Диалектический метод мышления

Остановимся на характеристике диалектический метод исследования. Его специфика состоит в том, что мысль философа отслеживает взаимосвязи исследуемого объекта во всём их многообразии, поскольку именно через взаимосвязи раскрываются свойства познаваемого объекта, а осмысление этих свойств позволяет выйти на понимание его сущности (здесь проявляется диалектика внешней и внутренней сторон изучаемого объекта).

Ф.Энгельс писал: «Диалектика берёт вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении». Этот подход соответствует окружающей человека природе, которая является «пробным камнем диалектики». «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу, или историю человечества, или нашу собственную духовную деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которых ничто ни остается неподвижным и неизменным, а все движется, изменяется, возникает и исчезает. Это понимали уже древние греки». Эти мысли нашли отражение в работе Ф. Энгельса «Общие замечания к Анти-Дюрингу».

Первые подходы к пониманию сущности диалектического метода разработал Сократ, древнегреческий философ, который жил в Афинах (ок. 470-399г.г. до н.э.). По словам Аристотеля, Сократ впервые стал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения (индукция – это движение мысли от отдельных свойств объекта через мысленное обобщение их к пониманию сущности изучаемого объекта). Причем средством (методом) нахождения истины и выработки понятия для обозначения сущности объекта были у Сократа диалогические беседы. Анализ этих диалогических бесед дан в работе Н.В. Мотрошиловой «Рождение и развитие философских идей». Она анализирует диалог текст диалога в трактате Платона «Протагор». В нём Сократ и Протагор размышляют о том, чему и как учить людей, чтобы они обрели государственную мудрость и способность управлять обществом.

Протагор говорит: «Единое, в чём надо участвовать всем гражданам, - это справедливость, рассудительность и благочестие, это добродетели, которым люди учат друг друга». Но при этом возникает вопрос: что такое справедливость? Один из участников дискуссии, опираясь на мнение поэта Симонида, говорит: «Справедливо отдавать каждому должное».

Сократ соглашается, но в тоже время этот ответ его не удовлетворяет, ибо он расплывчат, не точен. Сократ говорит: «Справедливо делать что-то хорошее своим друзьям, однако в этом случае справедливость выступает как нечто воровское: направленное во вред врагам, но на пользу друзьям». А как быть, если друзья люди непорядочные, а враги люди вполне достойные? «Тогда может быть, признать справедливостью добро, сделанное друзьями при условии, что они хорошие люди, и зло сделанное врагам, если они – люди негодные» –говорит Сократ. Когда с ним соглашаются, Сократ опять спрашивает: «Разве можно считать справедливым человека, который делает что-либо негодное даже по отношению к негодным людям? Справедливый человек не должен вредить кому бы то ни было».

Сторонник сильной власти Фрасимах говорит: «Справедливость – это то, что пригодно сильнейшему. Во всех государствах независимо от их политического устройства, справедливым считается то, что пригодно существующей власти».

Сократ, рассуждая о государственном правителе по аналогии с врагом приходит к выводу, что управитель должен делать не то, что выгодно ему самому, но то, что пригодно подчиненным и что им подходит». И все увидели, что прежние объяснения справедливости обратились в свою противоположность. И справедливый человек, вставший у кормила власти и заботящийся о благе своих подданных, проиграет. Он не получает тех преимуществ, который имеет человек несправедливый. Поэтому несправедливость сильнее справедливости – в ней больше силы, свободы, властности. Несправедливость целесообразна и пригодна сама по себе и справедливость – это то, что присуще сильнейшему.

На этот убийственный довод Сократ отвечает: все люди мастера в том или ином деле, и все они сообща участвуют в общем деле, которое приносит им пользу. И справедливость состоит в том, чтобы «ладно применять своё искусство быть полезным людям, это питает человеческую гордость и порождает уважение сограждан».

Сократ учил своих учеников исследовать явления, опираясь на свой жизненный опыт, что позволяло им видеть эти явления во всем многообразии их связей и отношений и угадывать за внешними свойствами внутреннюю сущность. Сократ считал, что человек сам должен научиться отвечать на жизненно важные для него вопросы. И чтобы помочь людям самостоятельно мыслить, он разработал диалектический метод мышления, который назвал «майевтика». Он спрашивал у сведущих людей их мнения по разным вопросам. У стратега он спрашивал, что такое мужество, у софиста, что такое мудрость. Сократ наводящими вопросами помогал собеседнику увидеть за внешними свойствами объектов их глубинную сущность. Сделать первоначальное мнение более полным и соразмерным объекту, то есть выявить его сущность, а затем соотнести его с определенным понятием. Метод исследования Сократа включает пять этапов:

1) Сомнение как форма философско-этической рефлексии. «Я знаю то, что я ничего не знаю, - говорил он, обращаясь к собеседнику, или собеседникам, но вы не знаете даже этого». Тем самым он подчеркивал неполноту или ограниченность того знания, которое люди осваивают в процессе повседневного опыта. Исходные противоречия процесса познания определяются:

Ø противоречием между внутренними и внешними свойствами объекта;

Ø противоречием между содержанием и формой объекта;

Ø противоречием между сущностью и свойствами объекта.

2) Ирония - выявление противоречия, присутствующего в знании на уровне всеобщей закономерности и частного случая её проявления.

3) Майевтика - преодоление противоречия на основе снятия покровов повседневного опыта с сущности вещей.

4) Индукция – движение мысли на основе логических размышлений от частного случая к выявлению общих закономерностей на основе осмысления эмпирического материала.

5) Дефиниция - окончательное определение сущности исследуемого явления и закрепление за ним соответствующего понятия.

Для Сократа истинной добродетелью является знание, которое способно сделать поведение человека нравственно ответственным и достойным. Он не допускал того, что человек может владеть знанием истинно достойного поведения и в то же время вести себя недостойно.

Таким образом диалектика - это искусство вести спор с целью выяснения истины. Диалектический метод позволяет глубоко и полно исследовать сущность вещи, потому что его применение позволяет рассматривает вещь следующим образом:

Øна основе внутренне присущих ей противоречий (справедливость по отношению к одному человеку, включает в себя несправедливость к другим);

Øво взаимосвязи с другими явлениями;

Øв динамике, развитии своих возможностей;

Øв единстве бытия и небытия, существования и несуществования.

Такова природная сущность вещи и эта сущность схватывается мыслью ученного и диктует направление его мыслительных операций с целью операционального раскрытию этой сущности. Соответственно диалектика имеет две стороны:

1 Диалектика природа (объективная диалектика, поскольку связи и отношения в природе складываются объективно, независимо от человека).

2 Диалектика мышления (субъективная диалектика, отражающая в мысленных образах связи и отношения природного мира).

Диалектический метод мышления опирается на следующие исходные принципы:

Ø принцип всеобщей связи, то есть каждое явление связано с другими явлениями; на основе анализа этих связей философы выходят на понимание сущностей исследуемых явлений;

Ø принцип развития, источником которого является внутренне присущие исследуемому явлению противоречия между явлениями и сущностью, формой и содержанием и др.

Ø принцип причинности, определяющий условия возникновения и развития исследуемого явления;

Ø принцип системности, позволяющей выявить те необходимые достаточные условия, при которых возникает явление и которые определяют его сущность.

Применение диалектического метода мышления позволяет выявить закономерности возникновения, функционирования и развития природного и социального мира, а также человеческое мышление. Эти закономерности отражены в законах диалектики, которые были разработаны с позиции объективного идеализма Гегелем. Их три:

Ø закон единства и борьбы противоположностей, позволяющий осмыслить источник развития;

Ø закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (механизм развития);

Ø закон отрицания отрицания (направленность развития).

Принципы исследования, а также законы и категории, при помощи которых исследуются явления, совокупности представляют собой целостную теорию, применение которой для решения познавательной или практической деятельности позволяет рассматривать её как адекватный природе метод познания и преобразования человеком окружающего его мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: