Сущность конфликта, субъект, объект и предмет конфликтологии. Понятие конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной области науки или практики

Понятие конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной области науки или практики. В междисциплинарном обзоре наук по исследованию конфликтов А.Я.Анцуповым и А.И.Шипиловым выделяются 11 областей научного знания, так или иначе изучающих конфликты. Наиболее сильными выразителями современной конфликтологии явились Карл Маркс (1818-1883) и Георг Зиммель (1858-1918). К. Маркс является признанным предшественником современной конфликтологии. Его тезисы о неизбежности классовой борьбы, возникающей в обществе в силу его разделенности на враждующие классы, а классовая борьба между ними становится главной движущей силой истории. Конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и берут свое начало в отношениях собственности и ее распределения.

Другим классиком, имя которого в истории конфликтологии обычно соседствует с именем Маркса, является немецкий философ Георг Зиммель.

Подобно Марксу, Зиммель полагал, что конфликт в обществе неизбежен и считал одной из его основных форм конфликт между индивидом и обществом.

Главное отличие социологии конфликта Зиммеля от идей Маркса – это вера в то, что конфликт может приводить к социальной интеграции и, обеспечивая выход враждебности, усиливать социальную солидарность.

Конфликт, по Зиммелю, не всегда и не обязательно приводит к разрушениям: напротив, он может выполнять важнейшие функции сохранения социальных отношений и социальных систем.

Весьма распространенным является подход, основанный на исследованиях социологии конфликта Г. Зиммеля. (Г. Зиммель. Социология конфликта.– М, 1909).

Г. Зиммель обосновал шесть основных форм взаимодействия людей в обществе: конкуренция; конфликт; договор; авторитет; подчинение; сотрудничество.

Особое внимания отводится конфликту. Конфликт рассматривается как “всеобщая форма социальности”, которая охватывает самые разнообразные по своей сущности события общественной жизни: война, революция, забастовки, поединок. Конфликт рассматривается Зиммелем как нормальное и даже положительное явление.

Теоретические воззрения Г.Зиммеля оказали огромное влияние на американскую социологию и, прежде всего, на работы Льюиса Козера. Последователями Маркса и Зиммеля конфликтологии считаются немецкий социолог Р. Дарендорф и американский социолог Льюис Козер, идеи которых стали концептуальной основой современной парадигмы конфликта. Наиболее видным современным социологом, придерживающимся диалектической теории конфликта, является Ральф Дарендорф. По Дарендорфу, социальный конфликт всегда был и будет присущ любому обществу в силу неизбежного различия интересов. Дарендорф подробно разбирает условия возникновения конфликтов, факторы, определяющие их остроту, реальные и возможные последствия и т. д. Работы Дарендорфа по праву позволяют рассматривать его как одного из современных классиков конфликтологии.

Развивая и уточняя идеи Зиммеля, Козерв немалой степени изменил взгляд науки на конфликты. По его мнению, признание конфликта в качестве неотъемлемой характеристики социальных отношений никак не противоречит задаче обеспечения стабильности и устойчивости существующей системе. Интересы Козера фокусируются не столько вокруг анализа источников конфликта и его возникновения в социальных системах, сколько на его функциях. Его первая большая работа, посвященная конфликтам, так и называлась "Функции социального конфликта". Эта книга воистину сыграла историческую роль в оформлении и судьбах конфликтологии, а развитие Козером идей Зиммеля о позитивных функциях конфликта по праву рассматривается как одно из высших достижений конфликтологии.

По Козеру, одна из позитивных функций конфликта заключается в его способности разрядить и снять напряженность между антагонистами, накопление которой только обостряет их отношения. Конфликт по-своему объединяет людей общностью ситуации, позволяет им больше узнать друг о друге в процессе взаимодействия.

В 1950 году в американском социологическом журнале появляется статья Дж. Бернард "Где современная социология конфликта?", в которой анализируются причины отсутствия прогресса в этой области и причины пренебрежения изучения конфликтов. По мнению автора, общество не хочет признавать факт существования определенных конфликтов. Кроме того, некоторые влиятельные организации не заинтересованы в развитии исследований конфликтов, поскольку тактика секретности и внезапности усиливает потенциальные возможности влияния конфликта, а изучения конфликтов "разоружает" конфликтующие стороны. При этом отмечается, что за предшествующее десятилетие вышла лишь одна научная книга, посвященная социальному конфликту Курта Левина "Разрешение социальных конфликтов".

Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский психолог Курт Левин (1890-1947) разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Любой конфликт порождает напряжение, приводящее к беспокойству, поведенческому дисбалансу и повышенному вниманию к той или иной сфере. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов.

Первые в отечественной психологии попытки дать определения конфликту были предприняты А. Р. Лурией в 1930, которые по своему содержанию были близки и пониманию Курта Левиным внутриличностного конфликта.

По мнению В. С. Мерлина “психологический конфликт” представляет собой “результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности”.

А..А..Ершов, считал, что конфликт “означает столкновение личностей ввиду несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установки, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей.

В дальнейшем, судьба изучения конфликта в нашей стране оказалась тесно связанной с состоянием советского обществоведения. Чисто идеологическое постулирование невозможности обострения противоречий и конфликтов при социализме взяло верх над всеобщностью диалектического закона о единстве и борьбе противоположностей. Конфликт стал жертвой представлений о полной ликвидации самих условий его возникновения при социализме. Предполагалось, что социальные конфликты возникают в результате развития и обострения антагонистических противоречий, а поскольку в условиях социалистического общества антагонистические противоречия ликвидированы и остаются лишь постепенно сглаживание неантагонистические противоречия, то и появление социальных конфликтов при социализме просто невозможно.

Отношение к конфликтам в советском обществоведении существенно затормозило развитие теоретической мысли, да и практической работы с конфликтами в нашей стране.

Датой официального "прорыва" отечественной психологии к конфликтной проблематике можно считать 1990 год, когда в Красноярске состоялась первая в истории отечественной науки конференция, специально посвященная проблеме конфликтов.

Пример:

Во время арабо-израильской войны 1975 г. части 4-й танковой дивизии Египта выдвигались на свои рубежи для нанесения контрудара. Израильтяне, войдя в боевую радиосеть этой дивизии, передали ложный приказ на отход полков дивизии на Суэцкий канал. Приказ был выполнен и контрудар не состоялся. Другой пример. Египтяне готовились к обороне г. Эль-Арми. По просьбе израильтян с корабля ВМС США "Либерти" передавались созданные с помощью специалистов ложные приказы на арабском языке; египтяне приняв их за истинные приказы, без боя отдали город.

3. Основные цели и задачи конфликтологии.

Для того чтобы ускорить формирование конфликтологии, необходимо максимально четко определять основные цели и задачи на каждом этапе развитие науки.

Для достижения первой цели - развитие методологии, теории, методов конфликтологии – необходимо решать следующие содержательные и организационные задачи:

1. Преодоление крайней разобщенности частных конфликтологических наук, ознакомление конфликтологов со всеми отраслями конфликтологии и формирование на этой основе самостоятельной науки.

2. Проведение междисциплинарных исследований конфликтов.

3. Выделение в ВАКе РФ научной специальности "конфликтология", возможно, сначала как одной из специальностей в рамках психологии, социологии или политологии.

4. Регулярное проведение научных и научно-практических конференций, посвященных методологическим, теоретическим и методическим проблемам конфликтологи.

5. Создание системной базы эмпирических данных, включающей результаты ситуационного анализа реальных конфликтов всех видов.

6. Организация издания научного журнала "Проблемы конфликтологии", более широкое отражение фундаментальных проблем науки в других периодических изданиях, посвященных конфликтам.

7. Расширение научных контактов с мировым сообществом конфликтологов, публикация в России наиболее значительных работ зарубежных авторов в этой области.

8. Создание в системе научных институтов Российской академии наук Института конфликтологии на базе уже работающего с 1992 года Центра конфликтологических исследований.

Создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе может обеспечиваться путем решения следующих задач:

· расширение перечня учебных специальностей вузов, для которых курс "Основы конфликтологии" будет обязательной учебной дисциплиной. Поскольку любой специалист, особенно руководитель, постоянно сталкивается с конфликтами, данный курс должны изучить выпускники всех вузов;

· введение курса "Основы конфликтологии" в средних специальных учебных заведениях, ПТУ, общеобразовательной средней школе;

· введение учебной специализации "Конфликтолог" в рамках психологии, социологии, политологии. В последующем – введение самостоятельной учебной специальности;

· введение учебной дисциплины "Основы конфликтологии" в системе повышения квалификации специалистов во всех отраслях народного хозяйства, особенно для руководителей;

· издание учебников и другой учебной литературы по конфликтологии наиболее известных зарубежных авторов;

· публикации научно-популярных работ по конфликтологии, комплектуемых занимающимися проблемой конфликта психологами, социологами, политологами, философами, правоведами и др., т.е. на основе междисциплинарного принципа.

Организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов предусматривает решение следующих основных задач:

- разработка методик и технологий оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах жизни и деятельности общества;

- создание отдельных групп и центров, объединяющих конфликтологов, занимающихся на практике прогнозированием, предупреждением и урегулирование реальных конфликтов;

- создание Ассоциации российских конфликтологов, основной задачей которой будет разработка прикладных, теоретических и методологических проблем конфликтологии;

- разработка универсальных междисциплинарных методов анализа реальных конфликтов и создание на этой основе базы данных позволяющих оценивать актуальные конфликты, сравнивать их с аналогичными завершившимися.

3.5 Корректирующий блок

Структурно любой конфликт может быть представлен в виде схемы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: