Способности – это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. В основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями и на оборот.
Способности делятся на общие и специальные.
Природа общих способностей (интеллект, креативность, поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта, общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложностей.
Виды специальных способностей:
1) Умственные 2) учебные и творческие 3) математические 4)
|
|
конструктивно – технические 5) музыкальные 6) литературные 7) физические способности.
В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека, благодаря стрессовой реакции могут восстановиться, либо резко усилиться те или иные способности.
Принять выделять уровни развития способностей:
Задатки-способности – талант-гениальность
Существует также понятие одаренность – это высокие задатки, которыми природа награждает тех или иных людей.
Традиционно принято выделять также уровни развития способностей: 1) репродуктивный- человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществляет ее по определенному образцу. 2) творческий уровень развития способностей- на этом уровне развития способный человек создает новое, оригинальное.
Проблема современного выявления задатков и способностей очень важна, т.к. благодаря этому выбирается тот или иной жизненный путь.