Общие положения. Выпускающая кафедра ежегодно разрабатывает тематику дипломных работ, которая утверждается Ученым Советом юридического факультета

Выпускающая кафедра ежегодно разрабатывает тематику дипломных работ, которая утверждается Ученым Советом юридического факультета. К тематике предъявляется ряд требований. Первейшее из них – актуальность темы. Дипломант должен во введении обосновать актуальность выбранной темы. Дипломная работа является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет обосновать ее с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его теоретическую зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1–2 страниц показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Тема должна иметь выход на практику, чтобы дипломник мог ее собрать, анализировать и обобщать. Актуальность темы определяется социально-политическими событиями в России. Современное состояние науки, ее развитие может на первый план выдвинуть тему, являющуюся злободневной. Словом, актуальность темы дипломного сочинения студента – непременное к нему требование.

Другим критерием, которым следует руководствоваться при отборе темы для дипломной работы, является ее новизна. Сравнительно редко бывают обстоятельства, когда вся тема является новой. Чаще всего бывает так, что тема старая, давно известная науке, отраженная в монографиях и научных статьях, но в силу законов развития науки в ней появились новые стороны, которые ранее не были предметом тщательного исследования, а в данный момент требуют нового подхода, устранения в ней пробелов. Порой бывает и так, что в старой исписанной теме жизнь выдвинула новые аргументы, доказательства, которые надо собрать, проверить, теоретически проанализировать и обобщить.

Новизна доказательств – это чаще всего встречающаяся новизна в содержании дипломных сочинений. Наконец, новизна в старой, давно известной теме порой бывает результатом того, что эта проблема выдвинулась на передний край науки в силу новых процессов в социально-политической, экономической или культурной жизни нашего общества. Изменилась практика, и требуются размышления, теоретическое обоснование. Говоря о новизне как о качестве темы и содержания дипломного сочинения, следует подчеркнуть, что эта новизна должна отвечать уровню студенческого сочинения, а не кандидатской диссертации. Поэтому кафедра не ставит перед студентом задачу сделать открытие в науке или теоретически решать научную проблему, что под силу автору кандидатской диссертации.

Новизна диплома ориентируется на профессиональный уровень (и достаточно высокий) студента, а новизна диссертации сориентирована на уровень знаний ученого.

Кроме новизны темы, кафедра руководствуется следующими методическими правилами: тема должна быть достаточно широкая, проблемная и ее теоретические и практические стороны требуют самостоятельного анализа и обобщения. Узкие, частные или локальные темы для дипломного сочинения не годятся. Наконец, состояние и характер истоковедческой базы. Бывают темы актуальные, безусловно новые, достаточно широкие, но они не имеют достаточных для подготовки диплома источников.

Источниками дипломного сочинения являются:

1) литературные источники – монографии, научные статьи, учебная литература и иные произведения. Их должно быть достаточно, для того чтобы студент мог их прочитать, отобрать теоретические положения своей темы, систематизировать их, обобщить;

2) судебная, прокурорская, следственная, административная практика или практика органов государственной власти. Эта практика должна относиться к теме дипломного сочинения и требует изучения и обобщения. Есть темы, по которым вообще нет практики или она имеет недоступный для студента характер;

3) по некоторым темам – архивный материал. Здесь идет речь о тех архивных данных, которые еще не вовлечены в научный оборот. Студент может работать в архиве. Но он должен знать, что именно там искать, причем необходимо убедиться, что опубликованные материалы необходимых сведений не содержат;

4) к возможным источникам дипломного сочинения можно отнести социологические исследования, анкетированный опрос практических работников, беседы со специалистами – работниками правоохранительных органов. Некоторые дипломные работы без таких социологических исследований просто не могут быть подготовлены;

5) работы зарубежных авторов для проведения сравнительного правоведения.

Студент может использовать свои знания иностранного языка для ознакомления с источниками, не переведенными на русский язык. Он должен следить за специальной юридической периодикой.

Учебники и учебные пособия являются обучающим инструментарием. Они могут сориентировать автора на определение направлений, по которым можно исследовать выбранную тему. Но ориентировать свое исследование на учебники, тем более делать их конспект и ссылки не следует. Научная работа дипломанта должна быть основана на знании новой информационной базы, изложенной в научных статьях и монографиях. Приводя сведения из нормативно-правовой базы, необходимо делать ссылки на официальные письменные источники. Сведения, получаемые из Интернет-источников, не всегда являются достоверными, поэтому их можно использовать в целях общего развития, а приводить в тексте дипломной работы лишь ссылаясь на достоверные печатные источники.

Таким образом, для отбора тем дипломных работ нужен ряд критериев: актуальность, новизна, достаточная широта темы, наличие нужных источников, особенно практики.

Тема дипломной работы иногда может совпадать с темой курсовой работы, которую студент выполнял на младших курсах. Такая преемственность может быть полезной, ибо она позволяет углубленно работать в одном научном направлении. Увлеченность студента одной научной проблемой от первого до выпускного курса иногда порождает продолжение работы по этой теме над кандидатской, а затем и над докторской диссертацией. Иногда студент приходит на кафедру со своей темой, которой нет в кафедральном перечне. Если тема вписывается в изучаемый предмет науки и выбор ее студентом не случаен (например, сотрудник полиции или таможенных органов предлагает научно-прикладную тему по проблемам деятельности этих органов), то по решению заведующего кафедрой, студенту дается такая возможность писать диплом по своей теме.

Студент, ознакомившись с тематикой дипломных работ, выбирает тему диплома. Свое желание писать конкретную тему студент удовлетворяет письменным заявлением на имя декана юридического факультета (см. приложение 1). После того как получены все заявления от студентов, кафедра решает вопрос о научных руководителях темы, причем к одному преподавателю можно прикрепить не более 10 дипломантов. Первая встреча научного руководителя и дипломника должна проходить после выбора темы. Студент должен предварительно ознакомиться с литературой и составить черновой вариант плана. На первой встрече с научным руководителем уточняется задание студенту и сроки представления глав работы. Через 3–4 месяца, студент обязан представить научному руководителю рукопись выпускной квалификационной работы.

Руководитель не должен подменять студента: подбирать за него литературу (студент это должен делать самостоятельно), составлять за него план работы и даже диктовать ему целые страницы дипломного сочинения. Вместе с тем руководитель не должен предоставлять дипломнику максимальную самостоятельность, полагая, что студент все должен делать сам и незачем его контролировать и опекать. Такой самотек вреден и пользы не приносит. Кафедра считает, что научный руководитель должен характеризоваться тем, что он стремится поставить перед студентом научную проблему, создать проблемную ситуацию, систематически контролировать дипломника, и советы свои давать так, чтобы не подавлять самостоятельность студента.

Главным моментом научного руководства студентом является чтение дипломного сочинения сначала по главам (по мере подготовки), затем – целиком. При таком чтении фиксировать все допущенные студентом ошибки. Некоторые их них, главным образом технического и непринципиального характера, может исправить руководитель. Однако ошибки принципиального порядка, свидетельствующие о проблемах в знаниях студента, руководитель не должен исправлять сам. Ибо от этого знаний у студента не прибавится. Руководитель обращает внимание на них студента, указывает источники, с которыми обязан студент поработать, для того чтобы исправить пробел в знаниях. Законченная дипломная работа должна быть чисто перепечатана и сброшюрована. Внешний вид и оформление дипломной работы свидетельствуют об аккуратности студента. Работа подписывается студентом и сдается на кафедру.

В отзыве научного руководителя могут указываться не только положительные стороны дипломного сочинения, но и недостатки. Обязательно должна быть дана рекомендация к защите. Отзыв научного руководителя рассматривается кафедрой, и ее заведующий решает вопрос о допуске дипломного сочинения к защите в ГАК.

Кроме отзыва преподавателя – научного руководителя, нужна рецензия на дипломную работу. Такую рецензию может дать специалист по данной теме, не работающий в составе кафедры, при которой подготавливалась дипломная работа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: