Целевая установка: выяснить, какие имеются достижения в семейном воспитании; выяснить, в какой помощи нуждаются родители.
Алгоритм проведения
1. Сообщение целевой установки.
2. Деление родителей-участников на микрогруппы.
3. Консультации по заполнению диагностических анкет.
4. Заполнение анкет каждым участником, работа аналитиков групп.
5. Ознакомление групп с итогами диагностирования.
Анкета родителя
Ф.И.О. ученика ___________________ класс _________Дата___________
1. Что в характере вашего ребенка вас радует, вызывает удовлетворенность (подчеркните соответствующее):
А
1) хорошие способности к учению
2) хорошая работоспособность на уроке
3) хорошие память, внимание
Б
4) сильная воля, уверенность в себе
5) дисциплинированность, вежливость, послушание
6) умение быть всегда в хорошем настроении
7) доброта, чуткость, внимательность к людям
8) умение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями
В
9) умение вести себя в обществе
10) отсутствие мстительности, злопамятности
|
|
11) умение трудиться, трудолюбие
12) скромность
2. Что в характере вашего ребенка вас огорчает, в чем ему необходима помощь (подчеркните соответствующее):
А
1) слабые способности к учению
2) низкая работоспособность на уроке
3) плохие память, внимание
Б
4) недисциплинированность, грубость, непослушание
5) слабая воля, неуверенность в себе
6) неумение держать хорошее настроение
7) озлобленность, жестокость, невнимание к людям
8) неумение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями
В
9) неумение вести себя в обществе
10) злопамятность, мстительность
11) неумение трудиться
12) излишняя скромность
После заполнения диагностических анкет составляется диагностическая карта, где зафиксировано количество проблем, вызывающих затруднения родителей (таблица 3).
Таблица 3 Диагностическая карта родителей
Приведенные в таблице общие данные по классу свидетельствуют о том, что родители учащихся больше всего затрудняются в развитии познавательных и волевых процессов и навыков общения. Получив эти данные, психолог сможет составить программу психологического семинара и групповых консультаций для родителей. Причем есть возможность привлечь помощников из числа самих родителей, которые заявили в своих анкетах об имеющемся положительном опыте воспитания тех или иных качеств. Желательно, чтобы данные подтвердились и учителями и классными руководителями. С итогами диагностирования следует ознакомить совет школы (родительский комитет).
Для исследования особенностей воспитания и взаимоотношений в семье применяют психодиагностические методики.
|
|
Так, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания.
Потворствующая гиперпротекция –воспитание ребенка, при котором родители стремятся освободить его от малейших трудностей, потакают любым желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Так называемое воспитание “кумира семьи”. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.
Доминирующая гиперпротекция – воспитание ребенка, проявляющееся в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к усилению реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя
Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу “Золушки”. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их “заместители” – мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит “стена” эмоциональной холодности и враждебности.
Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.
Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль “главы семьи”. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми.
Особенности стиля воспитания можно исследовать при помощи опросника АСВ. Отношение ребенка к членам всей семьи, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье изучают при помощи теста “Кинетический рисунок семьи” (Приложения 4, 5).
2 РАБОТА ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ “ГРУППЫ РИСКА”