Эффект экономии на масштабе как фактор развития международной торговли. Несовершенная конкуренция и международная торговля. Внутриотраслевая торговля

Существуют две причины торговли между разными странами. Во-первых, страны различаются по ресурсам и технологиям и специализируются на тех товарах, которые делают лучше всего; во-вторых, причиной торговли служат экономии на масштабе (или возрастающая доходность), которые делают выгодной специализацию страны на узком круге продуктов.

Феномен возрастающей отдачи в анализе торговли подразумевает, что это возможно лишь в условиях несовершенной конкуренции..

Производство становится более эффективным с ростом его масштабов, и если затраты вырастают вдвое, то выпуск растет еще больше. Простой пример поможет нам увидеть роль экономии на масштабе в процессе внешнеторгового обмена. Например: Продукция отрасли требует только затрат труда, количество которых в расчете на единицу зависит от объема производства. На 10 единиц продукции нужно, например, 15 часов труда, на 25 единиц 30. Экономия на масштабе здесь состоит в том, что при увеличении затрат, труда, скажем с 15 до 30 часов выпуск возрастает в 2,5 раза, а не в 2.. В другой форме экономия на масштабе может быть показана как снижение трудозатрат на единицу продукта: если его производится всего 5 единиц, на каждую уходит 2 часа труда, при выпуске в 25 единиц только 1,2 часа.

Используем этот пример для иллюстрации того, как экономии на масштабе служат источником внешней торговли. Пусть на мировом рынке торгуют лишь две страны Америка и Англия. Они имеют одинаковые технологии производства, и выпуск в каждой стране равен 10 единицам продукта. Установлено, что это требует 15 часов труда в каждой стране. В итоге в обеих странах выпуск продукции составит 20 единиц при затратах труда 30 часов. Но представим, что тот же продукт будет производить лишь одна страна Америка. Затрачивая те же 30 часов труда, она сможет произвести 25 единиц продукта. Такая узкая специализация американской экономики позволит увеличить выпуск продукции в мировой экономике на 25% при тех же затратах труда. Но где возьмут США необходимые им для этого дополнительные количества труда, и что будет делать Англия с высвободившимися там рабочими, ранее использовавшимися в производстве этого продукта? Специализация Америки на производстве одного вида продукции приведет к оттоку трудовых ресурсов из других отраслей американской экономики и производство товаров там сократится. В свою очередь в Англии перестанут производить тот продукт, на котором специализируется Америка, зато увеличится производство всех остальных. Представим себе, что существует много товаров, в производстве которых действуют экономии на масштабе. Присвоим этим товарам номера 1, 2, 3 и т.д. Чтобы получить выгоду от экономии на масштабе, страна должна иметь возможность специализироваться на выпуске немногих продуктов. Пусть для Америки это будут продукты 1, 3 и 5, а для Англии 2, 4 и 6. Производство этих товаров в мировой экономике в итоге будет больше, когда их изготовляет какая-то одна страна, а не обе сразу.

Внешняя торговля между обеими странами позволит им специализироваться на соответствующих продуктах и поэтому играет решающую роль в реализации экономии на масштабе. Потребители при этом никак не пострадают. Наоборот, как увидим ниже, внешняя торговля ведет к большему разнообразию потребительского выбора. Этот пример показывает, как экономии на масштабе могут способствовать взаимовыгодной торговле.

Внутриотраслевая торговля. С точки зрения степени дифференциации номенклатуры товаров международная торговля состоит из двух потоков — внутриотраслевой торговли и межотраслевой торговли.

Пример внутриотраслевой торговли — экспорт Францией автомобилей фирмы «Ситроен» и импорт итальянских автомобилей фирмы «Фиат».

Пример межотраслевой торговли — экспорт Россией нефти и импорт пшеницы. Внутриотраслевая торговля — обмен между странами дифференцированными продуктами одной отрасли. Причинами этого могут быть сокращение транспортных издержек или сезонные различия.

Поскольку времена года в Северном и Южном полушарии диаметрально противоположны, Бразилия экспортирует в США свою сельскохозяйственную продукцию, когда собирает урожай, а США экспортируют в Бразилию те же сельскохозяйственные товары, когда урожай созревает у них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: