Раздел II. Специфика деятельности и требования к личности специалиста в области физической культуры и спорта

Педагогические аспекты деятельности специалистов по физической культуре и спорту

План

1. Понятие педагогической деятельности, основные характеристики, этапы.

2. Компонентный состав педагогической деятельности.

3. Педагогическая культура специалиста ФК и С.

4. Индивидуальный стиль деятельности, общения, руководства.

Деятельность - специфически чело­веческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное измене­ние и преобразование.

Деятельность – это регулируемая сознанием психическая и физическая двигательная активность человека, вызванная социально – значимыми мотивами (А.Н. Леонтьев).

К числу основных характеристик деятельности относят:

· предметность – деятельность подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира;

· социальность – деятельность человекавсегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию;

· сознательность – в процессе организации и осуществления деятельности «сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую;

· активность, т.е. такое отношение к окружающему миру, которое способствует его изменению, причем это изменение окружающего мира может носить как стихийный, хаотичес­кий характер (например, активность животных), так и целе­направленный, целесообразный (деятельность человека);

· целесообразность, включающую в себя постановку цели и продуманное ее выполнение, а поскольку сознательную по­становку цели может осуществлять только человек, то выхо­дит, что деятельность может быть только человеческой.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе (педагогическая деятельность, как профессиональная, имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях).

Деятельность осуществляется в несколько взаимосвязанных этапов:

1. Подготовительный – заключается в постановке цели и задач, в создании ориентировочной основы деятельности, в разработке плана достижения цели и выборе способов ее достижения. На этом этапе осуществляется создание условий для успешного осуществления деятельности, психологическая настройка педагога, тренера по виду спорта на предстоящее занятие.

2. Исполнительный – связан с практической реализацией намеченного, с контролем за действием занимающихся, за своим поведением, с преодолением трудностей, возникающих по ходу занятия.

3. Оценочно – корректировочный – связан с оценкой достигнутого, с выявлением причин неудач на занятии, внесением коррекции в план деятельности при ее повторном повторении.

Н.В. Кузьмина в структуре педагогической деятельности выделяет пять взаимосвязанных компонентов:

1. Гностический – относится к сфере знаний педагога, не только своего предмета, но и знание способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также самопознание (собственной личности и деятельности).

2. Проектировочный – включает в себя представление о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.

3. Конструктивный – особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся, подразделяют на:

· конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса);

· конструктивно-оперативный (планирование своих действий и действий учащихся);

· конструктивно-материальный (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

4. Организаторский – предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

5. Коммуникативный – направлен на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Необходимо подчеркнуть, что все представленные компоненты часто описываются через систему соответствующих умений педагога. Представленные компоненты не только взаимосвязаны, но и в значительной степени пересекаются между собой.

Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.

На базе педагогической культуры путем познания традиций, опыта и новаторства формируется педагогический профессионализм, более высокий уровень развития которого трансформируется в педагогическое мастерство.

Существуют различные подходы к определению структуру педагогической культуры.

А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин выделяют структуре педагогической культуры четыре основных блока:

1. Специальные способности и свойства педагогической личности:

1.1. Деловые качества (добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, энергичность, точность);

1.2. Рефлексивные качества (аккуратность, подтянутость, самокритичность, широкий кругозор, эрудиция);

1.3. Коммуникативные качества (внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, требовательность, обязательность);

1.4. Эмпатийные качества (гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность, способность к сопереживанию и аттракции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: