Примерное содержание занятий тренинга коммуникативных умений

1-е занятие. Знакомство с принципами и правилами работы в группе

1. Представление.

2. Правило группы.

3. Мой благородный поступок.

4. Список личных претензий.

5. Диагностика общительности.

6. Домашнее задание “Мой стиль общения”.

7. Анализ итогов “Откровенно говоря”.

2-е занятие. Самоанализ качеств, важных для межличностного общения

1. Комплимент.

2. Анализ домашнего задания “Мой стиль общения”.

3. Список качеств, важных для общения.

4. Угадывание мыслей и чувств “Экстрасенс”.

5. Принимаю решение по изменению...

6. Анализ итогов.

3-е занятие. Развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров

1. Нетрадиционное “невербальное” приветствие.

2. Домашнее задание “Мой лучший друг”.

3. Грани нашего сходства.

4. Игра “На воздушном шаре”.

5. Оценка группы по коммуникативным качествам.

6. Я в тебе уверен.

7. Анализ итогов.

4-е занятие. Способы самоанализа и самокоррекции

1. Волшебные слова.

2. Анализ дневников “Мой тип общения”.

3. Контакты с новыми людьми.

4. Эксперимент “Дилемма узника”.

5. Анализ событий в группе.

6. Анализ итогов.

5-е занятие. Закрепление коммуникативных навыков, настрой на будущее

1. Комплименты “Мне очень нравится, когда ты...”.

2. Анализ дневников “Мое общение”.

3. Повторная диагностика общительности.

4. Психологический чемодан “Что собрать тебе в дорогу?”

5. Самоанализ “Больше всего мне нравится, когда партнер по общению...”.

6. Подведение итогов тренинга.

Позиция психолога на протяжении всех занятий – это позиция доброжелательного и понимающего друга, помогающего каждому участнику стать самим собой и создающего для этого благоприятные психологические условия. Для этого психолог организует обсуждение и принятие правил групповой работы, знакомит с ее целями и задачами, следит за их выполнением, отвечает на вопросы, постоянно отслеживает динамику группы и эмоциональное состояние ее участников, и, в случае необходимости, оказывает им психологическую поддержку. После каждого занятия подводятся итоги и дается домашнее задание.

Одна из форм работы с подростками – урок психологии.

На уроках психологии можно дать ребенку знания о нем и научить получать эти знания; помочь ему стать социально адаптированным; развивать рефлексию как процесс познания и понимания себя и других; способствовать личностному росту подростка, самоопределению и поиску жизненных ценностей; создавать условия для раскрытия творческого потенциала; дать некоторые сведения о психологических функциях, процессах и образованиях; совершенствовать коммуникативные умения и обогащать поведенческий потенциал подростков.

Вполне понятно, что классическая форма преподавания не позволяет эффективно решать эти задачи. Поэтому рекомендуется использовать лекции, психодиагностические практикумы, экспрессивные методы творческого самовыражения, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, имитационные игры. Уроки не следует ограничивать четкими рамками программного ведения, так как в намеченный замысел могут вноситься изменения по ходу занятия.

Особо следует сказать о роли преподавателя психологии. Она достаточно сложна, так как включает в себя функции педагога, психолога, руководителя малой группы и ее участника одновременно. Как учитель, преподаватель психологии дает теоретические знания, организует и направляет групповую дискуссию по обсуждению различных психологических проблем.
Как психолог он грамотно осуществляет все диагностические процедуры, их анализ и интерпре-тацию, таким образом, чтобы это служило и целям обучения, и в то же время способствовало созданию обстановки доверия на занятии. Он организует групповую рефлексию и осуществляет функцию оказания поддержки. Как руководитель малой группы психолог осуществляет руководство всем процессом, меняя творчески различный стиль руководства. Как член группы он наравне с ребятами принимает участие во всех играх, упражнениях, творческих заданиях.

Конспект урока (1-й год обучения, 8-й класс)

Цель: знакомство с психологией – наукой о душе, о внутреннем мире человека.

Ход урока: 1. Приветствие.

– Какие предметы вы изучаете?

– Есть ли предмет, где изучается человек?

– Есть ли предмет, где бы вы узнали себя?

Почему вводится предмет “Психология”? Его цель: изучение человека, получение знаний о себе, своем внутреннем мире и применение этих знаний к собственной жизни.

2. Давайте познакомимся (игра).

За 3—5 мин. в свободной форме опишите свое впечатление о психологе и отношение к нему. Желательно отразить как положительные, так и отрицательные впечатления анонимно. Затем психолог зачитывает ответы, доброжелательно их комментируя и систематизируя (внешность, личностные качества, манера поведения, стиль преподавания). Проводится анализ первого впечатления о человеке и его особенностей у разных людей. Самопрезентация учащихся (фамилия, имя и характерные качества).

3. Беседа о психологии.

Психология – наука о душе. Что такое душа? Есть ли душа у человека? Что такое душевный человек, болит душа, душа ушла в пятки, задушевный разговор?

4. Пятиминутка о психологии (в течение 5 мин. написать слова, которые относятся к психологии).

5. Демонстрации психологических опытов: “хромая обезьяна”, “маятник”.

6. Диагностика (шкала самооценки Дембо – Рубинштейн: параметры здоровья, ум, характер, счастье, память, внимание, воля, воображение, речь, общение, доброта, самоуважение).

Итоги: о чем говорили сегодня.

Домашнее задание: объяснить слова “душевный друг”, “душевная болезнь”, “бездушный”.

К моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь, что предполагает наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и способность к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включиться в деятельность и осуществлять ее на творческих началах. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования раннего юношеского возраста.

На личностном и межличностном уровнях возникают следующие проблемы:

– проблема самосознания;

– проблема личностного роста;

– неадекватный уровень притязаний;

– несформированность жизненных планов;

– несформированность потребностей;

– несовпадение учебных и профессиональных интересов;

– низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и т.д.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общественное производство. Поиск профессии – важнейшая проблема юности.

Центральным, основным направлением работы психолога со старшеклассниками является помощь в определении жизненных планов, прояснении временной перспективы, которая представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, стремления, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим, в профессиональном и личностном самоопределении.

Характерными особенностями нашего времени являются смещение ценностей профессий, динамика (изменение или даже извращение) смыслов труда. Молодежная безработица снижает возможности выбора профессии, свободу маневра самоопределяющегося человека. Исследования, проведенные на факультете психологии МГПУ (Прикладная психология. № 3. 2001. Стр.19), показали состояние неопределенности и растерянности у большинства учащихся, несформирован-ность психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности, отсутствие проектов собственного будущего, пассивное отношение учащихся к результатам психодиагностических обследований.

Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками и юношами – это всемерное содействие пробуждению собственной активности молодого человека. Специалисты в этой области делают попытки уйти от традиционной диагностико-рекомендательной схемы профконсультации, когда подростка или юношу сначала обследуют с помощью разнообразных диагностических методик, а затем, после анализа полученных данных, профконсультант выдает клиенту рекомендацию, в лучшем случае – несколько вариантов таких рекомендаций. Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов активизации. Например, выделяются следующие этапы организации активизирующего консультационного взаимодействия (Пряжников Н. С., 1996).

Предварительный этап, еще до встречи со школьником, на котором консультант должен познакомиться с предварительной информацией об учащемся и на основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профконсультационную гипотезу – определить проблему и наметить пути ее решения.

1 этап. Общая оценка ситуации консультирования по следующим составляющим: особенности данного учащегося (в чем он сам видит проблему), условия консультирования (насколько они позволяют решать проблемы учащегося), самооценка профконсультанта (насколько он готов помочь данному школьнику). На этом этапе важно не столько исследовать учащегося, сколько помочь ему сформулировать собственную проблему, поэтому особое значение имеет организация эмоционально-доверительного контакта со школьником и такое последовательное развитие этого контакта: вначале – максимальная доброжелательность, далее – доброжелательность и конструктивность, в завершение консультации – доброжелательность и оптимистическое настроение.

2 этап. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблеме клиента и возможные пути и средства решения этой проблемы.

3 этап. Совместное с учащимся уточнение проблемы и целей дальнейшей работы. Данный этап может занять достаточно много времени, но он является принципиально важным. Смысл его заключается в том, чтобы и профконсультант, и клиент (школьник) вместе работали над единой проблемой.

4 этап. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т.е. оставался субъектом самоопределения.

Работа на данном этапе предполагает решение следующих основных задач

Первая задача – информационно-справочная, может быть решена с помощью профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и т.п.

Вторая задача – диагностическая, направленная в идеале на самопознание юноши/девушки, может быть решена с использованием несложных, понятных клиенту психодиагностических методик.

Третья задача связана с морально-эмоциональной поддержкой самоопределяющегося молодого человека. Здесь могут быть использованы приемы и техники, заимствованные из психотерапии и консультативной психологии, а также специальные игровые профконсультационные методики (Н.С. Пряжников, Н.В. Самоукина). Цель такой работы – вселение в юношу оптимизма, уверенности в себе, а также проигрывание в специальных процедурах сложных моментов, связанных с самоопределением.

Четвертая задача связана с принятием конкретного решения.

5 этап. Совместное подведение итогов, что важно как для развития рефлексии учащегося, так и для развития рефлексии самого профконсультанта.

Конечно, предлагаемая схема не должна рассматриваться как некий неизменный алгоритм. Она может значительно видоизменяться в зависимости от каждого конкретного случая, но принципиально важен в ней акцент на пробуждение собственной активности молодого человека.

Основные приоритеты в профессиональном и личностном самоопределении, соответствующие современной ситуации, можно определить следующим образом.

1. Постепенное формирование у подростков и юношей умения прогнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношению к довольно ограниченному числу профессий (юрист, экономист, фотомодель, менеджер, телохранитель и т.п.).

2. Помощь в нахождении личностных смыслов не только по отношению к привлекательным выбираемым профессиям, но и по отношению к профессиям, которые приходится выбирать вопреки первоначальному желанию. Если профессиональное самоопределение бывает подвержено влиянию объективных факторов, то личностное и ценностно-нравственное самоопределение чаще зависят от самого человека. Для психолога-практика важно понять или прочувствовать важность данных приоритетов, а также постараться подобрать адекватные средства для формирования у старшеклассников готовности к более полноценному самоопределению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: