По блоку «Менеджмент»

1. Понятие и сущность менеджмента. Принципы и функции управления предприятием. Эволюция менеджмента как научной дисциплины. Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

Задачи менеджмента: организация производства конкурентоспособных товаров; совершенствование производственного процесса; внедрение новейших наукоемких технологий; повышение качества продукции; снижение затрат на производство. Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции. Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера.

Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;

среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;

низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

Эволюция управления как научной дисциплины сопряжена с развитием производственных отношений. Подходы к управлению на основе различных школ исчерпывающим образом представлены в трудах различных ученых.

Технократический подход к анализу принципов управления позволяет выделить три основные стадии развития промышленного производства и соответствующие им принципы управления.

Первая стадия. Это начальный этап применения машин в производстве, на котором машинное производство строилось, исходя из возможностей рабочего, его физических данных, скорости, умелости и интенсивности труда, умения управлять машиной.

Вторая стадия. Ее называют промышленной. Роль рабочего уже изменяется: он становится «частичным рабочим», придатком машины. Управленческая работа строится по принципу технического приоритета. Производство оснащается нужной техникой, разрабатывается техническая документация, формируется структура предприятий.

Третья - постиндустриальная стадия. На этой стадии развития производительных сил все большее внимание руководителей предприятий уделяется непосредственно работнику, специалисту, раскрытию его возможностей в повышении производительности труда. Появляется новый принцип управления - принцип человеческих отношений.

Эволюция управления прослеживается в научных работах по вопросам управления. Предмет менеджмента как науки определился исторически сравнительно недавно – в середине XX в., однако его методологические истоки уходят в прошлое. Менеджмент вобрал в себя научные основы управления и результаты управленческой деятельности многих поколений.

Процесс управления имел место всегда, как только возникло человеческое общество. В дошедших до нас античных источниках («Домострой» Ксенофонта, «Политика» Аристотеля, «О сельском хозяйстве» Колумелы и т.д.) и ряде других, более поздних работах римлян излагаются взгляды на управление и юридические нормы, правила и принципы в отношениях «управляющие – управляемые».

Возникли идеи, которые называют утопическими, где управление производством мыслилось на основе справедливого распределения и равенства его участников. Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Роберт Оуэн и другие пытались обосновать принципы и методы такого управления.

В работах с Ф. Тейлора, А. Файоля и более поздних – МП. Фоллет, Э. Мэйо, были сформулированы главные направления работы управляющего предприятием и другие управленческие вопросы. Противоречия между наемными рабочими и собственниками капитала вели к неизбежным экономическим потерям и социальным потрясениям.

В таких условиях труд управляющего стал приобретать все более научный характер, требовал экспериментов и научных исследований с последующей проверкой их практикой. Возник новый, научный подход к управлению, получивший название тейлоризм – по имени его основателя американского инженера Ф. Тейлора. В результате их использования в управлении производством был сделан первый шаг в становлении менеджмента как науки.

Крупная работа К. Маркса «Капитал» посвящена исследованию отношений капиталиста и рабочих. В нем рассмотрены вопросы процесса труда, стоимости рабочей силы, рабочий день и его пределы, дневной и ночной труд, борьба за нормальный рабочий день, проблемы кооперации, разделение труда, фабричное законодательство, формы и системы заработной платы и др. Проблемы, затронутые в «Капитале», касаются управленческого труда, решение их на практическом уровне составляет предмет заботы и внимания управляющих.

Значительное влияние на проблемы управления и их теоретическое обобщение оказали идеи кейнсианцев, исследовавших возможности государственного регулирования экономики с использованием экономического механизма и администрирования. Этими идеями и теориями в менеджменте руководствовались вплоть до середины XX в.

Особенно важным в менеджменте является метод системного анализа, утвердившийся в середине XX в. Ему предшествовало создание системы математической логики (У. Джевонс и Э. Шредер), а в последующем разработка метода линейного программирования, возникновение кибернетики как науки об управлении сложными динамическими системами.

Важным для практики управления и последующих теоретических обобщений является метод эксперимента. Дальнейший период общественного развития выдвинул целую плеяду исследователей сущности новых экономических явлений, рыночных отношений, в том числе и возникших проблем управления производством, новых взглядов на отношения управляющего и управляемых, господства и подчинения.

Подходы к управлению на основе выделения различных школ. Идеи рационализма, выдвинутые и подтвержденные практикой, нашли свое дальнейшее развитие во всех развитых странах. Тейлоровский подход к управлению касался главным образом вопросов управления производством и способов повышения производительности труда в ходе производственного процесса.

Возникшая школа административного управления,основываясь на необходимости рационального ведения хозяйства, начала исследовать и применять на практике способы и возможности совершенствования управления организацией в целом. Развил это направление в менеджменте француз Анри Файоль (1841—1925), он управлял 58 лет большой горнодобывающей компанией и вывел ее на передовые позиции в мире. Он рассматривал управление как непрерывный универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных видов деятельности.

Такой подход к управлению назван процессным подходом в отличие от традиционного рационалистического. Процессный подход к управлению позволил А. Файолю сформулировать знаменитые четырнадцать принципов менеджмента, которыми он руководствовался в работе и которые сохранили свое значение и в современных условиях.

В Европе, и в частности в Германии, в этот период сформировалась концепция рациональной бюрократии.В практике управления понятие «бюрократия» означает – чаще всего необходимое действие управленческих структур для обеспечения порядка, действий предприятия и его персонала. Основателем ее был немецкий ученый Макс Вебер (1864–1920). Организация, по его представлениям, должна обладать рядом признаков, которые являются определяющими в ее деятельности.

2. Современные подходы к управлению предприятием: системный, процессный, ситуационный В зависимости от условий, в которых находится организация, руководитель имеет возможность выбрать наиболее эффективный подход. Существует три методологических подхода:

1 Системный – сформирован на основе системного анализа, сущность которого заключается в анализе сложившейся ситуации, имеющей стабильность.

2 Ситуационный – применяется для каждого типа условий, где организация для себя создает ту структуру, которая наиболее полно будет отражать миссию организации и ее орг.культуру. На основе ситуационного подхода анализируется ситуация, под которой подразумевается набор конкретных обстоятельств, определенных переменных, оказывающих влияние на организацию в определенный период времени. Подход зависит от внешних и внутренних факторов.

В зависимости от набора факторов создаются определенные условия после анализа которого принимается управленческое решение. Анализ в системе управления является одним из важнейших элементов в деятельности руководителя.

3 Количественный – рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий. Процесс управления состоит из 4х основных функций (планирование, организация, мотивация, контроль), которые создают единую цепь, объединяющую коммуникации и принятие решения. Основывается на положении о том, что все элементы управления зависят друг от друга.

3. Руководитель в системе управления предприятием, роли и функции руководителя. Руководство или руководителя организации можно сравнить с командой или капитаном корабля. Бывает так, что в определённых ситуациях они могут потерять управление или не суметь его организовать. Что тогда происходит с кораблём? Он начинает дрейфовать в открытом море (экономическом пространстве) со всеми непредсказуемыми неблагоприятными последствиями. И хорошо, если в море штиль, а не ураган. К сожалению, экономические условия, окружающие предприятия в России, вряд ли оправдают отождествление с благоприятными, но этот вопрос будет рассмотрен отдельно. Многие российские предприятия, будучи приватизированными, в одночасье не стали хорошо управляемыми. И прежде всего, потому, что управлять частными предприятиями так, как управляли государственными в советские времена, просто невозможно

а) Главный акцент на производство. Данная сторона деятельности руководителя включает все мероприятия, осуществляемые с целью увеличения производительности и эффективности производственного процесса, в том числе и контроль.

б) Воодушевление. Способность лидера стимулировать энтузиазм у членов коллектива, вселять в них уверенность в собственных силах, вдохновлять на выполнение любых заданий является в значительной мере залогом успеха всего дела.

в) Похвала и признание. Руководитель может выразить признательность за качественно выполненную работу, поблагодарить за особый вклад в производство, выразить уверенность в сохранении подобного отношения в дальнейшем.

г) Вознаграждение за деятельность на благо фирмы. Руководитель может выразить свою признательность подчиненному в виде подарка или денежной премии, либо повышение в должности, либо предоставления более благоприятных условий работы, либо увеличения времени отпуска и т. д.

д) Участие в принятии решений.

Руководитель проводит консультирование с подчиненными по важным вопросам ведения дел в компании, позволяет им вносить корректировки в принятые им решения.

е) Передача полномочий. Руководитель передает часть своих функций подчиненным, а соответственно распределяет часть ответственности, при этом члены коллектива сами решают, как наиболее правильно подойти к выполнению порученных им работ.

ж) Разъяснение ролей. Руководитель доводит до сведения подчиненных их обязанности и степень ответственности, объясняет правила, нормы поведения и работы в данной организации, дает им понять, чего конкретно он хочет от каждого из них.

з) Постановка целей. Руководитель уделяет внимание важности каждого из выполняемых поручений, объясняет общую задачу, дает оценку быстроте выполнения каждого из заданий, обеспечивает надежную обратную связь.

н) Обучение. Руководитель определяет потребность в переподготовке и повышении квалификации для своих подчиненных.

п) Распространение информации. Руководитель держит подчиненных в курсе всех событий, происходящих в фирме, включая сведения о деятельности всех подразделений внутри организации и за ее пределами.

р) Решение проблем. Руководитель берет на себя инициативу по решению возникающих в процессе рабоы проблем. Эту инициативу он должен доводить до конца.

с) Планирование. Руководитель составляет четкую программу действий по воплощению в жизнь поставленных целей (оперативные планы, стратегии достижения целей, графики работ, сроки исполнения).

т) Координация действий. Руководитель обязан обеспечивать четкую координацию между различными подразделениями организации, привлекать к этому процессу подчиненных, объяснять, насколько важна для производства четкая координация работ.

у) Налаживание благоприятного климата в коллективе. Руководитель делает все, чтобы в среде его подчиненных сохранялась атмосфера доверия и взаимопонимания, кооперации и взаимопомощи.

ц) Управление конфликтами.

ч) Дисциплина и критика.

Любой управляющий в своей деятельности сталкивается с ситуациями, когда необходимо восстановить пошатнувшуюся дисциплину, покритиковать подчиненных за недобросовестность, нарушение инструкций, некачественный труд. Дисциплинарными воздействиями могут быть официальное предупреждение, лишение премий, понижение в должности, увольнение.

Таким образом, работа Юкла позволяет проследить большое влияние, которое оказывает деятельность руководителя на подчиненных, атмосферу в коллективе и результаты работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: