Вопрос 36. Евангельское учение в притчах. Употребление слова «притча» в Евангелиях. Евангельская притча как жанр. Цель учения притчами

Вопрос 37.Апостолы и ученики Христовы. Церковь в Четвероевангелии. Призвание, наставление, задание и полномочия святых Апостолов. Исповедание Апостола Петра как итог Галилейского периода служения Господа. Исповедание мессианского достоинства Иисуса Христа – основание Церкви. Связь события с Преображением Господним. Личность святого апостола Петра в Четвероевангелии, проблема его первенства. Речения о Церкви (Мф 16:18; 18:17). Значение Двенадцати для устроения Церкви. Евангелие от Иоанна о Церкви.


Слово «Церковь» (славянское) происходит от славянской звукоподражательной передаче оборота греческого «киракон», «кюриос айкон» - дом Божий. Послания апостола Павла, Церковь как дом Божий. Это слово встречается в Четвероевангелии лишь 2 раза (!!!).

Эклиссиa – по-гречески значит, собрание. Сейчас под экклисией понимается Церковь. В Кирилло - Мефодиевской традиции слово было передано не дословным калькированием («собрание»), а оказалось переведено как специфический термин – Церковь.

1. Мф 16: эпизод исповедания ап. Петра. «За кого меня почитаете? Ты Христос. – Блажен ты, Сомин… и на сем камне созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». 2. Мф. 18 глава. Об обличении грешного брата. «Если и тогда не послушает, то поведай Церкви». Это место входит в противоречие с эпизодом, в котором Петр спрашивал, сколько раз надо прощать. 7 раз по 70, т.е. бесконечно. Ни у кого, кроме Мф нет даже единого слова «экклесия», и исповедание Петра только у Мф.

Значит ли это, что апостолы не имели представление о Церкви? Идея собрание присутствует в Четвероевангелии весьма отчетливо. Иисус сам избирал себе определенное число учеников, 12. Это отсылка к Священной истории израильскоо народа. Там, где семейство Авраамово оформилось в народ, 12 колен Израилевых. Итак, параллель очевидна. Говоря о стаде овец, Иисус недвусмысленно говорит о необходимости общности (Ин. 10. О добром пастыре). В синоптических Ев. тоже присутствует образ пастыря. Говоря о своей готовности оставить 99 овец ради одной, Иисус (который для них и пастырь и дверь) снова выражает образ общности, собирания. Образ виноградной лозы. «Аз есмь истина виноградная лозы, а вы – ветви», эпизод прощания после Тайной вечери. Невозможно помыслить лозу без ветвей, равно как нет ветвей без лозы. Итак, должно присутствовать внутренне органическое единство, приносящее плод.

Итак, концепт Церкви присутствует в Четвероевангелии в разных пластах предания, пусть терминологически слово встречается лишь дважды, речь о собрании идет. Едины ради одного.

Структурированность. 12 и 70 учеников. Проповедь и миссия 70-и описана только у Луки. Последователей Христа было более 500 (1-е к Коринфянам, 15). Явление Господа воскресшего. Это те братья, которые были последователями Христа от времени Крещения Иоанова, до Его смерти и воскресения. Иерархия. В НЗ 4 списка 12 апостолов. 3 списка – в синоптических евангелиях, 4-ый – в книге Деяний. Все списки разные (в отношении имен и их порядка). Но первые имена трех четверок не перемешиваются (1, 5, 9). Везде: 1 – Петр. 5 – Филипп, 9 – Иаков Алфеев. Последний – Иуда Искариот. Почему так, мы не знаем. 1-ая четверица: Петр, Андрей, Иаков Заведей, Иоанн. Троица апостолов встречается 3 раза: на Фаворе (кроме Андрея), дочь Иаира, в Гефсиманском саду. Генисарецкое озеро, после чудесного улова (чудесный улов раньше, Иисус позже их встретил и позвал за собой, «Сделаю вас ловцами человеков» - церковная жизнь и рыбная ловля.). «Подобно Царство Небесное неводу». Вот оно Царство, которое приобретается ловцами человеков. Насыщение 5 тысяч – праобраз Евхарестического церковного общения. Апостолы рассадили людей по 150 человек – иерархия. Единство вкушающего с дающим уподобляется единству Отца и Сына внутри Святой Троицы (Ин, 6, Беседа о хлебе небесном).

Апостол Петр. В Новом Завете – прим. 200. Ап. Павел – 160 раз. Все остальные – 140 раз – меньше, чем одного только ап. Петра. Богословская идея: роль апостола Петра совершенно очевидна в НЗ-м корпусе специфическая. Только у него Иисус меняет имя. Игра слов (имя – камень) только на греческом языке. «Ты есть Петр, и на сем камне созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее».

Какое-то время Иисус жил и питался в доме Петра. В Деяниях Лука многократно указывает первенство Петра. Выбор нового апостола Матфея и др. Возвещения Петра от лица всех, ответ Спасителю. «Петр и иже с ним». У католиков: 1. Мф 16. Исповедание ап. Петра как доказательства необходимости папства и Папы как наследника Петра, ибо вечно необходимо склеивание и собирание. 2. Лк 22. Петру надлежит некогда обратившись, наставить своих братьев. 3. Ин. 21. Явление Господа на озере Тивериатском. Троекратное вопрошение «Любишь ли меня, Петр? Паси овцы Моя». Разделение Церкви на учащих и учащихся. Агнцы и овцы.

Православие: Петр обладает первенством в смысле авторитета, но не в смысле юрисдикционном. 1. Апостол Петр исповедовал общую веру. Начало и конец разговора ведется со всеми апостолам. 2. Это свойство Петра может быть утрачено. После слов «Блажен ты, Симон», когда Петр заговорил о том, что не должно быть страстей, Иисус говорит «Отойди от меня, сатана». Кончается ублажение, когда кончается стояние в вере; кончается единство, когда было троекратное отречение. 3. Рядом с Петром находится ап. Иоанн Зеведеев. В Деяниях ап. Петру соседствует Иоанн Зеведеев. Регулярно соседствует с безымянным. Эпизоды из Ев. Ин. Один из учеников соседствует Петру на Тайной Вечере. Петр склоняется над ним и просит спросить, кто предатель. Этот же безымянный заводит Петра во двор к первосвященнику, он же остается на Голгофе, слышит слова «Жено, се Сын твой…». Этот апостол – не Петр. Не о нем говорится, что он будет пребывать до второго пришествия.? Не знаем, но наверное, не случайно три раза сказано.

В Евангелиях личности первоверховного апостола Петра соседствует и по контрасту оттеняет совершенно особо первый в любви, а не по авторитету, апостол Иоанн. Итак, в Церкви и петровство пребывает во веки, как стояние в вере, и иоановость пребывает, как свидетельство стояния в любви. Без этого нет церковного общения. Вот евангельский ответ на проблему первенства. Эту проблему Иисус снимает: «кто из вас первый, да будет всем слугой». Первенство Петра оттеняется первенством в любви Иоанна.

Обязательно помнить:

1. Община Христа – 500.

2. Слово «Экклесия» в 4Ев. только 2 раза у Мф: 16, 18 гл.

3. Павел не входит в число 12-ти. Знать 12 апостолов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: