Психологическая помощь детям дошкольного возраста

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) приносит ребенку новые потенциальные достижения.
Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение, своя особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. В возрасте от трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что можно говорить о детской личности.

При диагностике познавательного развития дошкольников в центре внимания психологов должно быть изучение следующих параметров: уровня интериоризации познавательных процессов и ориентировки, степени обобщения, произвольности и децентрации мыслительных операций. Исследование личностного развития включает в себя исследование особенностей развития эмоциональной сферы, самооценки, самоотношения и самопринятия, социальных установок и нравственных предпочтений.

Набор диагностических методик для детей 3 – 4 лет.

1. Рисунок на свободную тему.

2. Рисунок человека.

3. Разрезные картинки.

4. Бирюльки.

5. Мисочки.

6. Коробочка форм (“Почтовый ящик”).

7. Эталоны.

8. CAT (2—3 картинки из первой серии).

9. Запоминание картинок.

10. Конструирование по расчлененному образцу.

Набор диагностических методик для детей 4 – 7 лет.

1. Рисунок человека.

2. Рисунок сказочного животного.

3. Дорисовывание (тест Торренса).

4. Что может быть одновременно.

5. Запоминание 10 картинок.

6. Запоминание 12 слов (или простейшая пиктограмма).

7. Исключение 4-го (картинки).

8. Последовательные картинки.

9. Самое непохожее (тест Венгера).

10. Перцептивное моделирование.

11. Кораблик для детей (4—5 лет – рыбка, тест Венгера).

12. Дорожки (Полянки) (тест Венгера).

13. Матрица Равена (для детей 4—5 лет – серии А, А—В, для детей 5—7 лет – серии А—В, В).

14. Розенцвейг (12 картинок).

15. CAT.

16. Лесенка.

Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов и поведения. У ребенка, как и у взрослого, по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Саморегуляция – возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности.

Основные задачи психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психологическим сопровождением естественного развития ребенка, которое включает развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций.

Произвольная саморегуляция у человека осуществляется на уровне слов, понятий, волевых усилий, внутренних планов, представлений конечных результатов своих действий. Поэтому развитие самоощущения, самопонимания, самосознания – первый этап тренировки психической произвольности. Второй этап тренировки психической произвольности – научиться изменять свою психическую жизнь в желаемом направлении.

У маленьких детей произвольное внутреннее внимание совсем не развито, в регуляции психической жизни преобладают непроизвольное внимание, внешние стимулы и контроль со стороны. По мере созревания мозговых структур и определенных нервных механизмов у ребенка появляются возможности самому управлять своим поведением. Этому процессу можно способствовать, создавая условия для деятельности и тренировки растущих и созревающих функций ребенка. Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в этих сферах.

В двигательной сфере:

– умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

– умение различать и сравнивать мышечные ощущения;

– умение определять соответствующий характер ощущений (напряжение – расслабление, тяжесть – легкость и т.д.), характер движений, сопровождаемый этими ощущениями (сила – слабость, резкость – плавность, темп, ритм).

В эмоциональной сфере:

– умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;

– умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.);

– умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;

– умение произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

В сфере общения:

– умение улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;

– сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать – прочувствовать его эмоциональное состояние);

– умение отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

В поведении:

– умение определять конкретные цели своих поступков;

– умение искать и находить, выбирая из множества вариантов средства достижения этих целей;

– умение проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств или прошлых аналогичных ситуаций;

– умение предвидеть конечный результат своих действий и поступков;

– умение брать на себя ответственность.

В развитии у детей описанных умений большое значение имеет возможность испытать различные варианты действия для того, чтобы научиться делать выбор. Именно выбор поступков или действий – первый шаг на пути развития произвольного (согласно со своими желаниями, волей) управления поведением.

Развитие основ произвольности психической регуляции у детей включает приемы психогимнастики, эмоционально-коммуникативного, поведенческого и актерского тренингов, аутотренинга и элементы групповой психотерапии.

Занятия проводятся в форме игр-драматизаций на увлекательные для детей темы, например, “В гостях у Бабы-Яги” или “Путешествие на машинах к морю”.

Персонажами игры становятся сами дети или ведущий (воспитатель, педагог). Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу: умению управлять собой.

Элементами игр являются специальные упражнения, объединенные в группы, направленные на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах психики. Группы упражнений всегда одни и те же: на движение, эмоции, общение, поведение. Структурное построение занятия, т.е. деление упражнений на группы согласно их направленности, необходимо для облегчения включения и удержания детского внимания – произвольного внутреннего и внешнего – и для удобства контроля этого внимания со стороны учителя. Каждое упражнение включает фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент этой триады. Играть можно с детьми любого возраста. Тематика игр и сложность задач в упражнениях с возрастом меняются.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, “разогреть” внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняются несколько упражнений-игр на внимание и подвижная игра.

Упражнения-игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания также самые разные: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и т.п. Например: “Что изменилось в этой комнате?”, “Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?”, “С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?”, “Кто к тебе прикоснулся?”, “Кто крепче всех пожал руку?”, “Какой предмет самый большой, самый теплый, шершавый?”, “У кого из детей белые носочки?”, “Кто самый веселый (грустный)?”, “Какие зверюшки есть в этой комнате?”.

Подвижные игры могут быть любыми. Единственное требование – они всегда должны быть интересны детям и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакт.

В Приложении 3 дан практический материал психопрафилактических занятий с детьми дошкольного возраста.

Традиционно психологическая помощь детям-дошкольникам сконцентрирована вокруг их подготовки к школе. Способствуя развитию произвольности психических процессов, их регуляции, управлению поведением, оказывая помощь в профилактике, диагностике и коррекции недостатков детского развития, психолог вносит значительный вклад в развитие личности ребенка, его социализацию и в том числе в подготовку к успешному обучению в школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: