Конфликт – столкновение двух и более сторон. К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником и т.д., а также межгрупповые конфликты. Педагогические конфликты имеют свои специфические особенности, главная из которых состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций.
Причины педагогических конфликтов:
1) Противопоставление социально-ролевых позиций (один обучает, другой обучается)
2) Противопоставление целей, интересов
3) Психологическая несовместимость
4) Наличие внутренних конфликтов
5) Отсутствие коммуникативной культуры (нетерпимость друг к другу, неумение слушать, бестактность, грубость).
Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Для более успешного разрешения конфликта необходимо:
1) Определить проблему конфликта в общих чертах
2) Выяснить, кто вовлечен в конфликт
3) Определить подлинные потребности и опасения каждого из участников конфликта.
Виды педагогических конфликтов:
|
|
1) Системные конфликты – это конфликты, в основе которых лежат противоречия, возникающие в процессе функционирования образования как системы; могут носить экономический, организационный, политический, этнический, духовный характер.
2) Процессуальные конфликты (педагогические конфликты, в основе которых лежат противоречия, возникающие в образовательном процессе)
3) Результативные конфликты (возникают в основе противоречий реального и идеального результатов конфликта).
Педагогическая конфликтология – это специфическая область конфликтологии, целью которой является изучение закономерностей возникновения, развития и завершения конфликтов в образовании, а также разработка и практическое применение способов их конструктивного регулирования.
Предмет педагогической конфликтологии – факты, механизмы и закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов в образовании.
Объект педагогической конфликтологии – все три вида конфликтов в образовании.