Тема 9. Международные экономические организации

Европейский Центробанк (ЕЦБ). Определяет валютную политику стран ЕС, устанавливает ключевые процентные ставки, осуществляет эмиссию банкнот и управляет официальными резервами Европейской системы Центробанков (ЕСЦБ), главной задачей которой является поддержание стабильности цен. ЕЦБ был образован в 1998 г. в г. Франкфурт-на-Майне.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Образован в 1959 г. в г. Люксембург на основе долевого участия стран-членов в его уставном капитале, составляющем 163,7 млрд. евро. Целями ЕИБ является содействие развитию, интеграции и сотрудничеству путем предоставления кредитов государственным структурам. Кредиты предоставляются для развития отсталых европейских регионов и реализации проектов, представляющих общий интерес, в том числе и за пределами ЕС.

Помимо перечисленных, в Европейском Союзе существуют и другие властные структуры: Счетная палата, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Аграрный фонд, Европейский социальный фонд, Европейский фонд регионального развития.

В целом уже реализованные шаги интеграции в рамках ЕС оказывают позитивное влияние на экономику стран-участниц и процессы глобализации в масштабах всего мирового хозяйства. За счет увеличения взаимной торговли государства - члены ЕС менее других стран мира подвержены изменению конъюнктуры мирового рынка. В 2009 г. ВВП 27 стран-членов ЕС составил 16,5 трлн. долл. или примерно 1/5 мирового валового продукта. Сфера услуг является наиболее важным сектором в странах Европейского союза, составляя 69,4% от ВВП, по сравнению с обрабатывающей промышленностью, на которую приходится 28,4% ВВП и сельским хозяйством - лишь 2,3% ВВП.

В противовес ЕЭС 3 мая 1960 г. Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария образовали Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Соглашение о ее создании предусматривало постепенную отмену таможенных пошлин и торговых ограничений между странами-членами, т.е. создание зоны свободной торговли.

Состав ЕАСТ неоднократно менялся. Позднее в нее вступили Исландия, Лихтенштейн и Финляндия, однако затем ряд стран вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕЭС. В настоящее время в ее состав входит всего четыре государства: Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария.

Основными целями Ассоциации являются:

· сохранение полной занятости в странах-членах ЕАСТ;

· обеспечение справедливой конкуренции между странами-членами;

· развитие мировой торговли путем снижения торговых

барьеров.

Европейской ассоциацией свободной торговли управляет Совет ЕАСТ. Совет собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов: таможенный, торговый, экономический, бюджетный и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы. Совет контролирует ход выполнения Конвенции об учреждении ЕАСТ, разрабатывает рекомендации правительствам стран-участниц. Все руководящие органы Ассоциации, в отличие от органов ЕС, выполняют преимущественно консультативные функции.

В 1977 г. в торговле между странами Ассоциации и ЕЭС были отменены таможенные пошлины на промышленные товары. В 1991–1993 гг. ЕАСТ заключила соглашения о свободной торговле с Болгарией, Венгрией, Израилем, Польшей, Румынией, Турцией и Чехословакией.

В 1994 г. вступило в силу соглашение о создании Европейского экономического пространства, заключенное ЕАСТ с ЕЭС 21 октября 1991 г., которое предусматривало свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей, а также согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды и образования. В связи с этим были учреждены ещё две организации ЕАСТ: Наблюдательный орган ЕАСТ и Суд ЕАСТ.

Региональная интеграция осуществляется не только в Европе, но и в других частях земного шара. В начале 1988 г. между США и Канадой было достигнуто межправительственное соглашение о создании зоны свободной торговли, которая стала предшественницей Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), образованной 1 января 1994 г. Канадой, Мексикой и США. Соглашение о ее создании тремя странами, подписанное 17 декабря 1992 г., содержит, в частности, следующие положения:

· отмена к 2010 г. всех таможенных пошлин на товары во взаимной торговле (причем каждая страна имела свой график полной отмены таможенных пошлин);

· постепенная отмена значительного числа нетарифных ограничений во взаимной торговле товарами и услугами (кроме сельхозпродукции, текстиля, автомобилей и некоторых других);

· либерализация деятельности американских и канадских банков и североамериканских инвестиций в Мексике.

Вместе с тем соглашение о создании НАФТА содержит и ряд исключений в развитии интеграционных процессов:

· запрет для североамериканских компаний на осуществление деятельности в нефтегазовом секторе Мексики, занимающей 4 место в мире по запасам нефти;

· защита Канадой национальных средств массовой информации (радиовещание, книгоиздание, кинематография, производство аудиопродукции);

· право США на сохранение действующей системы закупки сельскохозяйственных товаров и поддержку внутренних цен.

Помимо этого, соглашение содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.

Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп.

Хотя соглашение НАФТА направлено главным образом на либерализацию торговли, оно охватывает также широкий круг сопутствующих вопросов. В НАФТА приняты, в частности, соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству – Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.

Характер интеграционного процесса на Американском континенте имеет свои особенности по сравнению с Европейским Союзом. Главное его отличие – существующая асимметричность экономических связей. В настоящее время глубина и масштабы канадско-американской и мексикано-американской интегрированности намного превосходят уровень развития канадско-мексиканских связей. Эти две страны пока остаются скорее конкурентами на американском рынке, чем партнерами по интеграции.

Характерной особенностью североамериканской экономической группировки является также то, что ее создали страны, уровень развития которых существенно отличается. В НАФТА развивающаяся страна Мексика объединилась с двумя развитыми странами – США и Канадой.

По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским Союзом. Так, численность населения этого блока по оценке на июль 2010 г. составляла более 456 млн. чел., а совокупный валовой внутренний продукт в 2008 г. достиг 17,1 трлн. долл. или 24,8% мирового ВВП.

В 1989 г. в Канберре (Австралия) началось формирование новой интеграционной группировки – Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Первоначально оно включало Австралию, Канаду, Новую Зеландию, Республику Корея, США и Японию, а также страны АСЕАН. В 1994 г. были определены цели объединения: к 2010 г. завершить либерализацию торговли и инвестиций между ведущими странами региона, а к 2020 г. полностью сформировать зону свободной торговли. Со временем число членов АТЭС расширилось до 19 государств и 2 территорий – Гонконга (Сянгана) и Тайваня. В 1998 г. в его состав вступила Россия.

С 1993г. главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные неформальные встречи лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

Темпы экономического роста членов АТЭС превышают темпы роста не входящих в него государств и территорий. В этом интеграционное объединение проживает 2,7 млрд. чел., на него приходится более 55% мирового ВВП и около 43% мировой торговли.

Среди других региональных интеграционных объединений можно отметить, в частности:

· Ассоциацию регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) – интеграционное объединение, созданное в 1985 г. и включавшее в себя семь государств: Бангладеш, Бутан, Индию, Мальдивы, Непал, Пакистан и Шри-Ланку. В 2007 г. к этому интеграционному объединению присоединился Афганистан. Основная цель СААРК состоит в ускорении процесса экономического и социального развития в государствах-членах посредством коллективных действий в следующих областях сотрудничества: сельское хозяйство и поддержка сельских жителей; наука и технологии; культура; здравоохранение и контроль над рождаемостью; противодействие торговле наркотиками и анти-терроризм. Участники СААРК в январе 2004 г. подписали Договор о создании зоны свободной торговой. Высшим органом объединения являются встречи глав государств и правительств стран-членов. Исполнительный орган СААРК - расположенный г. Катманду (Непал) Секретариат. Он возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым на 3 года Советом министров из членов совета в алфавитном порядке. Совет министров, состоящий из министров иностранных дел стран-членов, проводит свои заседания дважды в год. Помимо него, действуют различные технические комитеты в составе соответствующих министров стран-участниц объединения. В 2009 г. совокупный ВВП этого интеграционного объединения, в котором по оценке на июнь 2010 г. проживало более 1618 млн. чел., достиг по данным МВФ, около 1,9 трлн. долл. по ППС.

· Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – интеграционная экономическая группировка, созданная в 1967 г., в которую входят десять стран Юго-Восточной Азии: Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. Уставными целями АСЕАН определены: содействие развитию социально-эко­номического и культурного сотрудничества между странами-члена­ми; упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. Высшим органом АСЕАН является саммит глав государств и правительств стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте (Индонезия). Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН. В 2009 г. совокупный ВВП этого регионального интеграционного объединения, в котором по оценке на июнь 2010 г. проживало более 605 млн. чел., достиг по данным МВФ, свыше 2,8 трлн. долл. по ППС.

· Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) – интеграционная группировка, созданная на основе договора, подписанного в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. Договор предусматривает отмену всех таможенных пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле, введение единого таможенного тарифа, свободное движение капитала и рабочей силы, координацию внутриэкономической политики. В июне 2006 г. Венесуэла стала полноправным членом этого объединения, однако это решение по состоянию на 1.06.2010 г. еще не парафировано Парагваем. Боливия, Колумбия, Перу, Чили и Эквадор являются в настоящее время ассоциированными членами МЕРКОСУР, а Мексика - наблюдатель. В 2009 г. в пяти полноправных членах объединения проживало более 270 млн. чел., и на них, по оценке МВФ, пришлось более 3 трлн. долл. ВВП по ППС.

· Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) – интеграционная экономическая группировка, созданная в 1981 г., в которую входит Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия. Высшие руководящие органы ССАГПЗ – Высший совет, Министерский совет и Генеральный секретариат. Целью Совета является создание таможенного союза, гармонизация внутриэкономической политики, а также введение в 2010 г. единой валюты - халиджий («заливный», то есть относящийся к Персидскому заливу). К настоящему времени от идеи введения единой валюты отказались Оман и ОАЭ. Остальные 4 страны продолжают координацию национальных валютных систем, однако дату ввода единой валюты пришлось отложить сначала до 2013 г., а потом до 2015 г. Штаб-квартира центрального банка валютного союза будет находиться в саудовской столице Эр-Рияде. В 2009 г., по данным МВФ, совокупный ВВП стран-членов ССГАПЗ, в которых, по оценке на июнь 2010 г., проживало более 41,5 млн. чел., составил 868,7 млрд. долл. по ППС.

Важную роль средирегиональных интеграционных объединений играет Содружество независимых государств (СНГ) – объединение, сформировавшееся на основе Соглашения, подписанного 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате руководителями стран-членов. В настоящее время членами СНГ являются 11 государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан (с 2005 г. действует в качестве ассоциированного члена), Узбекистан и Украина (она, как и Туркменистан, не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре не является государством-членом). В 2008 г. из состава СНГ вышла Грузия.

Целью СНГ, Устав которого был принят 22 января 1993 г., является формирование новой системы политических, экономических и культурных отношений между странами, ранее входившими в качестве республик в состав Советского Союза.

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации, собираясь на заседания два раза в год.. Совет глав правительств СНГ, координирующий сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов, собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.

Помимо них к руководящим органам объединения относятся: Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет глав командующих пограничными войсками, Экономический суд, Комиссия по правам человека. Постоянно действующий исполнительный и координационный орган – Координационно-консультативный комитет, при котором работает Исполнительный секретариат. Кроме того, действует около 90 отраслевых органов.

Объективной предпосылкой создания СНГ стала разветвленная система существовавших ранее межреспубликанских связей, географическая близость, технологическая общность производства и другие причины.

Вместе с тем, процессы интеграции в СНГ затрудняются по ряду обстоятельств, и в первую очередь, в результате особенностей осуществления экономических реформ и различий, возникших в хозяйственных механизмах в области ценообразования, финансовой, банковской и валютной политики, регулирования внешнеэкономической деятельности и т.п. Определенное дезинтеграционное воздействие оказывают и растущие связи стран-членов СНГ со странами дальнего зарубежья. Так, европейские и закавказские страны-члены СНГ испытывают притяжение со стороны ЕС, а азиатские – со стороны Турции и Китая.

В рамках СНГ функционирует ряд самостоятельных субрегиональных объединений, наиболее известными из которых являются:

· Союзное государство России и Белоруссии;

· Евразийское экономическое сообщество (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. В 2005 г. к ЕврАзЭС присоединился Узбекистан, который в 2008 г. приостановил свое членство; наблюдателями являются Армения, Молдова и Украина. В августе 2006 г. на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято решение о создании Таможенного союза в составе трёх государств, готовых к этому, - Беларуси, России и Казахстана.

Как свидетельствует мировой опыт интеграции, необходима политическая воля для взаимного сближения и преодоления разногласий, причем копирование даже самых успешных попыток объединения невозможно. Успешная интеграция в рамках СНГ требует выработки собственной всеобъемлющей стратегии, учитывающей все реалии постсоветского пространства. При этом остается непреложным фактом, что Россия – это исторический центр СНГ и в силу своего экономического, природного и технического потенциала останется им.

Усиление интернационализации хозяйственной жизни, обусловившее в последние десятилетия возникновение ее нового качественного уровня – глобализацию, вызвало возникновение и обострение глобальных проблем, затрудняющих функционирование мировой экономики и международных экономических отношений. С целью их разрешения национальные государства, а также различные неправительственные организации стали все активнее создавать международные экономические организации, количество которых после Второй мировой войны начало быстро расти. В настоящее время, по оценке специалистов, насчитывается несколько тысяч международных экономических организаций.

Выделяют три основные функции международных экономических организаций:

· регулирующую, состоящую в принятии определенных решений;

· контролирующую, проявляющуюся в наблюдении за выполнением принятых решений;

· оперативную, которая реализуется в выполнении своими силами принятых решений.

Существуют различные классификации международных экономических организаций. В частности, их можно классифицировать по количеству участников (всеобщие, или универсальные, и ограниченного состава, как правило, региональные), по кругу решаемых вопросов (широкой компетентности и специализированные), по составу участников (межправительственные и неправительственные), по порядку приема новых членов (открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению и закрытые – прием с согласия первоначальных учредителей), по выполняемым функциям (нормотворческие, консультативные, посреднические, операционные, информационные), по сферам деятельности (регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество, международную торговлю, финансы и т. п.).

Следует отметить, что международные экономические организации носят в определенной мере вторичный характер, поскольку создаются, в частности, такими субъектами мировой экономики, как национальные государства и международные корпорации. Тем не менее, их растущее значение в решении глобальных проблем и активное участие в регулировании международных экономических отношений по праву позволяют рассматривать их в качестве самостоятельного субъекта мировой экономики.

Ведущая роль в выполнении указанных функций принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН), созданной в 1945 г. в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между странами. Штаб-квартира этой организации находится в Нью-Йорке. По состоянию на 1 января 2011 г. в состав ООН входило 192 государства. Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Международный суд, Секретариат.

Генеральная Ассамблея ООН, состоящая из представителей государств-членов, каждое из которых имеет один голос, полномочна решать все вопросы в пределах Устава и определяет программы действий мирового сообщества по наиболее важным проблемам развития человечества.

В 1964 г. в качестве постоянного органа Генеральной Ассамблеи была создана Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), задачей которой стало содействие развитию международной торговли (особенно развивающихся стран), обеспечение стабильного мира и равноправного взаимовыгодного сотрудничества, выработка рекомендаций и принципов функционирования международных экономических отношений и координация деятельности других учреждений ООН в области торговли и развития. ЮНКТАД относится к числу наиболее авторитетных универсальных международных организаций.

Совет Безопасности – важнейший постоянно действующий орган ООН, состоящий из 15 членов, в том числе 5 постоянных (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция), имеющих право вето, и 10 членов, избираемых на два года Генеральной Ассамблеей. Его важнейшей функцией является поддержание международного мира и безопасности.

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) является главным органом ООН по созданию необходимых условий для международного экономического и социального сотрудничества. Он вырабатывает рекомендации Генеральной Ассамблее и координирует деятельность специализированных учреждений ООН, связанных с ней международными соглашениями. Помимо них, в систему ООН на правах автономной организации входит Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Одним из специализированных учреждений ООН является созданная в 1966 г. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), насчитывающая 173 страны-члена, цель которой состоит в поощрении развития и ускорения индустриализации развивающихся стран, а также координации деятельности в области промышленного развития. Главными ее задачами являются мобилизация финансовых ресурсов для развивающихся стран, подготовка программ промышленного развития, поощрение сотрудничества между развитыми и развивающимися странами.

Помимо ЮНИДО, к числу важнейших специализированных учреждений ООН относятся Международный Валютный Фонд и группа организаций, входящая во Всемирный банк.

Международный Валютный Фонд (МВФ) – межправительственная организация, созданная в 1944 г. и приступившая к работе в 1945 г., по состоянию на 1 января 2011 г. насчитывала 187 стран-членов. Россия вступила в Фонд в 1992 г. Штаб-квартира этой организации расположена в Вашингтоне.

Целью МВФ является содействие международному валютному сотрудничеству, создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли, содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платежных балансов, сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных платежных балансов государств-членов.

Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определенную Фондом подписную квоту, которая выражается в международных счетных единицах – СДР (специальных правах заимствования). Квоты стран определяются и пересматриваются исходя из таких показателей, как величина валового внутреннего продукта, степень открытости экономики, объем валютных резервов. Квоты государств составляют основной источник ресурсов Фонда, организованного по принципу акционерного общества.

Высший орган Фонда – Совет управляющих. Число голосов, которое каждое государство имеет в Совете управляющих, зависит от размера его квоты. Самая большая подписная квота МВФ в настоящее время приходится на США (17,09% от ее общей величины). За ними следует Япония – 6,13%, Германия – 5,99%, Великобритания и Франция – по 4,94%. Квота России в МВФ составляет 2,7%.

Каждый член МВФ имеет 250 голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР квоты. По наиболее важным вопросам, принимаемым Фондом, требуется квалифицированное большинство в 85% голосов.

Обращаясь в МВФ с просьбой о предоставлении кредита, страна-заемщица должна, во-первых, доказать свою потребность в ресурсах Фонда для финансирования дефицита платежного баланса, а во-вторых, убедить его в способности выполнить обязательства по погашению задолженности.

Фонд обусловливает предоставление кредитов рядом требований. В их число входит: введение страной режима жесткой экономии, проведение реформы налоговой политики, сокращение бюджетных расходов за счет замораживания заработной платы государственных рабочих и служащих, сокращение субсидий и государственных инвестиций.

За время своей работы с 1945 г. Международный Валютный Фонд превратился в авторитетную универсальную организацию, заслужил повсеместное признание в качестве основного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, главного центра международного кредитования, ведущего координатора межгосударственных кредитных потоков и надежного гаранта платежеспособности стран-заемщиц.

К числу важнейших универсальных валютно-финансовых и кредитных организаций относится также Всемирный банк, состоящий из Международного банка реконструкции и развития (МБРР – его членами по состоянию на 1 января 2011 г. являлись 186 государств) и Международной ассоциации развития (МАР – 169 государств). Существует также Группа Всемирного банка, в которую, помимо МБРР и МАР, входят еще три организации – Международная финансовая корпорация (МФК – 182 государства), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ – 175 государств) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС – 144 государства).

Высшим органом Всемирного банка, определяющим его политику, является Совет управляющих, проводящих свои заседания раз в год. Конкретные полномочия Совет управляющих передает 24 исполнительным директорам.

Совет исполнительных директоров МБРР утверждает на пятилетний срок кандидатуру Президента Всемирного банка. Президент Всемирного банка в силу занимаемой должности является Президентом МАР, Председателем Совета директоров МФК и МАГИ и Административного совета МЦУИС.

В соответствии со статьями Соглашения МБРР (его Устава), для того чтобы стать членом Банка, страна должна сначала вступить в МВФ, а для того чтобы вступить в МАР, МФК и МАГИ, она должна быть членом МБРР. Россия является членом всех этих организаций, за исключением Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.

Международный банк реконструкции и развития – головная организация Группы Всемирного банка – был создан по принципу акционерного общества в 1945 г. Его основными задачами являются: стимулирование экономического развития стран-членов, содействие развитию международной торговли, поддержание платежных балансов. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов на его акции, заемных средств, ссудных капиталов. Основная деятельность МБРР – предоставление долгосрочных кредитов как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств.

В 1956 г. была образована Международная финансовая корпорация (МФК). Она является самостоятельным подразделением Всемирного банка и располагает собственными финансовыми средствами. Ее цель состоит в поощрении инвестиций в частный сектор экономик стран, осуществляющих приватизацию. МФК предоставляет кредиты сроком от 5 до 15 лет частным предприятиям без гарантий правительства. В последние годы наряду с кредитами она оказывает в значительных масштабах техническую помощь – содействует обучению специалистов.

Международная ассоциация развития (МАР) была создана в качестве филиала МБРР в 1960 г. Целями этой организации являются поощрение экономического развития, повышение производительности труда и уровня жизни в государствах-членах, и в первую очередь, в наименее развитых странах. МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты на осуществление приоритетных, экономически и технически обоснованных проектов. Источниками их финансирования являются взносы стран-членов, возвращаемые кредиты и часть прибыли МБРР.

В 1988 г. в рамках группы Всемирного банка было учреждено Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Его главной задачей стало поощрение прямых иностранных инвестиций в развивающиеся государства-члены для ускорения их экономического роста путем предоставления гарантий от коммерческих рисков.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) был создан в 1966 г. для содействия притоку инвестиций в развивающиеся страны путем оказания посреднических услуг и разрешения инвестиционных споров между правительствами и частными иностранными инвесторами[13].

На основе соглашений и резолюций международных конференций, проведенных в 90-х гг. ХХ в., ООН разработала восемь целей в области развития на рубеже тысячелетия. Среди указанных целей такие, как:

· решение проблемы крайней нищеты и голода (по сравнению с 1990 г., сокращение к 2015 г. вдвое численности населения, страдающего от голода и имеющего доход менее 1 долл. США в день);

· обеспечение экологической устойчивости и приостановление истощения природных ресурсов;

· обеспечение в полном объеме всеобщего начального образования;

· обеспечение глобального партнерства в целях развития.

Поскольку меры, направленные на решение этих задач, требуют значительных финансовых средств, планируется создание нового международного финансового механизма, в рамках которого доноры из развитых стран смогли бы мобилизовать средства на международных рынках капитала с целью увеличения объема помощи в два раза – с 50 до 100 млрд. долл. США в год. Однако до сих пор эти цели не достигнуты. В 2009 г. Всемирный банк выделил развивающимся странам в общей сложности 23,6 млрд. долл. на 279 проектов практически во всех секторах экономики.

Наряду со специализированными учреждениями ООН, важную роль среди международных валютно-финансовых и кредитных организаций играют и те, которые не входят в ее систему. Прежде всего, к ним относится первый в истории межгосударственный банк – Банк международных расчетов (БМР), созданный на акционерных началах в швейцарском городе Базель в 1930 г. Его членами в настоящее время являются 55 центральных банков.

БМР, называемый банком центральных банков, поддерживает деловые отношения более чем со 120 центральными банками и международными финансовыми учреждениями.

Ключевыми областями деятельности Банка являются:

1. Форум для международного валютного сотрудничества; контроль банковской деятельности; экономическое и ва­лютное сотрудничество.

2. Выполнение роли центра валютно-экономических иссле­дований в целях анализа функционирования международных финансовых рынков и согласования валютной политики государств.

3.Кредитно-банковские операции:

- депозитно-ссудные операции с центральными банками;

- прием правительственных вкладов по особым соглашениям;

- операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);

- инвестиционные услуги для центральных банков;

- краткосрочное финансирование центральных банков.

4. Функции агента и доверенного лица центральных банков в осуществлении операций на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) и операций, связанных с кредитами и займами ЕС.

Во влиятельную международную кредитную организацию успел превратиться созданный в 1991 г. на акционерных началах Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Его целью является оказание помощи странам Центральной и Восточной Европы, а также бывшего Советского Союза на этапе осуществления ими рыночных реформ.

Акционерами Банка является 61 страна, включая Россию, а также Европейский Союз и Европейский инвестиционный банк. Россия выступает крупнейшим получателем кредитов ЕБРР, которые используются для создания частных предприятий, в том числе развития мелкого бизнеса и венчурных компаний, финансирования внешнеэкономических операций, а также поддержки региональных банков и их клиентов. Всего за 1991-2008 г.г. ЕБРР выдал 33 млрд. евро кредитов для 2,2 тыс. проектов, из которых на долю России пришлось более 5,9 млрд. евро. Собственный капитал банка в 2008 г. составлял 20 млрд. евро.

В числе международных валютно-финансовых и кредитных организаций – две неформальные – Парижский клуб и Лондонский клуб кредиторов.

Парижский клуб стран-кредиторов представляет собой неформальную организацию, созданную в 1956 г. В настоящее время в нее входит 19 государств, к числу которых в 1997 г. присоединилась и Россия. Во избежание одностороннего моратория на выплату внешнего государственного долга, Парижский клуб ведет переговоры о его реструктуризации и частичном списании. Для некоторых наименее развитых стран скидка с долга была увеличена до 80%. Однако обратиться с просьбой о списании долга может лишь страна, чья реформа структурных преобразований одобрена МВФ.

Аналогичные переговоры с должниками проводит и Лондонский клуб кредиторов, который объединяет кредиторов, представляющих частные банки.

В настоящее время ведущей международной универсальной организацией, регулирующей мировую торговлю, стала Всемирная торговая организация (ВТО), заменившая c 1 января 1995 г. действовавшее с 1948 г. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

К числу основных целей этой организации относятся урегулирование проблем, оказывающих влияние на многосторонние торговые отношения стран-членов, а также осуществление контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда, проводившегося ГАТТ в 1986–1994 гг.

ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия, вплоть до принятия обязательных для стран решений в связи с изменением ряда процедур их принятия.

Главной задачей ВТО, выполнявшейся и ее предшественницей, является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Основными принципами и правилами ВТО, по примеру ГАТТ, стали: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению 18 многосторонних торговых соглашений[14].

ВТО обычно принимает решения на основе консенсуса, а при его отсутствии, если не предусмотрено иное, большинством голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов.

Разрешение споров между участниками ВТО осуществляется в соответствии с четко разработанными правилами. Если участники споров не в состоянии урегулировать свои разногласия в ходе консультаций, то они должны следовать отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность их решения экспертами третейских групп, создаваемых для разрешения споров.

В настоящее время в рамках ВТО осуществляется более 97% мировой торговли. По состоянию на 1 января 2011 г. членами ВТО были 153 государства, и около 30 стран, в том числе и Россия, имели статус наблюдателя и вели переговоры о вступлении в эту организацию. Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

Помимо ГАТТ/ВТО и ЮНКТАД, среди международных экономических организаций, регулирующих мировую торговлю, следует также упомянуть о Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ учреждена в 1964 г. с целью унификации международного торгового права), Международной таможенной организации (МТО создана в 1952 г. для разработки и распространения единых таможенных правил) и Международной торговой палате (МТП образована в 1919 г. для содействия развитию и свободе мировой торговли).

К числу ведущих международных экономических организаций, носящих ограниченный характер, относится Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она была создана в 1961 г., заменив собой учрежденную в 1948 г. Организацию европейского экономического сотрудничества. В настоящее время в ее состав входит 34 страны, а 10 стран, включая Россию, были приглашены для переговоров о вступлении в эту организацию.

Основной задачей ОЭСР является выработка согласованной политики развитых стран, направленной на достижение устойчивого экономического роста и расширение мировой торговли на недискриминационной основе. С этой целью она осуществляет анализ состояния экономик входящих в нее стран и разрабатывает прогнозы их развития, а также готовит материалы для международных соглашений.

Наиболее крупные страны-участницы ОЭСР в 1975 г. образовали так называемую G7 или «Большую семерку», куда вошли Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония. Значительным экономическим весом этих стран и объясняется то огромное влияние, которое оказывают решения «Большой семерки» на развитие мировой экономики. Первоначально на встречах в верхах руководителей этих семи стран обсуждались глобальные финансовые и валютные проблемы, однако затем тематика встреч была расширена и в нее были включены все глобальные проблемы. С 1996 г. в обсуждении политических проблем на саммитах стала принимать участие Россия, в связи с чем эта группа стран получила название «Большая восьмерка».

В декабре 1999 г. по инициативе G7 была создана G20 или «Группа двадцати», в которую входят 19 крупнейших национальных экономик, в т.ч. Россия, и Европейский союз. В совокупности, G20 представляет 90 % мирового ВВП, 80 % мировой торговли (включая торговлю внутри ЕС) и две третьих населения мира.

Является форумом для сотрудничества и консультаций по вопросам, относящимся к международной финансовой системе, «Группа двадцати» первоначально проводила ежегодные встречи на уровне министров финансов и глав Центробанков, а с 2008 г., в условиях разразившегося мирового кризиса, начали проводиться и саммиты на высшем уровне.

Авторитетной международной неправительственной организацией выступает Всемирный экономический форум (ВЭФ), созданный в 1971 г. в Женеве. Форум объединяет представителей более тысячи крупнейших компаний, а также ведущих политиков и ученых из более чем 70 стран мира. Главным мероприятием ВЭФ являются ежегодные встречи, которые проводятся традиционно в Давосе в конце января – начале февраля. Их цель состоит в содействии преодоления проблем экономического развития и расширения международного экономического сотрудничества. На первоначальном этапе деятельности Форума обсуждались преимущественно вопросы укрепления конкурентных позиций Западной Европы. В дальнейшем во время встреч рассматривались такие вопросы, как проблемы глобализации, финансовые кризисы, развитие новых технологий и последствия научно-технического прогресса, задолженность развивающихся стран, проблемы диалога с мусульманским миром и многие другие.

В 1987 г. в работе ВЭФ впервые приняла участие советская делегация с целью установления контактов с представителями международных деловых кругов. Россия участвует во встречах Форума с 1992 г. С 1994 г. на нем стали проводиться «российские дни».

В 2001 г., в значительной мере в противовес Всемирному экономическому форуму, был учрежден Всемирный социальный форум (ВСФ) как широкая коалиция организаций, занимающихся такими проблемами, как права человека, устойчивое развитие, образование, защита окружающей среды. Повестка дня ежегодных встреч ВСФ обычно включает в себя следующие вопросы:

· формирование политики, способствующей развитию человека;

· выработка предложений по демократизации международных организаций, таких как ВТО, МВФ и ВБ;

· воздействие на международные корпорации;

· выработка предложений по устойчивому развитию в целях искоренения нищеты и голода, а также защиты окружающей среды;

· противодействие гендерной (половой) и расовой дискриминации;

· сохранение территории и культуры коренных народов.

В ежегодных встречах ВСФ участвуют до 100 и более тысяч представителей альтерглобалистского движения, зелёных, активистов студенческих, женских и социальных движений и неправительственных организаций. Основными принципами проведения ВСФ являются открытость, демократичность, дискуссионность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: