Слово "стресс" пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Сейчас принято разделять стресс на эмоциональный и информационный. Человек живет в мире положительных и отрицательных эмоций, зависящих от жизненных ситуаций. В жизни эмоции создают различные формы эмоциональных состояний, различающихся между собой продолжительностью и интенсивностью. Ими являются настроения, страсти и аффекты.
Настроение – характеризуется достаточно слабой интенсивностью, длительностью протекания, а также неясностью переживаний.
Страсть – более сильное, глубокое и длительное эмоциональное состояние. Страсть мобилизует человека на достижение поставленных им целей.
Аффект – это своеобразное эмоциональное состояние, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности его состоят в том, что аффект носит бурное внешнее проявление, характеризуется кратковременностью, поведение при этом носит безотчетный характер. Отрицательные аффективные состояния обычно приводят к неблагоприятным последствиям для организма человека.
|
|
По имеющимся научным данным, отрицательное воздействие стресса в наше время уносит все больше человеческих жизней.
Стресс – состояние психического напряжения, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций.
В научный оборот понятие "С." было введено канадским физиологом Гансом Селье в 1936 г. при описании адаптационного синдрома.
Вначале стресс рассматривался как негативное явление, но вскоре выяснилось, что в условиях стресса люди ведут себя по разному.
У одних он порождает реакцию негативную, раздражительную, которую Ганс Селье назвал дистрессом.
Дистресс –("истощение", "несчастье") - э то чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.
Г. Селье (1907-1982 г.г.) в динамике стрессового реагирования определил три фазы:
1. реакция тревоги - проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;
2. фазу сопротивления - позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействия;
3. фазу истощения – если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.
Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные нфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.
|
|
Информационный стресс - с вязан с невозможностью справиться с лавинообразным потоком информации.
Основные черты психического стресса:
4. стресс – состояние организма, его возникновение предполагает воздействие между организмом и средой;
5. стресс – более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
6. явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.
Итак, практические выводы, которые, которые можно извлечь из всего вышесказанного о стрессах, таковы:
· Не убегайте от стресса! Прислушайтесь к мнению Г. Селье, считавшего, что стресс – это "аромат и вкус жизни".
· Главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в дистресс.
· Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем в последствии заниматься лечением их последствий.
Профилактика же стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих.