный порядок получения возможности осуществлять туристскую деятельность, поскольку она напрямую связана со сферой, непосредственно затрагивающей интересы человека, его здоровье, безопасность, социально-экономические права и личное достоинство.
Лицензирование туристской деятельности - действенная мера по недопущению проникновения на туристский рынок недобросовестных предпринимателей, защиты прав потребителей, созданию условий для соблюдения как российского, так и зарубежного законодательства.
Но важно не само лицензирование, а тот механизм, который на местах будет поддерживать уровень обслуживания и соблюдение всех лицензионных условий, и в случае рекламаций, при наличии достаточных оснований, принимать необходимые меры в отношении лицензиатов. В течение 1998-2000 гг. в России велась дискуссия о введение раздельного лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, однако проблема настолько сложна и многопрофильна, что конкретного механизма раздельного лицензирования выработать пока не удалось. Не удалось, даже несмотря на то, что принят Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ. Сложность раздельного лицензирования заключается в отсутствии четких государственных стандартов, позволяющих реально различать на российском рынке туроператора и тураген-та. И еще более важно, чтобы такой ГОСТ забрал бы из чиновничьих рук принятие решения по этой тонкой разнице.
Правовую основу обеспечения безопасности для потребителя продукции и услуг составляют:
- Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 г. № 5141-1;
- Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. №5151-1;
- Федеральный закон "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ).
Указанные нормативные акты определяют, что в целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Госстандарт России и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования по безопасности.
С 1 июля 1995 г. Госстандарт России ввел обязательную сертификацию туристских и гостиничных услуг, а также услуг общественного питания.
В данном случае под сертификацией понимается проверка соответствия предоставляемых услуг государственным требованиям, которые направлены на предотвращение ущерба для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. Документом, подтверждающим безопасность предоставляемых услуг, является сертификат соответствия, выдаваемый на срок до трех лет. Одновременно предприятие может получить лицензию на использование государственного знака безопасности.
Сертификация на соответствие безопасности носит обязательный характер для всех субъектов хозяйственной деятельности. Законодательными актами установлен запрет на рекламу деятельности по предоставлению услуг без сертификата соответствия. В Кодекс об административных правонарушениях внесены изменения, в соответствии с которыми должностные лица и предприниматели могут быть оштрафованы в размере до ста минимальных окладов за предоставление не сертифицированных услуг или несанкционированное использование знака соответствия требованиям безопасности.
Сертификация услуг в России, как и в любой стране мира, осуществляется в целях предупреждения реализации услуг, опасных для жизни, здоровья и имущества человека и окружающей среды. Она является общепринятым механизмом регулирования отношений в области обеспечения обслуживания населения. Принятие Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" внесло противоречия в юридические нормы, определяющие статус и полномочия органов государственной власти, осуществляющих контроль за безопасностью товаров и услуг. Так, важнейшая норма данного Закона, дающая право этим органам проводить обязательную сертификацию на платной основе одновременно с осуществлением функций государственного управления, в том числе контрольно-надзорных, противоречит ст. 7, 8 и 9
Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции Федерального закона от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ).
Следует отметить, что и критерии классификации и "звезды" в каждой из стран разные, так как отели различаются по уровню сервиса, оборудованию собственного номерного фонда и наличию услуг. Наибольшую популярность имеют пять градаций - по звездам (STAR). Однако следует иметь в виду, что культурно-общественные различия даже в европейских странах так велики, что не позволяют создать единую систему классификации по звездам. Данный вопрос обсуждался на заседании Международной гостиничной ассоциации (МГА) в 1994 г., где было принято решение давать клиентам максимально полную информацию об услугах конкретной гостиницы ввиду невозможности унифицировать "звездочность". Кроме класса гостиницы имеет смысл также выяснять градацию собственно номера.
О наименованиях географических объектов. В равной степени государственное регулирование сферы туризма касается и наименований географических объектов. Федеральным законом "О наименованиях географических объектов" от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ устанавливаются правовые основы деятельности в области присвоения наименований географическим объектам и их переименования, а также нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов как составляющей части исторического и культурного наследия России. В Законе используются следующие основные понятия:
1) географические объекты
- существующие (или существовавшие) относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты;
- республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа;
- города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные объекты;
2) наименования географических объектов
- географические названия, которые присваиваются географическим объектам и служат для их отличия и распознавания;
3) становление наименований географических объектов
- выявление существующих наименований географических объектов, присвоение наименований географическим объектам и переименование географических объектов;
4) нормализация наименований географических объектов
- выбор наиболее употребляемого наименования географического объекта и определение написания данного наименования на языке, на котором оно упоминается.
Законом закреплены вопросы создания и ведения Государственного каталога географических названий, единых требований, норм и правил в области наименований географических объектов, регистрации и учета наименований и ответственности за нарушение данного законодательства.