Глоссарий

№ п/п Новое понятие Содержание
1 Аддиктивное поведение нарушение адаптации в подростковом возрасте, характеризующееся злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами
2 Внутренняя позиция школьника система потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как внутренняя потребность (“Хочу в школу”)
3 Воспитание родителей накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций и воспитанию детей
4 Временная перспектива в разной мере осознанные надежды, планы, стремления, притязания, связанные с более или менее отдаленным будущим, в профессиональном и личностном самоопределении
5 Гнозис познание предметов, явлений, их смыслового значения
6 Госпитализм явление, возникающее в закрытых детских учреждениях, где котором из-за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии
7 Девиантное поведение система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам
8 Депривация (от deprivation – потеря чего-либо) – систематическое угнетение жизненно важных потребностей или же их удовлетворение по дефицитарному принципу
9 Деструктивно-агрессивное поведение поведение, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней
10 Деструктивно-компенсаторное поведение поведение, при котором перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям
11 Доминирующая гиперпротекция воспитание ребенка, проявляющееся в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях
12 Жертва насилия любой, кто вовлекается в отношения насилия путем обмана или давления
13 Компенсаторно-иллюзорная форма поведения форма поведения, при которой неудовлетворение потреб-ности и притязания, устойчивый психологический диском-форт подростка находят выход в искусственном возбуж-дении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами
14 Отклонения в поведении детей и подростков особенности поведения и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность)
15 Педагогическая запущенность отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов
16 Потворствующая гиперпротекция воспитание ребенка, при котором родители стремятся освободить его от малейших трудностей, потакают любым желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других
17 Праксис способность к выполнению целенаправленных автоматизи-рованных двигательных актов
18 Пренебрежение отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является нуждающимся, бездомным, живет в физически опасном окружении
19 Саморегуляция возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности
20 Сексуальное злоупотребление использование ребенка для целей сексуального удовлетво-рения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва
21 Симптомокомплексы сочетание взаимообусловленных симптомов.
22 Социальная запущенность в детском возрасте неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями
23 Социально-педагогическая запущенность состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе “Я”
24 Социально-психологический тренинг форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников
25 Страх аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия
26 Суицид самоубийство, совершаемое человеком под воздействием острых психотравмирующих ситуаций
27 Тревога эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы
28 Физическое насилие преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий, например, нанесение ударов кулаком, ногой, колющих ударов, прижиганий
29 Школьная дезадаптация образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии
30 Школьная тревожность форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка, выражающаяся в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников

Рабочий учебник в соответствии с балансовым методом проектирования образовательных программ содержит:

30 – приведенных понятий;

1 – дифференциальную компетенцию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: