Народовластие(суверенитет народа) как основа конституционного строя Российской Федерации

Ст. 3 Конституции РФ гласит:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Народ здесь понимается как единый неделимый субъект — источник права. Воля народа, выраженная в соответствующих юридических формах, является единственным и подлинным базисом государства, от нее исходят критерии на устройство государства и формы государственной власти.

Осуществление власти народа реализуется в двух формах — непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Под референдумом как формой народовластия подразумевают утверждение (или не-утверждение) путем тайного голосования граждан России властных решений, документов, согласие (или несогласие) с тем или иным действием парламента, главы государства или правительства. Гражданин РФ может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, а также ряда других обстоятельств. Юридическая форма референдума — это одна из гарантий свободного гражданского волеизъявления и народовластия.

Другая форма народовластия — это свободные выборы или участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления также путем тайного голосования.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов, образует избирательное право, которое обеспечивает выявление подлинной воли народа. Опосредованное народовластие осуществляется через органы государственной власти и органы самоуправления.

Конституция РФ устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.


18) Российская Федерация как социальное государство

Россия как социальное государство. Как и формула о России как правовом государстве, данное конституционное положение сегодня больше отражает стремление, цель, задачу стать таким государством, нежели уже достигнутую реальность. И тем не менее формулирование в Конституции РФ такого стремления, таких целей и задач имеет боль­шое значение, ибо без этого трудно рассчитывать на постепенное скла­дывание и утверждение у нас все большего числа общих черт социаль­ного государства и соответствующей этому социальной политики. По­ложения Конституции РФ направлены на то, чтобы политика государ­ства обеспечивала создание максимально возможных на данном этапе развития страны благоприятных условий и возможностей обеспечения достойной жизни и свободы человека, в том числе и путем регулирова­ния им социально-экономических сфер, а также защиты и поддержки малоимущих и слабо социально защищенных слоев населения. Ста­тья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация — «социаль­ное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В этой формуле обращает на себя внимание прежде всего указание на органическую взаимосвязь социального характера государства с его демократическим и правовым характером. В принципе и тоталитарное государство может обеспечить на какое-то время достаточно высокий материальный уровень жизни, но от этого оно не будет действительно социальным, ибо в последнем высокий или достойный уровень матери­альной обеспеченности населения не может достигаться за счет огра­ничения или подавления его свободы.
Социальный характер РФ находит свое выражение и в том, что, согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, государство обязуется обеспечить: охрану труда и здоровья людей; установление гарантированного мини­мального размера оплаты труда; государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; раз­витие системы социальных служб; установление государственных пен­сий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Кроме того, такой характер российской государственности более широко и подробно рас­крывается в ряде других статей Конституции РФ, характеризующих социальные права и свободы граждан и их гарантии (ст. 37—43), о ко­торых уже говорилось выше (см. § 6 гл. 4). Сказанным, понятно, не исчерпываются все направления социальной деятельности российско­го государства, которая включает, в частности, и такие меры, как бес­платное обеспечение малоимущих жильем, предоставление различных компенсационных выплат и др. Конституционные положения о соци­альной политике РФ конкретизируются и развиваются в целой серии специальных федеральных законов, например, «Об основах социально­го обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г., «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.,* «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г.** и др. Социальное обслужи­вание населения РФ осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: